Главные вкладки

    Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"
    материал (9 класс) по теме

    Медведева Надежда Владимировна

    В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Республиканский научно-исследовательский проект  «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития».

    2011 -2013 г.г

    В период с октября 2011 года по декабрь 2013 год  ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являлся экспериментальной площадкой Республиканского научно-исследовательского проекта  «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития».

    Цель исследования  - обоснование и разработка технологии активизации профессионального самоопределения старшеклассников, находящихся в особой социальной ситуации развития.

    Задачи исследования:

    1. Выявить психологические детерминанты профессионального самоопределения личности.

    1. Разработать методологическую модель психологических детерминант профессионального самоопределения.
    2. Разработать систему диагностики параметров, характеризующих уровень психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
    3. Изучить общие закономерности и  специфику профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития: трудновоспитуемых  детей; детей, оставшихся без попечения родителей; одарённых детей.
    4. Разработать концепцию формирования профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития.
    5. Обосновать направления, содержание и формы психолого-педагогической работы, способствующей успешному профессиональному самоопределению старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
    6. Разработать и апробировать технологию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
    7. Обобщить, статистически обработать и оформить результаты исследований.
    8. Организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений РМЭ, осуществляющих образование и воспитание детей в особой социальной ситуации развития, по созданию условий для успешного профессионального самоопределения обучающихся.
    9. Разработать учебно-методические пособия для психологов и педагогов образовательных учреждений, позволяющие внедрить результаты научно-исследовательского проекта в практику системы образования.
    10.  Сформировать сообщество специалистов, занимающихся проблемами профессионально-личностного развития.

    Этапы проекта:

    I этап - Подготовительный:  октябрь – ноябрь 2011г. 

    Цель: Создание условий для проведения эксперимента.

    II этап - Практический: декабрь 2011 – июнь 2013 гг.

    Цель:  разработка и апробация технологии активизации профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития.

    III этап – Обобщающий: сентябрь – декабрь 2013 г.

    Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

    Научный руководитель проекта: Арон Ирина Станиславовна, к.псх.н., доцент кафедры педагогического менеджмента ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».

          Основные направления деятельности: 

    I этап:

    - открытие экспериментальных площадок;

    - подготовка документации,  обеспечивающей работу специалистов;

    - выявление психологических детерминант профессионального самоопределения личности;

    - разработка программы исследования;

    - формирование пакета диагностических методик;

    - разработка программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

    II этап:

    - изучение  общих закономерностей и  специфики профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития: трудновоспитуемых  детей; детей, оставшихся без попечения родителей; одарённых детей;

    - обоснование направлений, содержания и форм психолого-педагогической работы, способствующей успешному профессиональному самоопределению старшеклассников в особой социальной ситуации развития;

    - психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития;

    - мониторинг хода эксперимента, анализ результатов мониторинга и корректировка деятельности участников эксперимента.

    III этап:

    - теоретическое обоснование результатов эксперимента, определение их соответствия гипотезе, цели  и задачам исследования;

    - разработка концепции формирования профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития;

    - разработка методических материалов  по внедрению сформированных программ в практику образования;

    - распространение результатов исследования.

    Мероприятий, проведенные сотрудниками Волжской школы – интернат  по реализации научно-исследовательского проекта:

    Мероприятие

    Цель мероприятия

    Ответственный

    Проведение собеседований и консультаций для педагогов 8, 9 классов для организации в классе работы по профопределению учащихся

    -Познакомить педагогов с приоритетами интересов выпускников в получении профессии.

    -выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда и возможностей учащихся

    Диагностика уровня сформированности основных показателей успешности   психологической готовности к профессиональному самоопределению  старшеклассников

    - выявление динамики  сформированности планируемых показателей профессионального самоопределения  

    Педагог-психолог Крестьянинова О.В.

    Справочно –информационное  консультирование школьников  - участников эксперимента по проблемам выбора профессии, корректировка профессиональных планов

    -активизация профессионального самоопределения  школьников;

    Заместитель директора по социальным вопросам Смолина С.В., педагог-психолог Крестьянинова О.В.

    Проведение конкурса проектов школьников «Моя профессия – мой выбор!»

