ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по физкультуре

Сыпко Алексей Геннадьевич

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ

                                                                                                                                                            ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fduin.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сыпко Алексей Геннадьевич

Сургутский район, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6»

 Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение. На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени, все эти формы имеют свои недостатки. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивный подход к образованию за рубежом практикуется и дает свои плоды уже не одно десятилетие.

инклюзивное образование входит в практику во многих областях РФ. Однако, в научно практической литературе, посвященной вопросам инклюзивного образования практически отсутствует освещение проблемы инклюзии на уроках физической культуры. Необходимо отметить, что в системе мер социальной защиты инвалидов наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры (С.П. Евсеев, 1998).  У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на  развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств  ребенка-инвалида; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд  преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции.  Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.  Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети.

Рассмотрим особенности формирования двигательных навыков на уроках физкультуры.

Деятельность детей в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовывать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими и структурными закономерностями, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельного обучения, программированного обучения и др.)

Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности.

  1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.
  2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость гибкость навыка. Точность движений – координированность по пространственным, временным и силовым компонентам.

Устойчивость навыка – низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов. Гибкость навыка – разнообразие способ выполнять действия, которые целесообразно применить в зависимости от изменения условий.

  1. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.
  2. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными.

Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный процесс.

Преподаватель, приступая к обучению своих, учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

Для решения многих задач физического воспитания в инклюзивной школе важно учитывать характер формирования двигательного анализатора и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно детей с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности развития двигательного анализатора при умственной отсталости рассматривались многими исследователями. Ряд ученых (Н. А. Козленко, Р. Д. Бабенкова, А. А. Дмитриев, И. Марцинкявичус и др.) изучали возрастные изменения при выполнении разнообразных физических упражнений, относящихся к легкой атлетике: бега, прыжков, метания. Почти все авторы указывают на то, что, чем старше становится школьник, тем более высокими оказываются показатели его движений. Вместе с тем, большая часть опубликованного в литературе материала оставляет открытым вопрос о причинах роста этих двигательных возможностей.

Известно, что наиболее трудным при умственной отсталости является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений.

Анализируя двигательные способности у учеников с нарушением интеллекта, А. С. Самыличев указывает, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости.

Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме навел нас на мысль о том, что процесс формирования двигательных умений и навыков у учащихся с ОВЗ пройдет более успешно, если учащиеся будут включены в общую систему образования и обучаться по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Целью констатирующего эксперимента явилось изучение влияния физических упражнений на уровень развития двигательных умений умственно отсталых школьников в инклюзивном классе.

В 2013-2014 учебном году в МБОУ «Лянторская СОШ № 6» был открыт инклюзивный 3 «А» класс с 23 обучающимися, в который были включены 2 учащихся с легкой умственной отсталостью. Они нуждаются в развитии коммуникативных способностей, в воспитании в речевой среде, в коррекционной психолого-педагогической помощи. Главное, что может и должна дать школа этим детям – позитивную социализацию в обществе через процесс обучения общения с другими детьми.

Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время уроков физкультуры по таким параметрам как мышечная сила, быстрота, прыгучесть, статистическое равновесие, скоростно-силовые качества; анализ медицинской документации (данные проведенных медосмотров), включающей данные о росте, весе, окружности грудной клетки, состоянии осанки, типа физического развития, группы здоровья, наличия или отсутствия инвалидности и т.д.; анализ журнала успеваемости учеников экспериментальной и контрольной групп по физической культуре, журнала учета физического развития и двигательных способностей учащихся, заполняемого учителем физической культуры; данные личных дел обучающихся (заключений ПМПК, дневников наблюдений, характеристик и т.п.); данные наблюдений за учениками в деятельности (на уроках физической культуры, ритмики, во внеурочное время; беседы с педагогами, психологом, родителями о состоянии психофизического развития детей.

В ходе проведения уроков решались следующие коррекционные задачи:

  • Развитие координации движений достигалось путем выполнения упражнений с предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом, кубиками, флажками и пр.), всевозможных остановок во время ходьбы, бега, подскоков по сигналу или с прекращением музыки.
  • Развитие двигательных реакций (быстроты) решалось путем проведения упражнений с усложнением заданий, то есть чередование двух различных движений: переход от бега к ходьбе, от ходьбы к подскокам и другое.
  • Воспитание внимания и развития восприятия путем выполнения фигурных построений и разнообразным движений в соответствии с фразировкой песен и музыкальных произведений.
  • Развитие памяти и ориентировке в пространстве – достигалось благодаря включению в структуру уроков упражнений на быстроту и точность запоминания (различных упражнений, расположения предметов, своего места в строю и т.д.) запоминанию музыкальных ритмов.

Занятия велись согласно программным разделам, включающим упражнения на ориентировку в пространстве, режимно-гимнастические упражнения, упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, различные танцевальные упражнения. Кроме того, в занятия ритмикой включались и ряд таких упражнений, которые проводились с предметами (малыми и большими мячами, гимнастической палкой, обручами, шарами, лентами).

Дважды (в начале учебного года и в конце) проводилось обследование показателей физического состояния учащихся.

Сравнительный анализ данных показателей физического состояния учащихся показал следующее:

Длина тела возросла по сравнению с первоначальной в среднем на 2 см (лишь 1 ребенок по данным медосмотра совсем не прибавил в росте);

Масса тела также возросла в среднем на 2 кг;

Почти неизменными остались показатели окружности головы (0,5 см – прирост);

Детей, имеющих нарушение осанки за год не только не прибавилось, а, наоборот, уменьшилось с 4-х человек до 3-х;

Несколько увеличились показатели мышечной силы (преимущественно у мальчиков) на 1,7 кг и 1,5 правой и левой руками соответственно;

Показатели прыгучести также повысились на несколько пунктов. Если раньше этот показатель колебался в пределах 90-125 см, то на конец года он составил 100-130 см.

Обучающиеся показали более высокие результаты бега на 30 метров по сравнению с первоначальными данными (скорость возросла в среднем на 0,3 секунды).

Дети стали лучше и дольше удерживать равновесие (на 2 секунды больше).

Заметно возросли показатели гибкости (от 1 до 5 пунктов).

Таким образом, обучающиеся, занимающиеся по экспериментальной программе на уроках физкультуры в инклюзивном классе, имеют положительную динамику состояния физического развития и двигательной сферы, что может указывать как на возрастные изменения, так и на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.

Наш опыт показывает, что дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке могут активно участвовать не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, в праздниках и концертах, могут петь, читать стихи, исполнять роли, участвовать в играх и конкурсах. Большую помощь школе также оказывают хорошо организованные родители.

Литература

  1. Битов А. Л. Особый ребенок исследования и опыт помощи / Проблема интеграции и социализации, -М. : Правда, 2000.
  2. Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология, 1991.
  3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1987.
  4. Коррекционная работа на уроках физической культуры во вспомогательной школе / Б. И. Захарин, В. Д. Бабенкова // Дефектология. – 1970. - №6.
  5. Риезер Р., Котов В. Медицинская и социальная модели инвалидности,- РОООИ «Перспектива», 2000.