Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха. Физическое воспитание в семье.
статья

Петренко Александр Александрович

Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.

К вторым можно отнести информацию, искусство, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_seme.docx56.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха. Физическое воспитание в семье.

Петренко А.А.

2019 год


Содержание

Введение.        

3

Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха.

3

Физическое воспитание в семье.

6

Комплекс физических упражнений.

19

Заключение.

21

Список используемой литературы.

22

Введение.

Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.

К вторым можно отнести информацию, искусство, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и жизни.

Формирование двигательных умений и навыков, сочетание режима труда и отдыха.

Двигательный навык - основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными "рабочими формулами", которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим - это как раз то, о чем точно сказал Н. А. Семашко: «Физкультура - 24 часа в сутки!» Физкультура - это умение владеть своими мышцами, суставами и многими другими функциями организма. Например, научившись правильно дышать, человек может управлять частотой сердечных сокращений и регулировать артериальное давление.

Отдых – это состояние покоя или особый, специальный организованный вид деятельности, которые снимают утомление и способствуют восстановлению работоспособности. И.М. Сеченов во второй половине XIX в. установил, что работа одних групп мышц конечностей способствует устранению утомления других мышечных групп, вызванного их работой. Это положение легло в основу определения двух типов отдыха: активного и пассивного. Активный отдых – это отдых, во время которого человек выполняет другой вид работы, отличный от обычного выполняемого труда. Восстановление при активном отдыхе происходит быстрее и эффективнее, чем при пассивном отдыхе, когда организм находится в условиях относительного покоя. Так, например, интенсивную умственную деятельность следует сменить физической активностью. И наоборот интенсивную физическую – умственной.

Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (“контрастный” принцип построения отдыха). Учащимся необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещения - на прогулках по городу и за городом в парках, на стадионах, в турпоходах в экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Режимы труда и отдыха - это регламентированная продолжительность и чередование периодов работы и отдыха в течение смены, суток, недели, устанавливаемые в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающие поддержание высокой работоспособности и здоровья работающих. Если режим работы разработан на основе учета колебания работоспособности человека - то это рациональный режим. Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость работников, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности, сократить фазу утомления.

Различают следующие режимы труда и отдыха:

  • внутрисменный, суточный;  
  • недельный;
  • годовой.

Внутрисменный режим устанавливают с учетом фазного изменения работоспособности в течение дня и характера работы.

Недельный режим труда и отдыха - зависит от типа рабочей недели (5:2; 6:1).

Месячный - зависит от количества рабочих и выходных дней.

Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанного с очередными ежегодными отпусками, которые необходимы для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и трудового долголетия.

Большими возможностями для совершенствования режимов труда и отдыха обладают режимы гибкого рабочего времени, сочетающие периоды гибкого и фиксированного времени.

Режим гибкого рабочего времени - форма организации рабочего времени (20-25 % от нормы рабочего времени), при которой для отдельных работников и коллективов структурных подразделений допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода.

Исходя из такого подхода в гибком режиме выделяют:

1) свободное время: начало и окончание работы.

2) фиксированное время: работник обязан находится на рабочем месте (75-80%). Это благоприятный режим.

Физическое воспитание в семье.

Особенности физического воспитания в семье.

Семья - это коллектив, члены которого связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга является важным средством не только воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи.

Большое значение для семьи имеет физическое воспитание. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, семейному укладу. Поэтому главные составляющие успеха физического воспитания в семье - личный пример родителей, здоровый образ жизни, совместные физкультурные занятия, совместные прогулки на лыжах, катание на коньках, санках, различные игры. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Цель физического воспитания детей в семье - последовательное физическое совершенствование с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Это значит, что необходимо добиваться, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. При этом, необходимо соблюдать - оздоровительную направленность, всестороннее развитие личности и связь физического воспитания с другими видами деятельности. Оздоровительная направленность, прежде всего, выражается в соответствии средств и методов физического воспитания различных периодов детства.

Говоря о физическом развитии детей, нельзя упомянуть о питании. Пища должна быть здоровой и разнообразной.

Необходимо следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.).

Родители должны иметь представление о комплексах утренней гимнастики, необходимым дополнением к занятиям по физкультуре в домашнем быту являются упражнения и подвижные игры. Достаточный двигательный режим должен удовлетворять естественную потребность детей в движениях. Ежедневные упражнения улучшают состояние здоровья, физическое развитие. При этом, в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки, поэтому необходимо тренировать у ребенка не какие-то определенные способности, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры.