    -формирование мотивации и субьектности профессионального самоопределения  школьников

    Мероприятие «День профессионального самоопределения»:

    • профконсультирование учащихся разного возраста;
    • встреча со специалистами, достигшими успеха в своей профессиональной деятельности.

    -активизация профессионального самоопределения  школьников.

    Администрация, педагог-психолог, социальные педагоги ОУ

    Собеседование с выпускниками  по определению их дальнейшего жизненного пути

    -расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессией;

    -ознакомление с ситуацией на рынке труда;

    -представление современных профессий, их видов.

    Социальная служба.

    Проведение тематических классных часов «Разнообразный мир профессий», «Дорогами профессий»,

    -осознание целей выбора будущей профессии;

    -развитие навыков конструктивного взаимодействия;

    Развитие навыков целеполагания и рефлексии.

    Классные руководители 7,8,9, классов, социальные педагоги, учителя-предметники.

    Презентации рабочих профессий, экскурсии на предприятия г.Волжска и РМЭ

    -расширить представление учащихся о разнообразии рабочих профессий;

    -подводить школьников к осознанному выбору профессии.

    Администрация, социальная служба,

    классные руководители

    Организация и проведение психолого-педагогического консилиума

    -представление информации о личностных особенностях учащихся;

    Определение соответствия выбранной профессии личностным особенностям.

    Администрация, педагог-психолог, педагоги

    В рамках реализации проекта 2013 – 2014 учебном году с воспитанниками  Волжской школы - интерната мною и психологом школы – интерната были проведены анкетирование воспитанников и педагогов школы - интерната на основании следующих диагностических методик предложенных руководителем проекта:

    •  Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (для школьников);
    •  Анкетный опрос  «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (ответы педагогов) (в % от числа опрошенных).

    В реализации эксперимента приняли участие учащиеся 8 и 9 классов.

     Результаты анкетного опроса учащихся и педагогов ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представлены в приложении №1.

    По результатам Республиканского научно-исследовательского проекта  «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития» был издан сборник статей «Профессиональное и личностное самоопределение в особой социальной ситуации развития». В сборнике предоставлены материалы, подготовленные педагогами и психологами образовательных учреждений Республики Марий Эл по проблемам профессионального и личностного самоопределения школьников, находящихся в различных социальных ситуациях развития. В данном сборнике имеется  и моя статья «Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Таким образом, сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики свидетельствуют о позитивной динамике развития психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников образовательных учреждений, участвовавших в НИП по всем компонентам психологической готовности (когнитивному, деятельностному, мотивационному, личностному). Что является подтверждением эффективности разработанной и реализуемой в ходе экспериментального исследования технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников, находящихся в особой социальной ситуации развития.

    Приложение №1.

    Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (для школьников)

    (в % от числа опрошенных) количество опрошенных – 43 человека

    Начальная диагностика

    Итоговая диагностика

    I. Представления о себе

    1. Оценка уровня развития психических процессов:

    - память:           «5» - 14

                               «4» - 63

                               «3» -23

                               «2» - 0

    - внимание:       «5» - 16

                               «4» - 60

                               «3» - 24

                               «2» - 0

     - мышление:    «5» - 12

                               «4» - 56

                               «3» - 32

                               «2» - 0

     - воображение: «5» - 12

                               «4» - 49

                               «3» - 30

                               «2» - 9

     - воля:               «5» - 19

                               «4» - 51

                               «3» - 18

                               «2» - 12

    1. Оценка уровня развития психических процессов:

    - память:           «5» - 7

                               «4» - 53

                               «3» - 33

                               «2» - 7

    - внимание:       «5» - 7

                               «4» - 53

                               «3» - 30

                               «2» - 10

     - мышление:    «5» - 9

                               «4» - 53

                               «3» - 28

                               «2» - 10

     - воображение: «5» - 21

                               «4» - 51

                               «3» - 28

                               «2» - 0

     - воля:               «5» - 19

                               «4» - 44

                               «3» - 37

                               «2» - 0

    2. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

    1. Радость - 93
    2. Грусть - 100
    3. Злость - 100
    4. Удовольствие - 23
    5. Удивление - 19
    6. Гнев - 47
    7. Отвращение - 19
    8. Стыд - 19
    9. Восторг - 9
    10. Интерес - 21
    11. Страх - 16

    2. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

    1. Радость - 86
    2. Грусть - 81
    3. Злость - 67
    4. Удовольствие - 23
    5. Удивление - 12
    6. Гнев - 33
    7. Отвращение - 7
    8. Стыд - 14
    9. Восторг - 7
    10. Интерес - 40
    11. Страх - 14

    3. Состояния, которые чаще всего испытывает:

    1. Утомление - 51
    2. Расслабление - 16
    3. Активность - 70
    4. Тревожность - 19
    5. Бодрость - 47
    6. Апатия - 4
    7. Напряжение - 19
    8. Скука - 77
    9. Сонливость - 21

    3. Состояния, которые чаще всего испытывает:

    1. Утомление - 37
    2. Расслабление - 14
    3. Активность - 77
    4. Тревожность - 12
    5. Бодрость - 56
    6. Апатия - 0
    7. Напряжение - 23
    8. Скука - 53
    9. Сонливость - 19

    4. Тип темперамента:

    1. Холерик - 21
    2. Флегматик - 0
    3. Меланхолик - 0
    4. Сангвиник - 9
    5. Не знаю - 70

    4. Тип темперамента:

    1. Холерик - 40
    2. Флегматик - 12
    3. Меланхолик - 12
    4. Сангвиник - 15
    5. Не знаю - 21

    5. Черты характера:

    1. Целеустремлённость - 35

    2. Самостоятельность - 33

    3. Ответственность - 35

    4. Активность - 65

    5. Общительность - 53

    6. Замкнутость - 14

    7. Пессимистичность - 0

    8. Оптимистичность - 9

    9. Честность - 26

    10. Застенчивость - 9

    11. Доброта - 37

    12. Самовлюблённость - 0

    13. Упрямство - 12

    14. Гордость - 16

    15. Инициативность - 21

    16. Обидчивость - 37

    17. Лень - 21

    18. Недисциплинированность - 21

    19. Робость - 12

    20. Прямолинейность - 26

    5. Черты характера:

    1. Целеустремлённость - 37

    2. Самостоятельность - 42

    3. Ответственность - 33

    4. Активность - 70

    5. Общительность - 63

    6. Замкнутость - 14

    7. Пессимистичность - 4

    8. Оптимистичность - 21

    9. Честность - 21

    10. Застенчивость - 12

    11. Доброта - 37

    12. Самовлюблённость - 0

    13. Упрямство - 14

    14. Гордость - 19

    15. Инициативность - 30

    16. Обидчивость - 33

    17. Лень - 16

    18. Недисциплинированность - 7

    19. Робость - 7

    20. Прямолинейность - 21

    6. Способности:

    1.Математические - 0

            2. Художественные - 14

            3. Литературные - 0

            4. Сценические - 0

            5. Общения – 23

               6. Не знаю - 63

    6. Способности:

    1.Математические - 9

            2. Художественные - 26

            3. Литературные - 0

            4. Сценические -7

            5. Общения – 37

               6. Не знаю - 21

    7. Преобладающие потребности:

    1.Материальные - 23

            2. Духовные - 7

            3. Познавательные - 4

            4. Социальные (общение) - 22

            5. Не знаю - 44

    7. Преобладающие потребности:

    1.Материальные - 21

            2. Духовные - 7

            3. Познавательные - 7

            4. Социальные (общение) - 42

            5. Не знаю - 23

    8. Оценка физического здоровья:

    1.Очень хорошее - 21

            2. Хорошее - 42

            3. Среднее - 28

            4. Плохое - 7

            5. Затрудняюсь ответить - 2

    8. Оценка физического здоровья:

    1.Очень хорошее - 19

            2. Хорошее - 26

            3. Среднее - 33

            4. Плохое - 14

            5. Затрудняюсь ответить - 8

    9. Пропуск уроков по причине болезни:

    1.Часто - 14

            2. Редко - 86

    9. Пропуск уроков по причине болезни:

    1.Часто - 16

            2. Редко - 84

    10. Наличие хронических заболеваний:

    1. Сердечно-сосудистой системы - 9  

    2. Пищеварительной системы  -   14    

    3. Нервной системы    -     0                

    4. Костно-мышечной системы - 0        

    5. Половой системы    -    0                  

    6. Дыхательной системы -  14            

    10. Наличие хронических заболеваний:

    1. Сердечно-сосудистой системы -  9  

    2. Пищеварительной системы  -  14      

    3. Нервной системы    -       0              

    4. Костно-мышечной системы - 0        

    5. Половой системы    -   0                  

                6. Дыхательной системы -   14          

    II. Представление о других людях

    11. Разбирается ли в людях:

    1.Да - 70

            2.Нет - 7

            3. Затрудняюсь ответить - 23

    11.  Разбирается ли в людях:

    1.Да - 58

            2.Нет - 21

            3. Затрудняюсь ответить - 21

    12. Может ли оценить психологические характеристики людей, с которыми общается:

    1.Да - 26

    2.Не всегда - 51

             3.Нет - 33

    12. Может ли оценить психологические характеристики людей, с которыми общается:

    1.Да - 30

    2.Не всегда - 33

             3.Нет - 37

    13. Часто ли ошибается в своих предположениях о поведении другого человека:

          1. Всегда - 0

          2. Часто - 0

          3. Иногда - 53

          4. Никогда - 19

          5. Затрудняюсь ответить - 28

    13. Часто ли ошибается в своих предположениях о поведении другого человека:

          1. Всегда - 0

          2. Часто - 12

          3. Иногда - 63

          4. Никогда - 9

          5. Затрудняюсь ответить - 16

    14. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

          1. Всегда - 0

          2. Часто - 21

          3. Иногда - 63

          4. Никогда - 9

          5. Затрудняюсь ответить - 7

    14. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

          1. Всегда - 0

          2. Часто - 16

          3. Иногда - 56

          4. Никогда - 0

          5. Затрудняюсь ответить - 28

    15. Есть ли настоящие друзья:

          1. Да - 30

          2. Нет - 51

          3. Затрудняюсь ответить - 19

    15. Есть ли настоящие друзья:

          1. Да - 37

          2. Нет - 42

          3. Затрудняюсь ответить - 21

    16. Часто ли знакомые люди разочаровывают:

           1. Часто - 60

           2. Иногда - 19

           3. Никогда - 19

           4. Затрудняюсь ответить - 2

    16. Часто ли знакомые люди разочаровывают:

           1. Часто - 53

           2. Иногда - 28

           3. Никогда - 12

           4. Затрудняюсь ответить - 7

    17. Возникают ли трудности при общении с одноклассниками:

          1. Часто - 0

          2. Иногда - 100

          3. Никогда - 0

          4. Затрудняюсь ответить - 0

    17. Возникают ли трудности при общении с одноклассниками:

          1. Часто - 14

          2. Иногда - 81

          3. Никогда - 5

          4. Затрудняюсь ответить - 0

    18. Возникают ли трудности при общении с педагогами:

          1. Часто - 0

          2. Иногда - 100

          3. Никогда - 0

          4. Затрудняюсь ответить - 0

    18. Возникают ли трудности при общении с педагогами:

          1. Часто - 14

          2. Иногда - 81

          3. Никогда - 5

          4. Затрудняюсь ответить - 0

    III. Представления о профессиональном развитии

    19. Считает ли, что профессиональная деятельность человека влияет на его развитие, личную и семейную жизнь:

          1. Да - 100

          2. Нет - 0

          3. Затрудняюсь ответить - 0

    19. Считает ли, что профессиональная деятельность человека влияет на его развитие, личную и семейную жизнь:

          1. Да - 100

          2. Нет - 0

          3. Затрудняюсь ответить - 0

    20. Выбор профессии:

          Сделали – 21

          Не определились - 79

    20. Выбор профессии:

          Сделали – 51

          Не определились - 49

    21. Назвали по 5 профессий, относящимся к каждому из типов профессий:

           1. Человек – Человек – 0

           2. Человек – Природа – 0

           3. Человек – Техника – 0

           4. Человек – Знак – 0

           5. Человек – Художественный образ – 0

           Не смогли выполнить задание - 100

    21. Назвали по 5 профессий, относящимся к каждому из типов профессий:

           1. Человек – Человек – 58

           2. Человек – Природа – 40

           3. Человек – Техника – 49

           4. Человек – Знак – 33

           5. Человек – Художественный образ – 33

           Не смогли выполнить задание - 21

    22. Какого типа профессией хотел бы овладеть:

          1. Человек – Человек - 14

          2. Человек – Природа - 0

          3. Человек – Техника - 70

          4. Человек – Знак - 2

          5. Человек – Художественный образ - 0

          6. Не знаю - 14

    22. Какого типа профессией хотел бы овладеть:

          1. Человек – Человек - 26

          2. Человек – Природа - 16

          3. Человек – Техника - 49

          4. Человек – Знак - 7

          5. Человек – Художественный образ -2

          6. Не знаю - 0

    23. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника (самооценка):

          1. Человек – Человек - 14

          2. Человек – Природа - 0

          3. Человек – Техника - 35

          4. Человек – Знак - 7

          5. Человек – Художественный образ - 0

          6. Не знаю - 44

    23. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника (самооценка):

          1. Человек – Человек - 26

          2. Человек – Природа - 16

          3. Человек – Техника - 49

          4. Человек – Знак - 7

          5. Человек – Художественный образ - 2

          6. Не знаю - 0

    24. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

         1. Да - 53

         Какие именно: творческие способности, организаторские способности, хорошие знания

         2. Нет - 47

    24. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

         1. Да - 70

         Какие именно: хорошее здоровье, знание информационных технологий, общительность, целеустремлённость

         2. Нет - 30

    25. Что необходимо, по мнению ученика, для успешного выбора профессии:

          1. Хорошо учиться - 100

          2. Обратиться к психологу - 4

          3. Прислушаться к совету родителей - 0

          4. Прислушаться к совету друзей - 26

          5. Читать специальную литературу - 0

          6. Посещать студии, кружки, секции - 9

          7. Заниматься саморазвитием - 0

          8. Посещать репетиторов - 0

           9. Другое – 0

    25. Что необходимо, по мнению ученика, для успешного выбора профессии:

          1. Хорошо учиться - 100

          2. Обратиться к психологу - 12

          3. Прислушаться к совету родителей - 0

          4. Прислушаться к совету друзей - 21

          5. Читать специальную литературу - 19

          6. Посещать студии, кружки, секции - 26

          7. Заниматься саморазвитием - 14

          8. Посещать репетиторов - 0

           9. Другое - 0

    26. Что делает в настоящее время для подготовки к будущей профессии:

          1. Хорошо учится -21

          2. Обратился к психологу - 0

          3. Прислушался к совету родителей - 0

          4. Прислушался к совету друзей - 30

          5. Читает специальную литературу - 0

          6. Посещает студии, кружки, секции - 19

          7. Занимается саморазвитием - 9

          8. Посещает репетиторов - 0

           9. Другое - 0

    26. Что делает в настоящее время для подготовки к будущей профессии:

          1. Хорошо учится - 30

          2. Обратился к психологу - 19

          3. Прислушался к совету родителей - 0

          4. Прислушался к совету друзей - 28

          5. Читает специальную литературу - 19

          6. Посещает студии, кружки, секции - 28

          7. Занимается саморазвитием - 16

          8. Посещает репетиторов - 0

           9. Другое - 0

    IV. Мнение учащегося об условиях профессионального самоопределения в школе

    27. Проводятся ли в школе мероприятия по подготовке к профессиональному самоопределению:

          1. Да, часто - 100

          2. Проводятся, но редко - 0

           3. Нет -0

           4. Не знаю -0

    27. Проводятся ли в школе мероприятия по подготовке к профессиональному самоопределению:

          1. Да, часто - 100

          2. Проводятся, но редко - 0

           3. Нет - 0

           4. Не знаю - 0

    28. Оценка отношений между учениками класса:

          1. Отношения хорошие, дружеские - 86

          2. Отношения неустойчивые (то хорошие, то плохие) - 14

          3. Отношения плохие, часто конфликтуем - 0

    28. Оценка отношений между учениками класса:

          1. Отношения хорошие, дружеские - 65

          2. Отношения неустойчивые (то хорошие, то плохие) - 35

          3. Отношения плохие, часто конфликтуем - 0

    29. Оценка стиля общения учителей с учениками:

    1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0

           2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 88

           3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 12

    29. Оценка стиля общения учителей с учениками:

