Тестирование в практике психологического консультирования в ДОУ.
консультация

Менлязова Анастасия Александровна

Тестирование в практике психологического консультирования в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование в практике психологического консультирования в ДОУ.

Тест - это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических характеристик (функций).

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностъю таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Тесты - стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Именно благодаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуальными или личностными особенностями, т.е. сформулировать определенный психологический диагноз.

Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

Время от времени в процессе проведения психологического консультирования возникает срочная необходимость психологического тестирования клиента. Когда, при каких обстоятельствах появляется необходимость в этом?

  1. Во-первых, тогда, когда у психолога-консультанта не хватает сведений для того, чтобы сделать правильные выводы о сути проблемы клиента и с учетом его индивидуальности предложить действенные меры по практическому решению возникшей проблемы.
  2. Во-вторых, тогда, когда необходимо оценить такие индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении человека.К числу подобных личностных свойств относятся, например, такие, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п.
  3. В-третьих, тогда, когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние на данного клиента оказало или может оказать посещение психологической консультации, получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта
  4. В-четвертых, тогда, когда в практике консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно не установлена, не оценена ни количественно, ни качественно.
  5. В-пятых, тогда, когда сама по себе процедура психодиагностики, применяемая в практике психологического консультирования, имеет известное психотерапевтическое значение, оказывая благотворное влияние на клиента.

Тестирование дошкольников, а это дети в возрасте от 3 до 6-7 лет имеет свои особенности.

Психологическое консультирование направлено на своевременное выявление и преодоление психологических трудностей детей, на ознакомление родителей с их возрастными особенностями (возрастно-психологическое консультирование) и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание. Особенность консультирования детей дошкольного возраста заключается в том, что инициатором запроса является не ребенок, а окружающие его лица: педагоги, воспитатели, родители, близкие родственники. Специфика психологического консультирования в условиях детского сада заключается в опосредованном характере консультирования, направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.

Психологическое консультирование в образовательном учреждении не может существовать отдельно, независимо от других направлений деятельности психолога. Наличие детей с коммуникативными, эмоционально-личностными проблемами, с различными недостатками в психическом развитии предполагает организацию психопрофилактических мероприятий (беседы с родителями и воспитателями, наблюдения за детьми), психодиагностических обследований и коррекционно- развивающей работы с детьми. Психологическая консультация показана в тех случаях, когда требуется помочь семье справиться с кризисным состоянием, со стрессовой ситуацией, при необходимости коррекции детско-родительских отношений, коррекции недостатков в психическом развитии детей. Каждый случай индивидуален и требует детального изучения анамнеза, истории развития ребенка, ознакомления с медицинской картой ребенка. Начиная работу с проблемой, психологу необходимо в беседе с родителями выяснить следующее:

- всегда ли у ребенка была данная проблема, в чем именно она выражалась;

- с какого момента возникла, кто первый обратил внимание на данную проблему;

- в чем родители видят причину возникновения проблемы;

- были ли изменения в структуре семьи или условиях жизни (рождение второго ребенка, переезд, сильный испуг, ситуация развода, болезнь или смерть близких);

- как сам ребенок воспринимает свою проблему или затруднение;

- что было сделано для решения данной проблемы, какие трудности при этом возникали.

Важной задачей психолога является снятие чувства тревоги у родителей, углубление понимания трудностей ребенка, усиление чувствительности к его потребностям. Психолог должен создать доверительные, откровенные отношения с родителями, он должен четко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги и давать им возможность выражать эти чувства. Беседа консультанта с родителями своей главной целью имеет достижение более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. Родители могут записать выводы и рекомендации психолога – это им поможет в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, проверять их правильность на последующем поведении ребенка.

Но прежде всего неправомерные требования, предъявляемые родителями к детям, очень часто связаны с психологическими проблемами самих родителей.

Психологическая диагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотря на кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным для профессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методов психологического консультирования и тестирования.

Литература

  1. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1996г.
  2. Кулганов В.А., Верещагина Н.В. Консультирование в работе детского практического психолога. Учебное пособие. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2008г.
  3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: «Академия», 2001г.
  4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: «Астрель», АСТ, 2004г.
  5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования, «Владос», 1999г.
  6. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред.К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М. «Просвещение», 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии

Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...

Проект программы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся

Проблема суицидального поведения является актуальной проблемой школы, так как имеется несколько учащихся, совершивших попытку суицида. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойс...

Психологическое консультирование для подростков "Если ты попал в трудную ситуацию"

Памятки и рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся...

Психологическое консультирование, как вид деятельности психологической службы

В презентации раскрыты понятие, цели, задачи, основные организационные формы, принципы психологического консультирования. Модели работы психолога в образовании....

Психологическое консультирование старшеклассников с целью их профессионального самоопределения

Опираясь на свой опыт работы с подростками, раскрываю роль психологического консультирования в прфессиональном самоопределении старшеклассника. Основные принципы консультирования, "рабочая" ...