Виды физических упражнений разнообразны. При этом следует создавать эмоциональное настроение у детей, оно способствует улучшению самочувствия, помогает побороть страх, неуверенность в себе. Так, если ребенок боится перейти канавку по проложенной доске, мама подбадривает его, улыбается, протягивает ему руку помощи и ребенок решительно делает шаг.

Однако нельзя допускать, чтобы дети переутомлялись. Правильная физическая подготовка обеспечит своевременное овладение двигательными умениями, навыками необходимыми для повседневной практической деятельности, будет способствовать развитию у детей ловкости, быстроты, силы, гибкости. Решение задач физического воспитания сочетается с формированием личности ребенка в целом, с его умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.

Народная поговорка гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Ребенок со слабым здоровьем плохо запоминает стихи, рассказы, мало интересуется окружающим миром. Физическое воспитание помогает умственному развитию детей, повышает работоспособность. Посредством физических упражнений, игр дети знакомятся с многообразием мира, познают свойства предметов, их значение. Так на просьбу: как птицы машут крыльями, дети охотно подражают, или, поиграем как мяч - дети стараются подпрыгнуть выше. А в игре «Наседка и цыплята» дети узнают, что цыплят маленьких водит мама - курица.

Неотъемлемую часть физического воспитания составляют прогулки, экскурсии. Это не простое гуляние по саду или площадке, а выход за пределы двора, дети любят гулять с родителями, они радуются. Сообщают, что и где видели. Прогулки хорошо проводить вблизи стадионов, спортивных площадок. Необходимо чтобы даже небольшая прогулка была содержательной, чему-нибудь научила ребенка, в чем-то оказала свое воспитывающее действие.

Дети должны убедиться в том, что их интерес к спорту поддерживается, что родители вникают во все мелочи их занятий.

Физическое воспитание в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия.

К формам организации физического воспитания в семье относятся:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
  • прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений;
  • специально организованные занятия физической культурой.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю. Если в семье несколько детей, то хорошо организовать коллективные занятия, поэтому родителям необходимо быть и организаторами, и участниками занятий.

Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте.

Первые годы - от рождения и до поступления ребенка в школу - наиболее ответственный период развития организма и формирования личности. Для нормально развивающегося ребенка характерно стремление к движениям. Под их воздействием укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Поэтому, важно, как можно раньше обеспечить физическое развитие ребенка. Только в этом случае физическое воспитание будет служить общей подготовке детей, содействовать гармоничному развитию всех функций и систем растущего организма.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников ДОУ. Кроме того, в семье можно формировать умения и навыки в сложных видах движений, такие как лыжи, коньки, велосипед, плавание и др., с более раннего возраста. Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. Организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую нагрузку в течение дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки и следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные дни.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т.д. Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом возраста ребенка, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокаты, роликовые коньки, бадминтон, настольный теннис, городки, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь, привлечь к этому детей.

Таким образом, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников в семье, можно достигнуть отличных результатов в укреплении их здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей.

Физическая культура школьника.

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты, закаливающие процедуры, активный отдых на открытом воздухе.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) включает упражнения, которые выполняются без лишнего напряжения. Главная задача, решаемая при их выполнении, - ликвидировать застойные явления крови в организме, активизировать деятельность внутренних органов.

Важной формой физического воспитания в семье являются закаливающие процедуры: обтирание, массаж, обливание.

Физкультминуты проводится во время выполнения домашних заданий, после 30-35 минут непрерывной работы со школьниками младшего возраста, и через 40-45 минут работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста.

Активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, ходьбу на лыжах, подвижные игры. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 часов.

Семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные) в выходные дни и каникулярное время являются самой распространенной формой активного отдыха всей семьей.

Младшим школьникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например, фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.

Занятиями теми видами спорта, которые связаны с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности и продолжительности (прыжки в длину, слалом) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.

С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу (велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)

Занятия, требующие больших силовых нагрузок (тяжелая атлетика, бокс) следует начинать с 14-15 лет.

Таким образом, роль семьи в физическом воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главная особенность семейного воспитания - особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни; именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность в физическом воспитании и развитии ребенка в семье.