    1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 4

           2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 84

           3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 12

    30. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

           1. Положительно (хвалят, поощряют) - 88

           2. Безразлично (не замечают) - 0

           3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 12

    30. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

           1. Положительно (хвалят, поощряют) - 88

           2. Безразлично (не замечают) - 0

           3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 12

    31. Учитывают ли учителя способности, интересы, потребности учеников при планировании и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий:

           1. Да - 26

           2. Не всегда - 53

           3. Нет - 22

    31. Учитывают ли учителя способности, интересы, потребности учеников при планировании и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий:

           1. Да - 30

           2. Не всегда - 58

           3. Нет - 22

    32. Хочет ли ученик посещать занятия психолога для успешного профессионального выбора:

          1. Да – 53

          2. Нет - 21

          3. Затрудняется ответить - 26

    32. Хочет ли ученик посещать занятия психолога для успешного профессионального выбора:

          1. Да - 77

          2. Нет - 14

          3. Затрудняется ответить - 9

    Анкета «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (ответы педагогов) (в % от числа опрошенных)

    Начальная диагностика

    Итоговая диагностика

    I. Представления об ученике

    1. Успеваемость ученика:

                  1. Учится на «5» - 0

                  2. Учится на «4» и «5» - 14

                3. Учится на «4» и «3» - 86

                4. Учится на «3» и «2» - 0

    1. Успеваемость ученика:

                  1. Учится на «5» - 0

                  2. Учится на «4» и «5» - 21

                3. Учится на «4» и «3» - 79

                4. Учится на «3» и «2» - 0

    1. Оценка уровня развития психических процессов:

    - память:           «5» - 0

                               «4» - 14

                               «3» - 40

                               «2» - 37

                               «1» - 9

    - внимание:       «5» - 0

                               «4» - 4

                               «3» - 30

                               «2» - 52

                               «1» - 14

     - мышление:    «5» - 0

                               «4» - 12

                               «3» - 30

                               «2» - 51

                               «1» - 7

     - воображение: «5» - 7

                               «4» - 16

                               «3» - 21

                               «2» - 56

                               «1» - 0

     - воля:               «5» - 0

                               «4» - 0

                               «3» - 40

                               «2» - 40

                               «1» - 20

    1. Оценка уровня развития психических процессов:

    - память:           «5» - 0

                               «4» - 27

                               «3» - 52

                               «2» - 21

                              «1» - 0

    - внимание:       «5» - 0

                               «4» - 12

                               «3» - 49

                               «2» - 30

                               «1» - 9

     - мышление:    «5» - 7

                               «4» - 16

                               «3» - 40

                               «2» - 37

                               «1» - 0

     - воображение: «5» - 14

                               «4» - 16

                               «3» - 49

                               «2» - 11

                               «1» - 0

     - воля:               «5» - 0

                               «4» - 0

                               «3» - 60

                               «2» - 30

                               «1» - 10

    3. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

    1. Радость - 79

    2.Грусть - 100

    3.Злость - 100

    4.Удовольствие - 12

    5.Удивление - 9

    6.Гнев - 63

    7.Отвращение - 12

    8.Стыд - 14

    9.Восторг - 23

    10.Интерес - 14

    11.Страх - 30

    3.Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

    1. Радость - 77

    2.Грусть - 81

    3.Злость - 70

    4.Удовольствие - 12

    5.Удивление - 16

    6.Гнев - 49

    7.Отвращение - 9

    8.Стыд - 12

    9.Восторг - 21

    10.Интерес - 60

    11.Страх - 19

    4. Состояния, которые чаще всего испытывает:

    1.Утомление - 74

    2.Расслабление - 26

    3.Активность - 33

    4.Тревожность - 81

    5.Бодрость - 29

    6.Апатия - 79

    7.Напряжение - 67

    8.Скука - 74

    9.Сонливость - 84

    4.Состояния, которые чаще всего испытывает:

    1.Утомление - 53

    2.Расслабление - 21

    3.Активность - 56

    4.Тревожность - 49

    5.Бодрость - 42

    6.Апатия - 40

    7.Напряжение - 49

    8.Скука - 28

    9.Сонливость - 65

    5. Тип темперамента:

    1.Холерик - 21

    2.Флегматик - 28

    3.Меланхолик - 0

    4.Сангвиник - 42

    5.Не знаю - 9

    5.Тип темперамента:

    1.Холерик - 21

    2.Флегматик - 28

    3.Меланхолик - 4

    4.Сангвиник - 42

    5.Не знаю - 5

    6. Черты характера:

    1. Целеустремлённость - 9

    2. Самостоятельность - 19

    3. Ответственность - 9

    4. Активность - 23

    5. Общительность - 21

    6. Замкнутость - 30

    7. Пессимистичность - 49

    8. Оптимистичность - 26

    9. Честность - 9

    10. Застенчивость - 23

    11. Доброта - 21

    12. Самовлюблённость - 23

    13. Упрямство - 81

    14. Гордость - 12

    15. Инициативность - 7

    16. Обидчивость - 53

    17. Лень - 84

    18. Недисциплинированность - 86

    19. Робость - 16

    20. Прямолинейность - 16

    6. Черты характера:

    1. Целеустремлённость - 9

    2. Самостоятельность - 30

    3. Ответственность - 16

    4. Активность - 51

    5. Общительность - 53

    6. Замкнутость - 14

    7. Пессимистичность - 40

    8. Оптимистичность - 35

    9. Честность - 9

    10. Застенчивость - 21

    11. Доброта - 23

    12. Самовлюблённость - 26

    13. Упрямство - 70

    14. Гордость - 28

    15. Инициативность - 33

    16. Обидчивость - 42

    17. Лень - 67

    18. Недисциплинированность - 49

    19. Робость - 16

    20. Прямолинейность - 21

    7. Способности:

    1.Математические - 7

            2. Художественные - 28

            3. Литературные -0

            4. Сценические -14

            5. Общения – 14

               6. Не знаю - 37

    7. Способности:

    1.Математические - 7

            2. Художественные - 37

            3. Литературные - 12

            4. Сценические - 14

            5. Общения – 28

               6. Не знаю - 2

    8. Преобладающие потребности:

    1.Материальные - 40

            2. Духовные - 7

            3. Познавательные - 7

            4. Социальные (общение) - 40

            5. Не знаю - 6

    8. Преобладающие потребности:

    1.Материальные - 40

            2. Духовные - 7

            3. Познавательные - 13

            4. Социальные (общение) - 40

            5. Не знаю - 0

    9. Оценка физического здоровья:

    1.Очень хорошее -0

            2. Хорошее - 86

            3. Среднее - 14

            4. Плохое - 0

            5. Затрудняюсь ответить - 0

    9. Оценка физического здоровья:

    1.Очень хорошее - 0

            2. Хорошее - 86

            3. Среднее - 14

            4. Плохое - 0

            5. Затрудняюсь ответить - 0

    10. Пропуск уроков по причине болезни:

    1.Часто - 14

            2. Редко - 86

    10. Пропуск уроков по причине болезни:

    1.Часто - 14

            2. Редко - 86

    II. Представление ученика о других людях, умение общаться

    11. Разбирается ли в людях:

    1.Да - 14

            2.Нет - 70

            3. Затрудняюсь ответить - 16

    11.  Разбирается ли в людях:

    1.Да - 26

            2.Нет - 74

            3. Затрудняюсь ответить - 0

    12. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

          1. Всегда -0

          2. Часто - 47

          3. Иногда - 53

          4. Никогда - 0

          5. Затрудняюсь ответить - 0

    12. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

          1. Всегда - 0

          2. Часто - 28

          3. Иногда - 72

          4. Никогда - 0

          5. Затрудняюсь ответить - 0

    13. Умения общаться с одноклассниками:

          1. Со всеми поддерживает хорошие отношения - 79

          2. Хорошо общается только с некоторыми одноклассниками - 21

          3. В общении с одноклассниками часто возникают конфликты - 0

          4. Ни с кем не общается, замкнут - 0

    13. Умения общаться с одноклассниками:

          1. Со всеми поддерживает хорошие отношения - 79

          2. Хорошо общается только с некоторыми одноклассниками - 21

          3. В общении с одноклассниками часто возникают конфликты - 0

          4. Ни с кем не общается, замкнут - 0

    14. Умение ученика взаимодействовать с педагогами:

          1.Со всеми педагогами  хорошо взаимодействует - 70

          2. Хорошо взаимодействует только с некоторыми педагогами - 30

          3. Взаимодействие с педагогами затруднено - 0

    14. Умение ученика взаимодействовать с педагогами:

