Выбор профессии.
консультация

Грибанова Евгения Вадимовна

 Родительское собрание  на тему:" Выбор профессии" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выбор профессии.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Есть два способа выбора профессии.

Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.

Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 10 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.

Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.

Начало 21 века – это становление нового типа культуры (постиндустриального, информационного, сетевого, инновационного) в обществе. В новой культурной ситуации изменяются представления об образованности человека. Главным требованием образования становится компетентность. Меняется и идеал успешного обретения профессии

Верхние строчки рейтинга, как и раньше, занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Список профессий, которые выбирают выпускники школ, очень беден, асам выбор нельзя назвать осознанным. Например, такие специальности, как реклама, сервис, технология общественного питания, защита информации, пользуются значительно меньшей популярностью, хотя специалисты в этих областях сегодня востребованы на рынке труда.

В 2006 году, по данным Московского центра профориентации молодежи, количество экономистов и бухгалтеров в 70 раз превышало потребность в них, парикмахеров – в 50 раз, секретарей-референтов – в 40 раз, портных и закройщиков – в 30 раз, программистов – в 25 раз, юристов – в 3 раза. И последняя цифра: каждый 5 выпускник школы вообще не задумывался о выборе профессии

Вывод: необходимо перестраивать работу по профессиональной ориентации молодежи.

Рейтинг профессий 2020 года в России.

Самые востребованные:

IT-специалист

Инженер-проектировщик

Педагог

Юрист

Медик

Маркетолог

Специалист по персоналу

Профессиональный рабочий

Специалист индустрии красоты

Эколог

Технологи для нефтяной, химической, пищевой и перерабатывающих отраслей

Самые высокооплачиваемые:

Менеджер высшего звена

Работник нефтегазовой отрасли

IT-специалист

Бизнес консультант

Аудитор

Программист

Главный бухгалтер

Стоматолог

Логист

Шеф-повар

2.Беседа с родителями.

Возможные варианты вопросов.

-Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?

- Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?

- Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение?

- Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?

- Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

3.Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.

Итак, психологические типы человека

Холерик

Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и не сдержан.

Сангвиник

Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Флегматик

Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Меланхолик

Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.

Итог: психологический тип человека необходимо учитывать при выборе профессии.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка.

1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» — в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство... Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

3. Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот тип, краткий перечень таких трудностей:

— сложности с трудоустройством;

— длительное время профессиональной подготовки;

— трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

— сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

— профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

5. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты I сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приеме на работу? Сможешь ли ты совмещать учебу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов — это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценить оба варианта.

Дорогие родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решение. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

— профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;

— ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

— сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

— выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;

— ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;

— хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или профессиональных учреждениях.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в 10 – 11 классах, необходимо задуматься о выборе профиля обучения. Подойти к данному выбору следует очень ответственно. Учесть не только отметки ребенка (по профильному предмету от семи баллов и выше), но и интересы, склонности подростка. При выборе профиля необходимо ориентироваться на будущее: определение специальности, подготовку к сдаче централизованного тестирования, поступление в ВУЗы.

Если ваш ребенок решил продолжить обучение в профессиональных учреждениях, то в этой части выбора определяющим является фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования.

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я – хочу».

И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я – могу»:

  • интересы, склонности;
  • успехи в учебе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Итак, сознательный выбор профессии основывается:

  • на знаниях о мире профессий;
  • на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
  • на изучении своих интересов;
  • на изучении своих способностей;
  • на знании своих сильных и слабых качеств;
  • на состоянии своего здоровья;
  • на учете ситуации, на рынке труда;
  • на учете материальных условий семьи.
  • . Рекомендации по выбору профессии:
  • * Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • * Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
  • * Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • * Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • * Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • * Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
  • * Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • * Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • * Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • * Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • * Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • * Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
  • * Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • * Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.



Предварительный просмотр:

        Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.