Для того, чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по ступеням физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, основные правила тренировки. При этом, нельзя заниматься физическим воспитанием детей от случая к случаю. Средства физического воспитания должны применяться систематически и правильно, соответственно возрасту, только в этом случае они закрепятся и перейдут со временем в хорошую привычку самостоятельных занятий физкультуры.

Организация физического воспитания в семье.

Организация утренней зарядки. Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь день. Гигиеническая гимнастика приносит пользу лишь тогда, когда ею занимаются систематически и она становится привычкой, потребностью.

При подборе упражнений должны быть предусмотрены: воздействие на группы мышц и суставы; определенная последовательность и очередность работы различных частей тела, создающая лучшие условия для повышения эффективности мышечных усилий; постепенное увеличение интенсивности (нагрузки), а также постепенное, с учетом возраста, нарастание сложности упражнений.

Виды занятий с детьми.

Самый распространенный и легкий способ организации двигательной деятельности ребенка - подвижные игры. Они не требуют от родителей особой подготовки и очень любимы детьми. Проводя подвижные игры, можно решать различные задачи: укрепления и развития организма дошкольников, укрепления взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, сплочения семьи.

Общеразвивающие упражнения. В физическом воспитании детей используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазанье, подвижные игры), спортивные упражнения.

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции. Движения для детей 3-4 лет в большинстве случаев носят имитационный характер, например, «похлопай в ладоши», «бей в барабан», «вырасти большим», «сорви яблоко», «полетай, как бабочка», «достань носки ног», «ванька-встанька», «кошка сердится», «цапля», «воробушек», «самолет». Упражнения должны быть интересными, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например, «птичка», «кошка», «паровоз». При этом нужно помнить, что координация движений у детей младшего дошкольного возраста еще несовершенна, поэтому не следует добиваться, чтобы они абсолютно правильно выполняли упражнения. При выборе упражнений всегда следует помнить о наиболее, рациональном сочетании дыхания с движением, особенно на начальном этапе занятий. Лучше всего гимнастические упражнения сопровождать звуками или словами, соответствующими типу упражнения. Слова и звуки ребенок должен произносить в момент, когда надо сделать выдох, то есть, когда суживается грудная клетка.

Исключительно важное значение имеет для детей дозировка упражнений, так как они быстро устают и могут потерять интерес к физическим упражнениям, поэтому количество повторений движений обычно колеблется от 2-3 до 5-6, в зависимости от возраста. После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы для отдыха, облекая их, как и упражнения, в интересную форму. Можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать» и т.д.

В более старшем дошкольном возрасте основная задача физических упражнений - совершенствование у детей естественных движений: ходьба, бег, прыжки, метание, движения на равновесие. Упражнения для детей 5-6 лет уже имеют более сложный характер: «потряси яблоню», «попили дрова», «полетай, как птица», «конькобежец», «лыжник», «лягушка» и др.

Подбирать упражнения нужно таким образом, чтобы при их выполнении были задействованы все мышечные группы в определенной последовательности: развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса и ног, мышц спины и гибкости позвоночника.

Физкультурные занятия по содержанию состоят из общеразвивающих упражнений, основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), подвижных игр, которые подбираются в соответствии с возрастом. При этом, каждое занятие независимо от возраста проводят по следующей схеме.

  • Ходьба и бег с различными заданиями (изменение направления по заданию, по начерченной линии, шнуру и т.д.), продолжительность от 2 до 4 мин.
  • Общеразвивающие упражнения типа зарядки - до 6 мин.
  • Повторение и обучение упражнениям, которые относятся к основным движениям; на каждом занятии можно осваивать 2-4 упражнения с учетом возраста и новых видов движений. Одно из них принимается за ведущее, то есть требующее особого внимания, остальные подбирают из тех, которые детям уже знакомы. Затраты времени на обучение основным движениям не должны превышать 10-15 мин у четырехлетних и 20-25 - у семилетних детей.
  • Подвижные игры - 5-10 мин.
  • Упражнения с постепенным замедлением темпа, медленная ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление - 2-4 мин. Общая продолжительность занятий от 20-25 до 45-50 мин.

Занятия могут включать различные подвижные игры, но последовательность и характер двигательного материала должны даваться по этой же схеме.