          1.Со всеми педагогами  хорошо взаимодействует - 70

          2. Хорошо взаимодействует только с некоторыми педагогами - 30

          3. Взаимодействие с педагогами затруднено - 0

    III. Представления о профессиональном развитии ученика

    15. Выбор профессии:

          Сделали – 21

          Не определились - 89

    15. Выбор профессии:

          Сделали – 49

          Не определились - 51

    16. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника:

          1. Человек – Человек - 28

          2. Человек – Природа - 14

          3. Человек – Техника - 56

          4. Человек – Знак - 14

          5. Человек – Художественный образ - 7

          6. Не знаю - 16

    16. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника:

          1. Человек – Человек - 36

          2. Человек – Природа - 20

          3. Человек – Техника - 56

          4. Человек – Знак - 14

          5. Человек – Художественный образ - 14

          6. Не знаю - 0

    17. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

         1. Да - 79

         Какие именно: профессионализм и компетентность

         2. Нет - 21

    17. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

         1. Да - 91

         Какие именно: профессионализм, знание языков, коммуникабельность, владение информационными технологиями

         2. Нет - 9

    IV. Условия профессионального самоопределения в школе

    18. Созданы ли в вашем ОУ условия для         профессионального самоопределения учащихся:

         1.Да – 100

         Какие -  кл.часы, консультации и диагностика психолога, социального педагога. Работа кружков и клубов по интересам

         2. Некоторые мероприятия проводятся - 0

          3. Нет - 0

    18. Созданы ли в вашем ОУ условия для         профессионального самоопределения учащихся:

         1.Да – 100

         Какие -  кл.часы, консультации и диагностика психолога, социального педагога. Работа кружков и клубов по интересам; реализация НИП

         2. Некоторые мероприятия проводятся - 0

          3. Нет - 0

    19. Есть ли у учащихся ОУ возможности для         выбора профессии:

          1. Да - 0

          2. Нет, выбор ограничен несколькими профессиями  -   100

    19. Есть ли у учащихся ОУ возможности для         выбора профессии:

           1. Да - 0

           2. Нет, выбор ограничен несколькими профессиями  -  100  

    20. Проводит ли педагог с учащимися работу по подготовке к профессиональному самоопределению:

            1. Постоянно - 42

            2. Иногда - 58

            3. Нет - 0

    20. Проводит ли педагог с учащимися работу по подготовке к профессиональному самоопределению:

            1. Постоянно - 60

            2. Иногда - 40

            3. Нет - 0

    21. Оценка социально-психологического климата в коллективе ОУ:

            1. Климат благоприятный, отношения хорошие - 100

            2. Бывает по-разному - 0

            3. Часто не понимаем друг друга - 0

    21. Оценка социально-психологического климата в коллективе ОУ:

            1. Климат благоприятный, отношения хорошие - 100

            2. Бывает по-разному - 0

            3. Часто не понимаем друг друга - 0

    22. Оценка стиля общения учителей с учениками:

    1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0

           2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 100

           3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 0

    22. Оценка стиля общения учителей с учениками:

    1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0

           2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 100

           3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 0

    23. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

           1. Положительно (хвалят, поощряют) - 100

           2. Безразлично (не замечают) - 0

           3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 0

    23. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

           1. Положительно (хвалят, поощряют) - 100

           2. Безразлично (не замечают) - 0

           3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 0

    24.Созданы ли в ОУ условия для самореализации и саморазвития учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями:

           1. Да - 0

           2. Лишь частично - 100

           3. Нет - 0

    24.Созданы ли в ОУ условия для самореализации и саморазвития учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями:

           1. Да - 21

           2. Лишь частично - 79

           3. Нет - 0

    25.Считаете ли вы, что учащимся нужны занятия с психологом для успешного профессионального выбора:

          1. Да - 100

          2. Нет - 0

          3. Затрудняется ответить - 0

    25.Считаете ли вы, что учащимся нужны занятия с психологом для успешного профессионального выбора:

          1. Да - 100

          2. Нет - 0

          3. Затрудняется ответить - 0

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

    Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

    В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

    Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

    Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

    «Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»

    В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...

    Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями

    Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...