Консультация для родителей "Феномен интернет-аддикции"
консультация

Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводит все больше времени в Сети. Психологи спорят: идет ли речь о появлении еще одного вида зависимости?

Среди специалистов до сих пор нет единства в том, как следует называть этот феномен. Один из возможных вариантов - интернет-аддикция.

Научные исследования, результаты которых были опубликованы в 1999 году в Британии, доказывают, что раннее увлечение компьютером (даже обучающими и развивающими программами) крайне негативно сказывается на развитии ребенка, его умении общаться со сверстниками, гасит интерес к обычным детским играм. Всплеск агрессивности школьников, рост подростковой преступности, увеличение суицидов среди подростков – не является ли и это результатом пагубного влияния компьютера.

Вся эта информация не может оставить равнодушными заботливых родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc46.5 КБ
Office presentation icon fenomen_interenet-addiktsii.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание в рамках

 «НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ»

Феномен интернет-аддикциии

Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводит все больше времени в Сети. Психологи спорят: идет ли речь о появлении еще одного вида зависимости?

Среди специалистов до сих пор нет единства в том, как следует называть этот феномен. Один из возможных вариантов - интернет-аддикция.

Научные исследования, результаты которых были опубликованы в 1999 году в Британии, доказывают, что раннее увлечение компьютером (даже обучающими и развивающими программами) крайне негативно сказывается на развитии ребенка, его умении общаться со сверстниками, гасит интерес к обычным детским играм. Всплеск агрессивности школьников, рост подростковой преступности, увеличение суицидов среди подростков – не является ли и это результатом пагубного влияния компьютера.

Вся эта информация не может оставить равнодушными заботливых родителей. И во многих семьях вводятся жесткие ограничения на общение с компьютером, на этой почве возникают конфликты между родителями и детьми. Существует ли гармоничная форма сосуществования компьютера и ребенка? Как бороться с компьютерной зависимостью?

Специфическая компьютерная зависимость бесспорно существует. Как и телевизионная, как и зависимость информационная, наконец, как алкогольная, наркотическая или любая другая. Если человек погружается в свой мир, будь это книга, наркотик или компьютер, значит, ему нет места в мире реальном.

Для ребенка Вселенная — его семья, его родители. И если ребенок становится зависимым от компьютера, проводит дни и ночи за электронными играми или в Интернете, перестает нормально учиться, общаться со сверстниками — это не повод для введения паролей, установки защит или выкидывания компьютера на помойку. Это сигнал для того, чтобы задуматься о благополучии в собственной семье. Компьютерная зависимость ребенка — это следствие семейной дисгармонии.

Основные причины возникновения интернет-аддикции.

- Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье: родители мало спрашивают о мыслях и чувствах ребенка, о том, что действительно волнует и тревожит его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

- Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, не связанных с компьютером: подросток понимает, что можно, сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент можно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку.

- Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей: это может случиться, если ребенок слишком застенчив и не может побороть в себе это качество, имеет какой-нибудь физический недостаток, который отталкивает сверстников от общения с ним, или же обладает чертами характера, препятствующими установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.

- Общая неудачливость ребенка: ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не складываются. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он главный герой, на вершине успеха. В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более выгодная самопрезентация.

Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет детям познавать мир, находить друзей. Зависимость же наступает, когда при появлении альтернативных возможностей обучения или общения эти виды досуга отвергаются, а также когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, а не информации, пользы.

Зависимым от компьютера может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; у ребенка разносторонние интересы и увлечения; он умеет налаживать отношения с окружающими, а также ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Статистика по школе.

Внешние признаки интернет-зависимости:

  • радикальное изменение образа жизни с тем, чтобы проводить больше времени в сети;
  • общее уменьшение физической активности;
  • безразличие к собственному здоровью как результат сетевой активности;
  • уклонение от важных социальных функций из-за желания проводить время в сети;
  • бессонница или изменение режима сна в результате сетевой активности;
  • уменьшение социальных связей, проявляющееся в потере друзей;
  • пренебрежение к семье и друзьям;
  • отказ проводить свободное время вне сети;
  • стремление проводить больше времени за компьютером;
  • игнорирование рабочих и личных обязательств.

Вас должно насторожить, если ребенок после конфликтов или ссор сразу бросается к мобильному телефону или к компьютеру.

Даже в свободное время продолжает обсуждать то, что происходит в сети или в игре.

Отказывается пользоваться книгами, консультироваться с учителями, а всю информацию ищет в интернете. Что ищет и что находит ребенок у компьютера? Обратите внимание на ваши отношения с ребенком. Не стал ли компьютер в вашей семье заменой общения? Не ищет ли ребенок в сети внимания и любви, которых ему не хватает в семье?

Начать следует с обычного активного семейного отдыха – альтернативы развитию гипотонии за компьютером. Помочь отвлечься в семейном кругу, за городом, на отдыхе – реально и действенно. Не берите ноутбуки в поездки, отключите сообщения на телефон о приходящих письмах на электронную почту. При этом не следует требовать исполнения выше обозначенного от ребенка до того, как вы сами это сделаете. Собственный пример прекрасно работает на наших детях в их подростковом возрасте. Именно поэтому, если ваш главный способ отвлечения от трудовых и рабочих обязанностей дня – это Интернет, то глупо ждать чего-то обратного от сына или дочери. Вы сами должны быть по-настоящему увлечены реалиями жизни.

Подтолкните детей к общению со сверстниками, которые заняты интересными делами в реальной жизни, отведите ребенка в секцию, кружок. Дабы действительно увлечь ребенка возможностью нового проведения досуга, начните с эксперимента – вводные занятия, сертификат на спортивный день. При увлеченности Жизнью наши дети сумеют перенести Интернет в статус вспомогательного средства, источника информации, а не первичной виртуальной реальности.