Большое значение имеет музыкальное сопровождение. Музыка придает им эмоциональную окраску, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Лучшее время для физических упражнений с детьми - дневное, через 1-2 часа после завтрака или сразу же после дневного сна. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1-2 часа до укладывания ребенка в постель.

Туризм и семейные походы. Прекрасной формой организации физического воспитания детей в семье являются прогулки на свежем воздухе, на природе. Длительность прогулок зависит от возраста детей и колеблется от 30 до 60 мин в один конец.

При проведении с детьми пешеходных прогулок и экскурсий в теплое время года следует руководствоваться следующими рекомендациями. Рельеф местности, по которому проходит маршрут, и природные условия стоянок выбирать такими, чтобы было удобно проводить с детьми намеченные упражнения и игры. Средние и большие привалы лучше устраивать у опушек леса или рощи, недалеко от реки, озера, мест, пригодных для купания.

Перед тем как выходить на экскурсию, надо рассчитать время так, чтобы первая половина пути была пройдена до наступления наиболее жаркого времени дня (12-13 час). В пути полезно проводить с ребятами упражнения и игры, которые развивали бы у них способность передвигаться экономным шагом, ловко преодолевать встречающиеся на пути препятствия, ориентироваться на местности. Не сдерживать лишний раз желание детей перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т.д.

В условиях пересеченной местности есть много возможностей для разнообразных упражнений в метаниях. Сосновые и еловые шишки, палочки, прутики, камешки - отличные метательные снаряды. Их всегда можно найти под рукой. Задания по выполнению различных метаний лучше предлагать детям с установкой на соревнование: кто точнее, дальше бросит метательный снаряд. Это заинтересует их.

Делайте упражнения, развивающие наблюдательность. Покажите веточку и предложите внимательно осмотреть ее в течение 30 с. Затем спрячьте ее. Дети должны правильно ответить на ваши вопросы: сколько на ветке сучков, сколько из них сломанных и т.п. Упражнения на развитие наблюдательности можно предлагать и во время передвижения. Например, пусть малыш постарается как можно правильнее и быстрее ответить на разнообразные вопросы, касающиеся находящихся на данном участке пути объектов или происходящих на нем событий. Сколько труб на крыше дома? Кто идет вдали - мужчина или женщина? Если на прогулке встретился прохожий, то через некоторое время спросите, что он нес в руках, какая у него была обувь.

Благотворное влияние оказывает на организм человека плавание. Во время плавания тело человека расположено горизонтально, благодаря чему позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Необходимо как можно раньше научить ребенка держаться на воде и плавать. В домашних условиях можно начинать уже с двух-, трехнедельного возраста. Нахождение в воде должно доставлять малышу положительные эмоции, с ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками».

Лыжные прогулки. В зимнее время года оздоровительным средством служат лыжные прогулки, доступные детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достающие до ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки - немного ниже плеч.

Самое главное и одновременно трудное - заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны.

Вначале обучают обычному способу ходьбы на лыжах - передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу, когда движения рук и ног чередуются, как при ходьбе.

Дети младшего школьного и старшего дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двух-опорного скольжения, что благотворно сказывается на укреплении свода стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

Бег - одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки.

Бег - естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Велико значение бега для воспитания выносливости.

Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей: для ослабленных детей бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше.

Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге. Задания для детей следует разнообразить, например, посредством проведения игр.

Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. Старшие дети хорошо воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие.

Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.


Комплекс физических упражнений.

Комплекс ОРУ с гантелями.

Содержание упражнения

Дозировка

ОМУ

1. И.п. основная стойка, гантели внизу.

1- шаг правой вперед, гантели верх, вдох;

2- И.п.

3-4 – тоже с другой ноги.

6-8 раз.


Подняться за руками;

глубокий вдох;

2. И.п. основная стойка, гантели низу.

1- правое плечо верх, вдох;

2- И.п.

3-4 – тоже другим плечом.

8-10 раз.

Выше плечо; голову не наклоняем; спина прямая;

3. И.п. стойка ноги врозь, гантели к плечам.

1- гантели вверх, выдох;

2- И.п. выдох;

3- гантели в стороны вдох;

4-И.п. выдох

10 раз.

Не прогибаемся в спине; руки, продолжение туловища; локти выпрямляем до конца;

4. И.п. стойка ноги врозь, гантели к плечам.

