Главные вкладки

    Профессиональное самоопределение старшеклассников
    элективный курс (9 класс) по теме

    Паначёва Ирина Евгеньевна

    Программа элективного курса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon professionalnoe_samoopredelenie_starsheklassnikov.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элективный курс

    «Профессиональное самоопределение старшеклассников»

    авторская программа составлена Паначёвой И.Е.

    учителем МОУ Уйско-Чебаркульской сош

    Пояснительная записка

    Сегодня    уделяется недостаточно внимания к школьной профориентации, которая призвана содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

    В     целом    организация    и     планирование    профориентационной    работы    со старшеклассниками во многом зависит от конкретных условий.

    Главная психологическая причина введения профориентационной работы заключается В том, что перед значительным количеством людей возникает проблема свободы выбора

    Проблема свободы порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор, страх перед ответственностью вызывает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы, но поскольку далеко не все подростки готовы к такой ответственности, то возникает насущная потребность в специальных занятиях, облегчающих эти сложнейшие жизненные задачи.

    Выбор профессии- дело личное, поэтому на занятиях курса стоит говорить только о профессиональном самоопределении. Поскольку в этом возрасте школьники чаще всего ориентируются в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации, то в первую очередь необходимо знакомить учащихся с миром профессионального труда, выявлять их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать долгосрочные прогнозы)

    Постепенно нужно формировать готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Окончательно затем основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом важно не давать готовых рекомендаций, а постепенно формировать готовность самостоятельно совершать выбор.

    Условно   можно   выделить   следующие   основные   задачи   профессионального самоопределения:

    * информационно- справочные, просветительские;

    *диагностические (в идеале - помощь в самопознании )

    При решении информационно- справочной задачи на первом уровне школьникам просто сообщается нужная информация, на втором - совместный анализ полученной информации, на третьем - объяснение, как самостоятельно можно получить информацию

    Профконсультирование предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку школьником своих планов

    Главную цель профессионального самоопределения можно сформулировать следующим образом: постепенное формирование у учащихся готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени, пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально их реализующим.

    Активная позиция самоопределяющегося школьника предполагает: "Готовность увидеть проблему самоопределения;

    *попытку самостоятельно её решить;

    * готовность обратиться за помощью;

    *желание самостоятельно совершать определённые действия;

    * готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию по- новому;

    *готовность пойти на внутренние компромиссы

    Нередко СМИ производится ориентация не на конкретной профессии, а на определённый образ жизни. А, как, известно в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия- всего лишь «средство» достижения желаемого.

    Выбор профессии- один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

    Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латинского орtacio- желание, избрание). Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

    Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности.

    Помощь в ходе занятий заключается в том, что подростку дается возможность определить наличие и направленность его профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессиональной деятельности, он получает информацию о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии. Окончательный же выбор будущей профессии остается за подростком.

    Характеристика программы

    Цель: приобретение участниками занятий знаний и умений необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

    Задача: развитие профессиональной зрелости старшеклассников.

    Основные параметры профессиональной зрелости:

    •   автономность;

    •   информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими способностями;

    •   умение принимать решение;

    •   умение планировать свою профессиональную жизнь;

    •   эмоциональная включенность в ситуацию решения.

    В процессе занятий планируется проведение индивидуальных консультаций, диагностирование, анкетирования. Возможны также дополнительные индивидуальные задания для подростков: чтение литературы, выполнение исследовательской работы.

    Курс данной программы рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

    Для оценки эффективности занятий используется методы:

    Сравнение результатов, полученных при использовании методики «Профессиональная готовность» на первом занятии и в конце последнего. Разница в баллах свидетельствует о происшедших изменениях.

    1. Самоотчет   учащихся   по   окончанию   занятий.  

     На   последнем   занятии, ребятам предлагается опросник, цель которого - выяснить, чем помогли им занятия.

    1. Оценка развития факторов профессиональной зрелости.

    -Уровень автономности оценивается по высказываниям учащихся о самих себе.

    -Уровень информированности о мире профессий оценивается по характеру рассказа о будущей профессии.

