Мастер-класс «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений»
материал

Архипова Надежда Андреевна

Актуальность:

      Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу.  Поэтому формирование лексико – грамматических представлений у детей с ОНР является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование лексико-грамматических представлений у детей  с  ОНР  по средствам дидактических игр и упражнений»

Уважаемые, родители!

     Сегодня я предлагаю вам свой опыт в форме мастер-класса по теме: «Формирование лексико-грамматических представлений  у  детей  с  ОНР  по средствам дидактических игр и упражнений»

Актуальность:

      Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу.  Поэтому формирование лексико – грамматических представлений у детей с ОНР является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Цель проведения мастер-класса: в увлекательной форме познакомить с технологией проведения логопедических игр и упражнений с целью формирования у дошкольников лексико-грамматических представлений на основе наглядного материала в рамках обобщения и распространения педагогического опыта.

Задачи    

1.Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР по средствам дидактических игр      

2.Обобщение, распространение и   реализация   практических приёмов и  рекомендаций в  проведении  игровой деятельности с  использованием логопедических игр и упражнений

3.Реализовать игровые приёмы развития грамматически правильной речи  с  практическим  показом  и  совместным  выполнением  игровых   упражнений  со  слушателями  мастер-класса.

Ход мастер-класса:

- Уважаемые родители, а теперь, я предлагаю вам стать участниками логопедических игр, способствующих формированию лексико-грамматических представлений.

 Организационный момент

 Я приглашаю вас в увлекательное путешествие

Л закрывайте глазки и внимательно прислушайтесь к окружающим вас звукам.

Слайд 1. Презентация

Проигрывается аудиофайл из “Музыка звуки леса”.

Л.: Что вы услышали? Как вы думаете, куда мы попали? – в лес

Наш лес волшебный, в нем живут Смешарики. Сегодня мы будем гулять с ними по лесу. Вы согласны? (Слайд 2).

II. Основная часть

Л.: Первым нас встретил Лосяш (Слайд 3). Он очень умный, прочел много разных книг. Лосяш просит нас помочь ему. В лесу живут разные животные.

Кстати, каких лесных (диких) животных вы знаете? - медведь, лиса, заяц, волк, белка.(Слайд 4).

Лосяш любит гулять по лесным тропинкам и рассматривать следы зверей. Но на этой тропинке все следы перепутались, и он не может понять, где чей след. Поможем ему?

След медведя - чей след?- медвежий.

На компьютере изображение медведя и его следов. (Cлайд 5)

След волка - чей след?- волчий.

На компьютере изображение волка и его следов. (Cлайд 6)

След зайца - чей след?- заячий.

На компьютере изображение зайца и его следов. (Cлайд 7)

Л.: Чьи следы мы не нашли на лесной тропинке? (Лисы – лисий след, белка – беличий след)

Игра Прятки

Молодцы, Лосяш остался доволен нашей помощью. А мы с вами пойдем дальше.

Загадка про дятла:

В лесу под щебет звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель”, -
И ставит подпись: …

игра «Телеграфист»

//   /     //    /    //    /

//   ///     //   ///    //  ///

///    ///     ///  

Л.: Очень хорошо! А каких птиц вы знаете? – синица, лебедь, воробей, утка и т.д.

На компьютере изображение птиц. (Слайд 9)

Молодцы! Шли мы с вами, шли и вышли на полянку. А тут как раз Ёжик поливает из лейки свои любимые цветы. (Слайд 10). Цветы Ёжик любит разные. Но мы выберем только те цветы, которые растут в поле, на лугу.

На компьютере изображение садовых и полевых цветов. (Слайд 11).  

Л.: Давайте поможем Ежику

Цветы, которые растут на лугу, называются луговые, цветы, растущие в поле, называются полевые. А как одним словом назвать цветы, растущие в саду около дома? - садовые.

Красивая полянка получилась! Как много цветов! А вокруг них летают, в траве сидят, по веточкам ползают… кто? - Бабочки, стрекозы, жуки, кузнечики.