  • Будьте оптимистом. Иногда у ребенка не все получается сразу, и родитель делает вывод – ребенок не способен к языкам. Не торопитесь приходить к такому решению – Ваш ребенок может «разговориться» через несколько месяцев и даже лет. У всех свои темпы развития.
  • Не рассчитывайте только на изучение языка в классе. Школа предлагает огромное количество возможностей изучения языка, помимо урочных – подготовка к участию в олимпиадах, проектах, инсценировки, спектакли и праздники на иностранных языках. Поощряйте ребенка к участию в этих событиях, и Вы увидите, насколько ускорится его прогресс.
  • Постарайтесь заметить, что именно в языке больше интересует именно Вашего ребенка – нравится ли ему петь песни на иностранном языке, или, возможно, ему хочется смотреть фильмы, или он склонен к общению на иностранном языке в он-лайне. Возможно, Вам удастся это сделать быстрее, чем учителю – ведь в любом случае Вы проводите с Вашим ребенком больше времени и лучше его знаете. Поделитесь с учителем этими наблюдениями. Вероятно, тогда будет легче выработать индивидуальную траекторию обучения Вашего ребенка языку.
  • Создавайте у ребенка мотивацию. Если он будет четко представлять, для чего ему нужен язык в будущем, его успешность значительно повысится.

             Рекомендации родителям младших школьников (1-4 класс)

  • Контролируйте частоту занятий ребенка при подготовке к уроку иностранного языка. Лучше, если он будет заниматься каждый день по 15 минут (а еще лучше, если пару раз в день по 15 минут), чем, если один день в неделю 2 часа. Если в младшей школе сделать это правилом, то он сам привыкнет к такому режиму, а потом будет в нем работать постоянно.
  • При заучивании новых слов просите его сначала прочитывать и произносить слова, а не учить их сразу. Если он так сделает несколько раз, то к тому моменту, когда слова придется учить, он и Вы удивитесь, как легко это произойдет.
  • Уделяйте внимание совместному подходу к занятиям. Даже если Вы никогда не учили английский, просите ребенка рассказать Вам, что он сегодня делал на языке в школе, и рассказать, как ему удалось справиться с домашним заданием – возможно, ему хочется похвастаться Вам, как у него что-то хорошо получилось, или пожаловаться на сложности. Иногда бывает достаточно одного слова поддержки, чтобы, допустим, трудное упражнение получилось.
  • Контролируйте, слушает ли ребенок диск звукового пособия, и делает ли он это в необходимых объемах. Это ОЧЕНЬ существенная часть работы на начальном этапе обучения иностранному языку.

              Рекомендации родителям школьников среднего звена (5-8 класс)

  • В процессе работы с текстом не требуйте от ребенка знания всех незнакомых слов. Это не поможет, а помешает. По методическим установкам в тексте ДОЛЖНО быть от 5 до 15 процентов незнакомых слов, и ребенок может понимать текст и без них.
  • Довольно часто дети получают задания, связанные с работой в Интернете. Помогите им найти доступ в Интернет сеть, если у Вас на данный момент его нет дома.
  • Подойдите внимательно к вопросу летнего чтения. Если ребенок не будет читать летом, его годовые успехи во многом будут потеряны.

              Рекомендации родителям старших школьников (9-11 класс)

  • Проследите, есть ли у ребенка хороший подбор словарей. На старшем этапе у каждого изучающего язык должны обязательно быть как минимум два словаря – хороший англо-русский и хороший англо-английский (допустим, Macmillan English Dictionary for Advanced Learners).
  • Не ограничивайте занятия языком только подготовкой к поступлению в институт и к ЕГЭ. Изучение языка – синтетический процесс – если ребенок будет участвовать в каких-то событиях школы на иностранном языке, даже не связанных напрямую с подготовкой к этому важному этапу (допустим, в проектных конференциях), он, тем не менее, все равно готовится, развивая свои языковые навыки. Иногда это бывает результативнее, чем прямое натаскивание.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Выбор профессии-мой выбор

Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...