1- поворот туловища вправо, левую гантель вперед, выдох;

2- И.п. вдох;

3- поворот туловища влево, правую гантель вперед, выдох;

4- И.п. вдох.

10 раз.

Спина прямая; лопатки свести; локти в стороны; потянуться за гантелей;

5. И.п. стойка ноги врозь, гантели к плечам

1- наклон туловища вправо, левую гантель вверх, выдох;

2- И.п. выдох;

3- наклон туловища влево, правую гантель вверх, выдох;

4- И.п. вдох.

10 раз.

Спина прямая; локти в стороны; лопатки свести; наклон глубже; потянуться за гантелей; рука над головой.

6. И.п. стойка ноги врозь, гантели внизу.

1- присесть, гантели к груди, выдох;

2- И.п. вдох;

3- присесть, гантели за спину, выдох;

4-И.п. вдох

10 раз.

Спина прямая; лопатки свести; сед глубже.

7. И.п. стойка ноги врозь, наклон вперед, гантели к плечам.

1- правая гантель вниз, выдох;

2- И.п. вдох;

3- левая гантель вниз, выдох;

4-И.п. вдох

10 раз.

Спина прямая;

прогнуться в спине;

локоть выпрямляем полностью.

8. И.п. выпад правой вперед, гантели внизу.

1- стойка на левом колене, гантели к плечам, выдох;

2-И.п. вдох;

3- стойка на левом колене, гантели в стороны, выдох;

4.И.п. вдох

16 раз.

Спина прямая; ниже на колено; спина продолжение туловища.

9. И.п. выпад левой ногой вперед, гантели внизу

1- стойка на правом колене, гантели к плечам, выдох;

2- И.п. вдох;

3-стойка на правом колене, гантели в стороны, выдох;

4- И.п. вдох.

16 раз.

Спина прямая; ниже на колено; спина продолжение туловища.

10. И.п. стойка ноги врозь, гантели к груди.

1- прыжок на левой ноге, правая гантель вперед;

2- прыжок на правой ноге, левая гантель вперед.

1-12 раз.

Равномерное дыхание; локоть выпрямляем.

11. И.п. основная стойка.

1- через стороны руки вверх, вдох;

2- И.п. выдох.

4 раза.

Глубокий вдох; потянуться за руками.

Заключение.

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье. Семья, являясь ячейкой общества, имеет поистине неисчерпаемые возможности: в семье дети получают первые в своей жизни уроки, учатся общению, учатся различать добро и зло; семья влияет на формирование характера, нравственности, гражданственности.

Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др.

В заключении надо отметить, что в таком важном деле, как физическое воспитание подрастающего поколения, нет и не может быть мелочей. Важно помнить, что только комплексное осуществление всех форм физического воспитания может в полном объеме решить поставленные задачи.

Список используемой литературы:

  1. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб пособие для студ.  вузов по спец. 033100 – Физ. культура: Рек. Учебно-метод. Объединением по спец. пед.  Образования. М., 2002.
  2. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для сред. и высш.  учеб завед. по физ. Культуре/ В.М. Смирнов, В.И. Дубровкий. – М., 2002.
  3. Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учеб пособие для студентов вузов физ культуры/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М., 2001.
  4. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 – Физ культ./ Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под. ред.  Ю.Д. Железняка. – М., 2002.
  5. Решетников Н.В. Физическая культура: учебное пособие для студентов учреждений сред. и проф. образования/ Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М., 2002.
  6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М. 2003.
  7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
  8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
  9. Маханева М. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. М.: АРКТИ, 2004. 263 с.
  10. Способы организации физического воспитания детей дошкольного возраста в семье: методические рекомендации / Сост.: Г.А. Безденежных, О.Б. Завьялова. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физической культуре Умные и полезные упражнения как метод, направленный на овладение двигательными умениями и навыками у обучающихся 7-10лет.

Методическая разработка Упражнения, направленные на развитие и укрепление связей между полушариями головного  мозга, налаживания взаимодействия между кинестетическим, аудиальным и визуальным кан...

Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевр...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ по теме: «Развитие двигательных умений и навыков, повышение двигательных возможностей учащихся в подготовке их к жизни и , в последующем, к физическому труду»."

Цель профессионального самообразования: развитие двигательных умений и навыков    школьников 1 - 9 классов с целью коррекции двигательных нарушений, повышение мотивации к ведению здоров...

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВНА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ                                  ...