    - Развитие умений принимать решения и умений планировать свою профессиональную жизнь оценивается по самоотчетам учащихся.

    - Выводы о развитии эмоционального отношения по самоотчетам.

    Диагностика в профориентационной  работе

    Цель:    Выявление    актуального    состояния    и    степени    развития    основных параметров       профессиональной зрелости личности.

    Результаты диагностики используются:

    *для активизации стремления школьника к самопознанию, самосовершенствованию;

    *при построении своих жизненных и профессиональных планов с учётом своих психических ресурсов

    *Для изучения профессиональных намерений применяются такие методические приёмы, как использование анкет открытого и закрытого типа, беседы, резюме, минисочинения на тему о выборе профессии.

    * Выявление интересов личности осуществляется на основе специальных анкет, опросников, бесед, наблюдения за деятельностью школьника.

    *Данные о склонностях могут быть получены с помощью такого диагностического приёма, как анкетирование.

    *Для изучения способностей применяются разнообразные приёмы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, опросники, диагностические исследования, предметные и проективные тесты.

    * Для изучения психофизиологических особенностей учащихся используются психофизические методики (анкеты, тесты, опросники).

    Литература

    1. Е.Н. Прощицкая Выбирайте профессию ( Пособие для старшеклассников) Москва «Просвещение» 1991

    2. Т. Л. Павлова  Профориентация старшеклассников ( Диагностика и развитие   проф. зрелости ) Москва «Творческий центр» 2005

    3.    Ф.    А.    Зуева        Предпрофильная    подготовка    (Основы    профессионального самоопределения )    Челябинск «Взгляд» 2004

    4. Н.  С. Пряжников Игры и методики для    профессионального самоопределении старшеклассников. Москва «Первое сентября» 2004

    5. Журнал «Классный руководитель» №4 2000

    6. Журнал «Классный руководитель» №2 2006

    7. В. А. Родионов.   Я и все - все -все (тренинговые занятия ).   Ярославль Академии развития 2002

    8. В. А.  Родионов.    Развитие навыков делового общения (тренинговые занятия

    Ярославль Академия развития 2005

    9.    В.  А. Родионов.      Я и другие (тренинговые занятия). Ярославль Академия развития 2003

    10.    В. И. Петрушин. Психологические аспекты деятельности учителя и классной

    руководителя Москва Центр «Педагогический поиск» 2001

    Тематическое планирование

    № урока

    Тема

    Форма проведения занятий

    Аналитическая и диагностическая деятельность

    I.  Жизненное и профессиональное самоопределение - один из важнейших шагов в жизни человека

    Цель: введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения.

    Задачи: ввести в проблему профессионального и жизненного самоопределения.

    1.1

    Жизненное и профессиональное самоопределение.

    Основы профессионального самоопределения.

    Беседа

    Практическая работа

    Анализ схемы «Пути освоения профессии» Правила выбора профессии.  Заполнение таблицы «Выбор профессии»

    1.2

    Стратегия выбора профессии.

    Беседа Диагностическая работа.

    Схема

    Анализ схемы «Выбор» («могу», «хочу», «надо»).  Методика «Профессиональная готовность» [2] стр. 71. Д/з. Информационная карта оценки мира профессий[4] стр.62.

    Игра «Комплимент».

     I I. Мир профессий .

    Цель: расширить информированность учащихся о мире профессий.

    Задачи: познакомить с 4-ярусной классификацией профессий (Е.А Климов);

     познакомить с перечнем профессий, относящихся к перечисленным классификация типам, и их психологической характеристикой, с новыми профессиями на рынке труда и психологическими качествами, необходимыми для их освоения; помочь каждому подростку составить для себя формулу профессии.

    2.1

    Понятие о профессии и специальности

    Общий обзор классификации профессии

    [1]стр. 5. [2]стр. 56. [2] стр. 82- характеристика профессий.

    Профессиограмма [1] стр. 1 14.

    2.2

    Типы, классы, отделы и группы профессий

    Беседа

    Решение упражнений и практических задач [1]стр. 19

    2.3

    Классификация профессий . Требование профессии к человеку.

    Практическая работа

    Формула профессии. [1] стр. 16

    Анализ требований профессии к человеку [10] стр. 156 Тест [1]стр5 [1]

     Игра «Профессиянс» стр. 79

    III. Способности и профессиональный выбор.

    Цель: повышение интереса подростка к самому себе, развитие навыков самопознания.

     Задачи: показать школьникам необходимость самоанализа при принятии серьезных решений, дать представление об анализе способностей как одном из факторов выбора

    профессии; формирование умений анализировать свои сильные и слабые стороны.

    3.2

    Способности и условия их появления

    Лабораторная работа

    Мотивы выбора профессии.

    Каков ваш творческий потенциал [2] стр. 34. Ваша будущая профессия [3.. Способности и условия их проявления стр. 6 [1] стр. 31, [8] стр.24. Тест «Профессиональные интересы, склонности, способности». Тест «Изучение профессиональной направленности» [1] стр. 35, [2] стр.43.45, [10] стр. 153. Анкета интересов.

    3.1

    Способности и профессиональная пригодность

    Беседа

    Практическая работа

    3.2

    Интересы и склонности.

    Как управлять интересами и склонностями

    Беседа

    Практическая работа

    IV.      Характер и выбор профессии .

    Цель: повышение у учащихся интереса к собственной личности, как одного из фактора выбора профессии.

    Задачи: познакомить школьника с понятием «характер»,  дать характеристику зрелой личности,  продолжить формирование умения   анализировать свои сильные и слабые стороны.

    4.1

    Внутренний мир человека и система представления о себе

    Беседа

    Практическая работа

    Определение типа темперамента [3] стр. 4- Лабораторная работа №1 «Внутренний мир человека» [3] стр. 21.

    Лабораторная  работа № 4. «Темперамент»  [6] стр. 66 – 70.

     Характер, темперамент [1] стр..98.

    Практическая работа [1] стр101 [8] стр 55. «Какой у вас характер».

    Профессиональная пригодность [3] стр 29. Методика «шкала реактивной и личностной тревожности»

    4.2

    Как выявить основные черты характера.

    Практическая работа

    5.2

    Профессиональная пригодность.

    Лабораторная работа

    VI.       Принятие решений .

    Цель: основание учащихся алгоритма принятия решений

    Задачи: дать учащимся знания об алгоритме принятия решений; помочь ребятам в освоение алгоритма на практике.

    6.1.

    Принятие решений

    [2] стр 9. личностные ожидания от будущей проф. [6] стр 51.Игра «Вокзал мечты» [9] стр90

    VII.     Планирование профессионального пути.

    Цель: выработать у учащихся умения планировать свой профессиональный путь. Задачи: дать участникам занятий необходимые знания по планированию профессионального пути,  помочь   в применении этих знаний на практике, предоставить ребятам возможность «заглянуть в будущее» с учетом  полученных знаний        .

    7.1

    Профессиональный план.

     [2] стр 22-24. оценка проф.намер и планов

    [2] стр 41 наличие проф.планов и степень их

    Советы по профессиональному воспитанию

    Практическая работа

    Профессиональный план, резюме, автобиография

    7.2

    Советы по профессиональному воспитанию.

    Ошибки при выборе профессии.

    VIII.   Профессиональная зрелость.

    Цель: обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решений при выборе профессий и планировании профессионального пути.

     Задачи: обобщить приобретенные учащимися знания и умения, необходимые для профессионального и жизненного самоопределения, получить материалы для оценки эффективности изучения курса и выявить динамику развития профессиональной зрелости учащихся.

    8.1

    Практическая работа

     Анкета на выявление и оценку профессиональной направленности [2] стр. 13. Опросник [2] стр .71.

    Профессиональная  готовность [10] стр. 149 Практическая работа [1] стр . 1 16 [4] стр. 151 «Будь готов» - активизирующий опросник [8] стр. 108

    Резюме [6] стр. 98

    8.2

    Практическая работа

    Практическая работа

    8.3

    Персональное резюме, автобиография.

    Практическая работа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

    Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

    В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

    Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

    Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

    «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

    Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

    Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"

    В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки....

    ДОКЛАД «Взаимодействие с семьей как условие эффективного профессионального самоопределения старшеклассников».

    Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена нашего общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от ...