Как можно одним словом назвать бабочек, кузнечиков, жуков? - насекомые.

Л.: Давайте заселим нашу полянку насекомыми! Закрепляем на стене фотографии насекомых.

Посмотрите, Нюша бегает с сачком. Кого она ловит? – бабочек

Давайте их посчитаем! Вот и Бараш задумался, как ему сосчитать всех бабочек. (Слайд 13)

1 бабочка, 2 бабочки, 3, 4, 5 бабочек, 6, 7… (Хоровое проговаривание)

Мы немного устали. Совунья и Крош зовут нас на разминку. (Слайд 14)

Гимнастика “ Игра “Хлопни-топни-прыгни!”

Если вы увидите на фотографии насекомого – хлопните в ладоши, если увидите животное – топните ногой, если увидите птицу – подпрыгните.

Л.: Хорошо размялись. Идем дальше?

Мы шли, шли, шли, прямо к озеру пришли. А здесь уже Копатыч, собирается рыбу ловить. (Слайд 15). Поможем ему? Что сначала, перед рыбалкой, необходимо сделать? – накопать червей

Рвем бумагу на полоски, “червей” складываем в баночку.

Л.: Рыба плавает - где? - в реке, в озере, в море.

Каких рыб вы знаете? - окунь карась, щука, налим и др.

На компьютере изображение рыб.. (Слайд 16)

Игра “Ловля рыбы” (магнитными удочками “ловим” рыбу и считаем 1 рыбка, 2 рыбки, 3, 4, 5 рыбок…).

Л.: Помогли Копатычу наловить рыбу. Он вам говорит: “Спасибо!”. А теперь пойдем дальше, и что же мы видим? Дерево растет, на нем яблочки… Как называется дерево, на котором растут яблоки? – яблоня. (Слайд 17)

Ворон Кар Карыч задает вам вопрос: А может такое быть, чтобы в лесу росла яблоня? – нет, это садовое дерево, то есть растет в саду около дома.

Вариант ответа: “Может”. Проговариваем, что на дикой яблоне яблочки маленькие, а на этом дереве – крупные, значит, это дерево садовое.

III. Подведение итогов.

Итак, мы сегодня совершили увлекательное путешествие вместе со Смешариками. Где мы побывали? – в лесу, на полянке, у (около) озера

Чьи следы мы видели? – медвежьи, заячьи, волчьи.

О каких птицах, рыбах, животных, насекомых мы говорили?

Вам понравилось путешествовать со Смешариками? А что вам больше всего понравилось делать? Вы узнали что-то новое для себя сегодня?

Посмотрите на доску: Смешарики прощаются с вами и желают вам весело провести лето!

Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных упражнений и заданий, направленных на формирование лексико – грамматических представлений у детей с ОНР на материале лексических тем.

   Таким образом, используя в своей работе по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР дидактических игр и упражнений я получила реальные результаты:

- повышается работа способность, речевая активность и коммуникативная направленность речи детей с ОНР.

- повышается устойчивое внимания и интереса на протяжении всего занятия, снижется вероятность пере утомляемости на логопедических занятиях.

- улучшается качество образовательного процесса.

  Предлагаю вам подвести итог нашей встречи с помощью короткого

Блиц – опроса:

Закончите предложение:

  • На мастер – классе я ………
  • Самым интересным для меня сегодня было………
  • В своей дальнейшей работе я………
  • Я пожелала бы ведущему мастер – класс учителю – логопеду……..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)

Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»

Тема мастер-класса.  «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»Цель мастер-класса - создание условий д...

Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий

Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя     В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования....

Презентация «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников с ТНР по средствам дидактических игр и упражнений»

Актуальность:      Проблема формирования лексико-грамматического представлений является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи.Под ...

Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам дидактических игр и упражнений

В презентации представлены игры и пособия для развития логического мышления у детей с ОВЗ, которые особенно наравятся детям и приносят полодительные результаты в их развитии....