Консультация для родителей "Мое-твое настроение".
консультация

Сатылбаева Олеся Александровна

Как отражается настроение взрослого на ребенка? Есть ли здесь взаимосвязь?Об этом предлагается узнать, прочитав данную консультацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult_dlya_rodit_moe-tvoe_nastroenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «МОЕ –ТВОЕ НАСТРОЕНИЕ»

 «Как передается настроение взрослых ребенку? Чувствует ли он, когда я сержусь, когда—нет?»

Настроение — интересное психологическое явление. Непонятно, почему, как и когда оно возникает, как исчезает, но держится обычно долго — день, несколько дней. Если гнев, ярость, восторг чаше всего имеют определенную причину и потому понятны, то настроение - это просто эмоциональный фон, который возникает неосознанно, но, тем не менее, многое определяет в нашей жизни. Создавать настроение — особое искусство. Испортить же его может почти любой.

Признаки хорошего настроения — «легкое» дыхание, раскованность, желание браться за новые дела, вера в успех, склонность видеть в людях расположенность к себе. Плохое настроение обычно сопровождается нездоровой напряженностью, ожиданием неудач («Так я и знал!»), осторожностью в отношении к другим людям, раздраженностью, плохим самочувствием. Даже то, что раньше не вызывало никаких трудностей, может не получаться, что было предметом гордости — вызывать разочарование. Настроение передастся неосознанно, как эмоциональное «заражение». Оно может переноситься, огорчения на работе трансформируются в раздражительность дома, и наоборот. Конфликты между взрослыми тоже выражаются в недовольстве собой и всеми на свете, в том числе и ребенком. Некоторые люди обладают особой способностью воспринимать эмоциональное состояние (таких людей называют чувствительными), а другие, наоборот, могут легче остальных задать тон общения, исправить создавшееся положение или сгустить тучи (их называют эмоциональными лидерами).

Наиболее чувствительными в семье обычно являются дети, потому что они естественны, в большей мере, чем взрослые, принадлежат к миру природы. Они еще не выстраивают цепочек умозаключений: что происходит, почему и каковы возможные последствия. Но тяжелое настроение в семье ощущают сразу. Они реагируют на то, что взрослые иногда пропускают или не контролируют в повседневном повелении — жесты, интонации, выражение лица. Настроение выдают интонации. Попробуйте сказать банальную фразу «Мои милый мальчик» несколько раз и вы легко убедитесь, что это можно сделать с сентиментальной любовью, иронией, сарказмом, угрозой. Все это «ловится» и отмечается детьми, хотя, конечно же, неосознанно. Вы, наверное, вполне можете себе представить, что и ребенок может довести взрослого до белого каления различными способами, при этом, говоря «А я ничего такого не делал!» Эмоциональным лидером в семье обычно является мать (впрочем, в некоторых семьях это бабушка или сестра, мужчина гораздо реже определяет настроение в семье). Связь матери и ребенка устанавливается задолго до его рождения через физиологические механизмы, телесно, природно. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние - все это для ребенка раздражители особой значимости. Невозможно быть жизнерадостным всегда. Но можно попытаться осознавать свое настроение и тем самым улучшить микроклимат в семье. Работа с настроением включает два направления с самим собой и с другими.

1.Если   Вы   стали   отмечать, что плохое настроение   бывает у вас

чаше прежнего, постарайтесь несколько раз в день задать себе вопрос: «Что я чувствую?» Найдите как можно больше точных слов для ответа: усталость, раздраженность, злость, разочарование. Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда что-то внутри вас мешает вам жить. Попробуйте установить причину того, что происходит. Когда, в какой момент ваше ровное настроение сменилось плохим? Может быть, это вызвано каждый раз одним и тем же событием или встречей — например, с вашим начальником, свекровью, учениками и т.д. Тогда стоит готовиться к таким встречам заранее, создавая настрой психологической неуязвимости, мысленно «отгораживаясь» от происходящею и творя себе примерно так «То, что думает обо мне этот человек, характеризует только ею и никак не относится ко мне».

2. Следующий   вопрос, который стоит задавать себе: «Что бы  я  хотел(а)  и  мог(ла) изменить?» Не нужно наступать постоянно на одни и те же грабли, и, если вы установили причину своего плохого настроения, постарайтесь в будущем ее ослабить сделать встречи более редкими, изменить маршрут жизненного пути.

3. Если работа по самоанализу у вас не ладится, лучше обратиться к психологу. Но это не значит, что   в   собственной   семье   вы   бессильны.   Очень   важно, чтобы   вашу   раздражительность   или подавленность дети не относили к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление детей о том, каким вообще бывает настроение. Очень многие люди имеют чрезвычайно бедные понятия о внутреннем мире людей (например, мама добрая - мама злая). Побуждайте ребенка рассказывать о своем настроении. Пусть он сравнит его с погодой, со временем года, с цветком, с животным, с любым неодушевленным предметом. Спросите его, как оно изменяется, каким становится.  Пусть учится различать сосредоточенность и печаль, подавленный гнев и разочарованность.

4.        Старайтесь объяснять ребенку причину своего настроения, чтобы у него не возникало необоснованного   чувства   вины.   Говорите   с   ним   на доступном   языке   о  том,   что  у   вас происходит дома, на работе, что вас огорчает, почему. Объясните, чем он помог вам или может помочь. Пусть у ребенка появится представление о сложности и неоднозначности мира – тогда у него не возникнет впечатление, что взрослые просто вымещают дурное настроение на нем.

На основе материалов семейного

психолога кандидата психологических наук С. К. Нартовоой-Бочавер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние положительной эмоциональной настроенности ребенка на учебную деятельность

Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоцион...

Слово - характер, настроение

презентация - анкета для учеников, родителей,  слова-паразиты...

Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.

Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....

Пособие для ученика "Словарь чувств и настроений"

Мною на материале словарей разработано пособие для учеников "Словарь чувств и настроений". Очень помогает дятям при написании различных сочинений....

Классный час на тему «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ»

Каждый день мы с вами идем по пути здоровья. Разные доктора помогают нам на этом пути. А какой доктор помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить людям радость?...

Настроение картины и музыки

Урок музыки в 5 классе. Разработка состоит из конспекта урока и презентации к нему....

Консультация для родителей "Ребёнок и его настроение"

Материал содержит информацию о том, почему у ребёнка может меняться настроение, как родителям следует вести себя в этой ситуации...