Рабочия программа по всеобщей истории 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Голикова Ольга Владимировна

История Древнего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Цель изучения предмета  «История Древнего мира»:  освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.

  1. Содержание тем учебного предмета Всеобщая история

Название раздела и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного матерала

Формы конроля

1

2

3

4

Всеобщая история История Древнего мира

2

Что изучает история. Историческая хронология.(счет лет «до н.э. и н.э.). историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Беседа по вопросам, работа с документом, рассказ, вопросы для самоконтроля. Проверочные задания по теме.

Первобытность

6

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие землевладельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир

1

Понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний восток

20

Древни цивилизации Мессопатамии. Условия жизни и занятия населения. Города – государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммупапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятник города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города- государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древний Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир

1

Понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

21

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.) Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказание о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация . Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древний Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонскогои ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Беседа по вопросам, работа с документом, рассказ, вопросы для самоконтроля. Проверочные задания по теме.

Древний Рим

17

Население Древний Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима . Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфогеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в древнем Риме.

От республике к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего мира. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицирон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Беседа по вопросам, работа с документом, рассказ, вопросы для самоконтроля. Проверочные задания к теме.

  1. Тематическое планирование по Всеобщей истории для 5 класса

Количество часов: всего 68 часов; в неделю – 2 часа

№ п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Всеобщая история «История Древнего мира»

2

2

Первобытность

6

3

Древний мир. Древний Восток.

20

4

Античный мир. Древняя Греция.

21

5

Древний Рим.

17

6

Итоговое тестирование 5 класс.

2

7

Итого

68

  1. Календарно - тематическое планирование по Всеобщей истории для 5 класса.

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа

№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация

Тема I. Всеобщая история «История Древнего мира» (2)

1.

Что изучает история Древнего мира.

Пар.1

2.

Историческое летоисчисление.

Пар.2

Тема II. Первобытность  (4)

3.

Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди.

Пар.3

4.

Родовые общины.

Пар.4

5.

Возникновение искусства. Первобытные верования.

Пар.5

6.

Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.

Пар. 6

Тема III. Древний мир. Древний Восток (8)

7.

Государство на берегах Нила.

Пар.7

8.

Как жили землевладельцы и ремесленники в Египте.

Пар. 8

9.

Жизнь египетского вельможи.

Пар. 9

10.

Военные походы фараонов.

Пар. 10

11.

Религия древних египтян.

Пар.11

12.

Искусство Древнего Египта.

Пар. 12

13.

Письменность и знания древних египтян.

Пар. 13

14.

Повторение по теме Древний Египет.

Пар.14

Западная Азия в древности (12)

15.

Древнее Междуречье.

Пар. 15

16.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Пар.16

17.

Финикийские мореплаватели.

Пар. 17

18.

Библейские сказания.

Пар.18

19.

Древнееврейское царство.

Пар.19

20.

Ассирийское царство.

Пар.20

21.

Персидская держава «Царя царей»

Пар.21

Индия и Китай в древности.

Пар.22

22.

Природа и люди Древней Индии.

Пар.23

23.

Индийские касты.

Пар.24

24.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Пар.25

25.

Первый властилин единого Китая.

Пар.26

26.

Повторение по теме «Древний Восток»

Пар. 27

Тема IV Античный мир. Древняя Греция. (21)

27.

Греки и критяне.

Пар.28

28.

Микены и Троя.

Пар.29

29.

Поэма Гомера «Иллиада».

Пар.30

30.

Поэма Гомера «Одиссея».

Пар.31

31.

Религия древних греков.

Пар.32

32.

Землевладельцы Аттики теряют свободу.

Пар.33

33.

Зарождение демократии в Афинах.

Пар.34

34.

Древняя Спарта.

Пар.35

35.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Пар.36

36.

Олимпийские игры в древности.

Пар.37

37.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Пар. 38

38.

Нашествие персидских войн  на Элладу

Пар.39

39.

В гаванях афинского порта Пирей.

Пар.40

40

В городе богине Афины.

Пар.41

41.

В афинских школах и гимнасиях.

Пар.42

42.

В театре Диониса.

Пар.43

43.

Афинская демократия при Перикле.

Пар.44

44.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Пар.45

45.

Поход Александра Македонского на Восток.

Пар.46

46.

В Александрии Египетской.

Пар.47

47.

Повторение по теме «Древняя Греция»

Пар.48

Тема V. Древний Рим.(21)

48.

Древний мир.

Пар.49

49.

Завоевание Римом Италии.

Пар.50

50.

Устройство Римской республики.

Пар.51

51.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Пар.52

52.

Установление господства Рима во всем Средиземнорье.

Пар.53

53.

Рабство в Древнем Риме.

Пар.54

54.

Земельный закон братьев Гракхов.

Пар.55

55.

Восстание Спартака.

Пар.56

56.

Единовластие Цезаря.

Пар.57

57.

Установление империи в Риме. Римская империя в первые века нашей эры.

Пар.58

58.

Соседи Римской Империи.

Пар.59

59.

В Риме при императоре Нероне.

Пар.60

60.

Первые христиане и их учение.

Пар. 61

61.

Расцвет империи при Константине.

Пар.62

62.

«Вечный город"и его жители.

Пар.63

63.

Римская империя при Константине.

Пар.64

64.

Взятие Рима готами.

Пар.65

65.

Повторение по теме «Древний Рим».

Пар.66

66.

Повторение по теме Древний мир»

Пар.67

67.

Итоговое тестирование за 5 класс.

Пар.68

68.

Повторение

Пар.69

Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков

Количество контрольных работ

1

3

4

год

1

1

2

5

  1. Планируемые результаты освоения предмета, курса.

Личностные результаты:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...