Психологическое консультирование старшеклассников с целью их профессионального самоопределения
консультация по психологии (9, 10, 11 класс)

Шитикова Флера Абдуловна

Опираясь на свой опыт работы с подростками, раскрываю роль психологического консультирования в прфессиональном самоопределении старшеклассника. Основные принципы консультирования, "рабочая" методика, этапы профконсультации, показатели ее эффективности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikats.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Шитикова Флера Абдуловна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №603 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Согласно «Закону РФ об образовании», его содержание – «один из факторов экономического и социального прогресса общества», и оно «должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности», в том числе и профессионального, главной целью которого является «постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития» (Пряжников Н.С.). Специалисты выделяют 4 основные задачи профессионального самоопределения: информационно-справочные; диагностические;  морально-эмоциональную поддержку и помощь в выборе, в принятии решения. Решение этих задач возможно на разном уровне: «вместо» или «вместе» с выбирающим, постепенно формируя готовность самостоятельно решать проблемы.         Очевидно, что легче всего «вместо» и труднее «вместе» со школьниками решать проблемы их профессионального самоопределения. Ну а оказание морально-эмоциональной поддержки ребятам, помощь в выборе, в принятии решения в компетенции психолога, особенно если он владеет навыками психологического консультирования и ее разновидности – профконсультации, которая сегодня развивается очень активно.  А значит, на мой взгляд,  школьному психологу нужно и знание теории, и   личный опыт проведения таких консультаций, потому что без этого он не будет знать то, что касается частных вопросов, не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки. Ведь недостаточно молодому человеку дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит. «Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху» (Митина Л.М.)

При консультировании старшеклассников важно следовать следующим принципам:

- получить профиль интеллектуальных и личностных способностей, чтобы говорить о том, в каких направлениях клиент может достичь успеха, а в каких – испытывать трудности;

- ориентация на группы сходных профессий;

- приоритетный учет общих способностей, а не специальных или мотивации; презумпция профессиональной пригодности.

Часто в качестве «рабочей» методики выбираю «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» Л.А. Ясюковой, которая позволяет в процессе комплексного обследования определить индивидуальные особенности подростка, выявить структуру его профессиональных задатков и дать надежные рекомендации по выбору будущей сферы деятельности.

Количество этапов профконсультирования и их последовательность определяются целью и видом консультации: первичная осуществляется на основе интервью и экспресс-диагностики, а углубленная требует проведения психодиагностики и вторичной консультации по ее результатам. Запросы у старшеклассников чаще всего следующие:

- желание подтвердить правильность уже сделанного выбора (подтверждающий вариант, когда проверятся устойчивость намерений);  

- невозможность опознать у себя какие-либо устойчивые интересы («нулевой» вариант, когда есть осознание необходимости решения проблемы, но профплана нет);

- трудности выбора, обусловленные многообразием собственных интересов и способностей (в этой ситуации возможен и альтернативный вариант, когда у оптанта несколько вариантов профплана, но он не знает, какой выбрать, и есть потребность в отвержении одного из вариантов);

- расхождения между интересами и способностями (здесь мне близка позиция Л.А. Ясюковой: ставка на способности человека);

- расхождение мнений подростка и его родителей относительно профессионального выбора («конфликтная ситуация», когда важно отстоять интересы молодого человека, исходя из его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка).

Однако каким бы ни был запрос, главное, чтобы профконсультация оказалась эффективной. Профессор Е.А. Климов  выделил 4 основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: реальный выбор; успешность выбора; психофизиологическая цена за такую успешность и удовлетворенность человека совершенным выбором. «Как минимум, - отмечал классик профориентации, - профконсультация должна формировать у оптанта оптимистическое отношение к своему выбору».

Важно, чтобы в результате профконсультации старшеклассник не только получил знания о профессиях на рынке труда и обучения и о своих профессиональных возможностях и интересах, составил профплан, но и получил навыки решения проблем, связанных с реализацией карьеры, оптимизировал свое эмоциональное состояние и, конечно же,  испытал чувство удовлетворенности полученной консультацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Психологическое консультирование "Что делать, если у подростка нет цели и стремлений?"

Цикл консультаций для родителей по вопросам взаимодействия с подростками....