Специалисты РАМН полагают, что: школьники разных возрастных групп могут находиться перед компьютером: 1-4-е классы — не более 15 минут; 5-7-е классы — не более 20 минут; 8-9-е классы — не более 25 минут; 10-11-е классы - не более 30 минут.

Конечно, такого идеала достичь очень сложно. И наши дети, исходя даже из требований, диктуемых временем, все равно проводят много времени за компьютером, даже если у них нет зависимости от него. Давайте, задумаемся, а знаем ли мы, какие сайты посещает сын или дочь, с кем они общаются в социальных сетях?

Статистика пугает:  9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, около 6% готовы претворить увиденное там  в жизнь. Дети могут столкнуться в интернете с пропагандой насилия, жестокости, расовой нетерпимостью. Информация в сети обновляется ежесекундно и отследить ее очень трудно. Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему распишут, насколько приятны на вкус наркотики. В интернете, ребенок может столкнуться с играми неподходящего содержания, где можно расчленять противника бензопилой, играть за террористов, встречаться с блондинками топлес.

Увидев в Интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить - 28%.

Готовые переслать свои фотографии незнакомцам в Сети - 28%.

Периодически попадают на сайты для взрослых - 22%.

Без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье (место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей) - 17%.

Отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх, не обращая внимания на их стоимость - 14%.

Пытались купить наркотики - 11%.

И даже если не углубляться в такие негативные стороны влияния интернета на подростков, никто не будет спорить с тем фактом, что наши дети не умеют общаться в реальном мире, речь их становиться скудной, примитивной, в ней появляются слова-заменители (споки, лю тя,…), они не читают книг и не представляют, что значит, написать письмо от руки.

Не растеряем ли мы все то прекрасное, что еще осталось в человеке, погрузившись в виртуальный мир, где все так просто.

Конечно, убеждать ребенка, что Интернет - это плохо, не стоит. Надо ненавязчиво объяснять детям скрытые опасности Сети. Можно отвлекать интересными сайтами, посетить которые лучше вместе.

Побуждайте детей к чтению. Не препятствуйте посещению им школьных кружков и секций, направленных  как раз на расширение круга общения подростка, его самореализацию.

Первое, что привлекает детей в Интернете - это анонимность, что, в общем-то, похоже со взрослыми. А в подростковом возрасте это особенно актуально - со многими своими проблемами дети к родителям не пойдут, да и с друзьями не всегда обсудят. Вот и ведут дискуссии о своей первой любви на Интернет-форумах и в социальных сетях. Обеспечьте ребенку откровенный разговор без упреков и унижений.

Подростки также часто хотят показаться старшими - ведь девочка может указать, что ей не 13, а 16 лет - и так пожить не своим жизнью. В Сети многие ищут и общественного признания, самоутверждения. Подросткам нужно объяснять, что друзья из Интернета - это не всегда безопасно. С другой стороны, через Сеть можно общаться с друзьями, искать новых - но лучше делать «по интересам», чем «поговорить о жизни».

Ну, и конечно, «Про это». Здесь уже родителям нужно самим начать разговор с детьми - и объяснить им, как меняется их организм, рассказать о личной гигиене, безопасности. Ведь далеко не гарантия, что прочитанное в Интернете будет правильным.

Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Научные исследования, результаты которых были опубликованы в 1999 году в Британии, доказывают, что раннее увлечение компьютером (даже обучающими и развивающими программами) крайне негативно сказывается на развитии ребенка.

Слайд 3

Существует ли интернет-зависимость?

Слайд 4

Основные причины интернет-зависимости: Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, не связанных с компьютером Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей Общая неудачливость ребенка

Слайд 5

Статистика по школе Начальные классы Выпускники

Слайд 6

Среднее звено

Слайд 7

Результаты диагностики 1А класса

Слайд 8

Внешние признаки зависимости: радикальное изменение образа жизни с тем, чтобы проводить больше времени в сети; общее уменьшение физической активности; безразличие к собственному здоровью как результат сетевой активности; уклонение от важных социальных функций из-за желания проводить время в сети; бессонница или изменение режима сна в результате сетевой активности; уменьшение социальных связей, проявляющееся в потере друзей; пренебрежение к семье и друзьям; отказ проводить свободное время вне сети; стремление проводить больше времени за компьютером; игнорирование рабочих и личных обязательств.

Слайд 9

Вас должно насторожить, если ребенок после конфликтов или ссор сразу бросается к мобильному телефону или к компьютеру.

Слайд 10

Начать следует с активного семейного отдыха (без компьютера!!!)

Слайд 12

Специалисты РАМН полагают, что: школьники разных возрастных групп могут находиться перед компьютером: 1-4-е классы — не более 15 минут; 5-7-е классы — не более 20 минут; 8-9-е классы — не более 25 минут; 10-11-е классы - не более 30 минут.

Слайд 13

Другие опасности интернета Увидев в Интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить - 28%. Готовые переслать свои фотографии незнакомцам в Сети - 28%. Периодически попадают на сайты для взрослых - 22%. Без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье (место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей) - 17%. Отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх, не обращая внимания на их стоимость - 14%. Пытались купить наркотики - 11%.

Слайд 14

Вымышленный мир – вредная привычка, вызывающая зависимость

Слайд 23

Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей.

Консультации для родителей...

Консультации по ключевым темам истории России

Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Консультации для родителей

1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.2. В консультации раска...

Консультация для родителей «Консультации для родителей по пожарной безопасности»

Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасностиНе секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительн...