Что надо делать о закономерностях развития
статья
Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.
Консультация для родителей дошкольников на тему:
«Что надо делать о закономерностях развития детской речи»
Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. Именно от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребёнка, формирование сферы его личностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать.
В норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Навык правильной речи приобретается в семье.
Как бы своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определенным закономерностям. Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью:
Одни звуки, слова, типы предложений усваиваются раньше, другие – позже.
Появление дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах: огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. И.П. Павлов говорит, что образование новых условных связей у человека (относится система речевых реакций) происходит по способу совпадения во времени и благодаря действию механизма подражания:
В возрасте около 1 года в лексике ребенка до 10 слов.
Далее показателем речи является своевременное развитие способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
- В возрасте до 3-х лет ребенок точно воспроизводит интонационно-ритмические, мелодические контуры слов. Строит предложения из 3-4 и более слов и употребляет знакомые слова в нескольких грамматических формах. В 3 года с момента появления возможности строить предложения – количественный скачок в развитии речи, динамичный.
- После 3-х лет до 7 лет усвоение родного языка совершенствуется.
- К четырнадцати годам в словаре ребенка около 2000 слов, гораздо меньше грамматических ошибок, возможно нарушение произношения трудных звуков. Ребенок отвечает на ваши вопросы, запоминает стихи, пересказывает знакомые сказки.
- В возрасте 5-6 лет запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. Развивается личность в целом, растет и развивается сознание. Расширяется круг интересов и представлений, совершенствуется деятельность. Ребенок способен правильно произносить все звуки родного языка, свободно составляет рассказ.
- Предшкольный возраст – активный богатый словарь (складывается к 7-ми годам), далее ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений и т..
На протяжении активного развития речи вашего ребенка Вы, родители, учите его быть вежливым, говорить «волшебные» слова, вы, родители, следите за своей речью и не допускайте использования в присутствии ребенка сорных слов. Речь вашего ребенка будет подражанием вашей речи.
Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ГБДОУ.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя – логопеда и родителей. В наших логопедических группах уделяется большое внимание работы с родителями: проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, вывешивается наглядная информация в родительских уголках, выпускаются тематические газеты. Основная цель данной работы – привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе и создание условий для сознательного их включения в коррекционный процесс. Для этого выделяются определённый день недели и время для индивидуального консультирования. Консультации родителей проводятся в рабочем порядке, еженедельно. Типичные вопросы на индивидуальных консультациях следующие:
* нормальное развитие речи и возрастные особенности
* профилактика речевых нарушений
* артикуляционная гимнастика и порядок её проведения дома
* развитие памяти и внимания
* поведение ребёнка на занятиях
В своей работе учитель – логопед широко использует и тематические консультации, темы таких консультаций формируются также с учётом запросов родителей, например:
* «Речевые нарушения и причины их возникновения»
* «Психологические особенности детей с нарушением речи»
* «Учим детей разговаривать»
* «Подвижные игры в системе коррекционной работы»
* «Как помочь ребёнку избежать школьных проблем»
* «Занимательные прогулки» и т. д.
В процессе самой первой беседы (проводится по итогам диагностики в начале учебного года) выясняются особенности ребёнка, его увлечения, интересы. Озвучиваются жалобы и тревоги родителей, их мнения и пожелания по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча важна для всех участников: от её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Родителям необходимо настроиться на совместную работу, а педагогам объяснить, какую помощь от родителей ждут в процессе коррекционной работы и как она важна в преодолении речевой недостаточности.
В дальнейшем, в индивидуальных беседах, обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей в преодолении речевых проблем.
Для того, чтобы максимально избежать проблем с речью в дошкольном возрасте, в детском саду проводятся индивидуальные консультации с родителями детей раннего и младшего возраста. Иллюстрация консультативной деятельности учителя – логопеда -
(правила, которые желательно выполнять дома, чтобы речь ребёнка развивалась):
- Больше разговаривать со своим ребёнком; речь взрослого должна быть образцом для подражания.
- Артикуляция должна быть чёткой, точной, грамматически правильной.
- Внимательно слушать малыша. Давать ответы на все его вопросы. Во время общения нужно, чтобы ребёнок видел движения ваших губ.
- Для общения не используйте жесты, а больше проговаривайте вслух слова, относящиеся к предметам или действиям.
- Создавать ситуации, при которых ребёнок будет вынужден обратиться с просьбой, вопросом или повторять слова взрослого.
- Не перегружать ребёнка большим количеством новых слов.
- Учить стихи, рассказывать сказки, так как, запоминая и рассказывая их, ребёнок тренирует память и внимание, происходит запоминание новых слов.
Индивидуальное консультирование родителей является неотъемлемой частью работы с родителями и помогает избежать многих трудных моментов.
Желаю успехов, правильного выбора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.
Консультация для родителей дошкольников на тему:
«Что надо делать о закономерностях развития детской речи»
Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. Именно от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребёнка, формирование сферы его личностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать.
В норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Навык правильной речи приобретается в семье.
Как бы своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определенным закономерностям. Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью:
Одни звуки, слова, типы предложений усваиваются раньше, другие – позже.
Появление дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах: огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. И.П. Павлов говорит, что образование новых условных связей у человека (относится система речевых реакций) происходит по способу совпадения во времени и благодаря действию механизма подражания:
В возрасте около 1 года в лексике ребенка до 10 слов.
Далее показателем речи является своевременное развитие способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
- В возрасте до 3-х лет ребенок точно воспроизводит интонационно-ритмические, мелодические контуры слов. Строит предложения из 3-4 и более слов и употребляет знакомые слова в нескольких грамматических формах. В 3 года с момента появления возможности строить предложения – количественный скачок в развитии речи, динамичный.
- После 3-х лет до 7 лет усвоение родного языка совершенствуется.
- К четырнадцати годам в словаре ребенка около 2000 слов, гораздо меньше грамматических ошибок, возможно нарушение произношения трудных звуков. Ребенок отвечает на ваши вопросы, запоминает стихи, пересказывает знакомые сказки.
- В возрасте 5-6 лет запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. Развивается личность в целом, растет и развивается сознание. Расширяется круг интересов и представлений, совершенствуется деятельность. Ребенок способен правильно произносить все звуки родного языка, свободно составляет рассказ.
- Предшкольный возраст – активный богатый словарь (складывается к 7-ми годам), далее ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений и т..
На протяжении активного развития речи вашего ребенка Вы, родители, учите его быть вежливым, говорить «волшебные» слова, вы, родители, следите за своей речью и не допускайте использования в присутствии ребенка сорных слов. Речь вашего ребенка будет подражанием вашей речи.
Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ГБДОУ.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя – логопеда и родителей. В наших логопедических группах уделяется большое внимание работы с родителями: проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, вывешивается наглядная информация в родительских уголках, выпускаются тематические газеты. Основная цель данной работы – привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе и создание условий для сознательного их включения в коррекционный процесс. Для этого выделяются определённый день недели и время для индивидуального консультирования. Консультации родителей проводятся в рабочем порядке, еженедельно. Типичные вопросы на индивидуальных консультациях следующие:
* нормальное развитие речи и возрастные особенности
* профилактика речевых нарушений
* артикуляционная гимнастика и порядок её проведения дома
* развитие памяти и внимания
* поведение ребёнка на занятиях
В своей работе учитель – логопед широко использует и тематические консультации, темы таких консультаций формируются также с учётом запросов родителей, например:
* «Речевые нарушения и причины их возникновения»
* «Психологические особенности детей с нарушением речи»
* «Учим детей разговаривать»
* «Подвижные игры в системе коррекционной работы»
* «Как помочь ребёнку избежать школьных проблем»
* «Занимательные прогулки» и т. д.
В процессе самой первой беседы (проводится по итогам диагностики в начале учебного года) выясняются особенности ребёнка, его увлечения, интересы. Озвучиваются жалобы и тревоги родителей, их мнения и пожелания по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча важна для всех участников: от её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Родителям необходимо настроиться на совместную работу, а педагогам объяснить, какую помощь от родителей ждут в процессе коррекционной работы и как она важна в преодолении речевой недостаточности.
В дальнейшем, в индивидуальных беседах, обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей в преодолении речевых проблем.
Для того, чтобы максимально избежать проблем с речью в дошкольном возрасте, в детском саду проводятся индивидуальные консультации с родителями детей раннего и младшего возраста. Иллюстрация консультативной деятельности учителя – логопеда -
(правила, которые желательно выполнять дома, чтобы речь ребёнка развивалась):
- Больше разговаривать со своим ребёнком; речь взрослого должна быть образцом для подражания.
- Артикуляция должна быть чёткой, точной, грамматически правильной.
- Внимательно слушать малыша. Давать ответы на все его вопросы. Во время общения нужно, чтобы ребёнок видел движения ваших губ.
- Для общения не используйте жесты, а больше проговаривайте вслух слова, относящиеся к предметам или действиям.
- Создавать ситуации, при которых ребёнок будет вынужден обратиться с просьбой, вопросом или повторять слова взрослого.
- Не перегружать ребёнка большим количеством новых слов.
- Учить стихи, рассказывать сказки, так как, запоминая и рассказывая их, ребёнок тренирует память и внимание, происходит запоминание новых слов.
Индивидуальное консультирование родителей является неотъемлемой частью работы с родителями и помогает избежать многих трудных моментов.
Желаю успехов, правильного выбора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства
Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...
«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...
Элективный курс «Закономерности развития омонимии в системе русского языка»
Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программа адресована учащимся 8-9-х классов средней общеобразовательной школы. Данная программа посвящена одной из наиболее сложных с точки зрения преподавания п...
Тест по теме: «Закономерности развития живой природы»
Тесты по биологии. Предлагаю тестовые задания для проверки знаний учащихся 11 класса по разделу «Закономерности развития живой природы». Тесты составлены с учетом теоретического материала учебника «О...
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов
ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...
Контрольная работа для 7 класса"Развитие и закономерности развития животных на Земле"
Контрольная работа для 7 класса...
Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"
Статья раскрывает ответы на вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....