Что надо делать о закономерностях развития
статья

 

Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.

 

Консультация для родителей дошкольников на тему:

«Что надо делать о закономерностях развития детской речи»

 

Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. Именно от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребёнка, формирование сферы его личностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

  Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать.

  В норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него  и слышимой им речи. Навык правильной речи приобретается в семье.

          Как бы своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определенным закономерностям. Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью:

Одни звуки, слова, типы предложений усваиваются раньше, другие – позже.

Появление дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах: огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. И.П. Павлов говорит, что образование новых условных связей у человека (относится система речевых реакций) происходит по способу совпадения во времени и благодаря действию механизма подражания:

В возрасте около 1 года в лексике ребенка до 10 слов.

Далее показателем речи является своевременное развитие способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях  друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.

  • В возрасте до 3-х лет ребенок точно воспроизводит интонационно-ритмические, мелодические контуры слов. Строит предложения из 3-4 и более слов и употребляет знакомые слова в нескольких грамматических формах. В 3 года с момента появления возможности строить предложения – количественный скачок в развитии речи, динамичный.
  • После 3-х лет до 7 лет усвоение родного языка совершенствуется.
  • К четырнадцати годам в словаре ребенка около 2000 слов, гораздо меньше грамматических ошибок, возможно нарушение произношения трудных звуков. Ребенок отвечает на ваши вопросы, запоминает стихи, пересказывает знакомые сказки.
  • В возрасте 5-6 лет запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. Развивается личность в целом, растет и развивается сознание. Расширяется круг интересов и представлений, совершенствуется  деятельность. Ребенок способен правильно произносить  все звуки родного языка, свободно составляет рассказ.
  • Предшкольный возраст – активный богатый словарь (складывается к 7-ми годам), далее ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений и т..

 

На протяжении активного развития речи вашего ребенка Вы, родители, учите его быть вежливым, говорить «волшебные» слова, вы, родители, следите за своей речью и не допускайте использования в присутствии ребенка сорных слов. Речь вашего ребенка будет подражанием вашей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ГБДОУ.

        Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя – логопеда и  родителей. В наших логопедических группах уделяется большое внимание работы с родителями: проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, вывешивается наглядная информация в родительских уголках, выпускаются тематические газеты. Основная цель данной работы – привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе и создание условий для сознательного их включения в коррекционный процесс. Для этого выделяются определённый день недели и время для индивидуального консультирования. Консультации родителей проводятся в рабочем порядке, еженедельно. Типичные вопросы на индивидуальных консультациях следующие:

* нормальное развитие речи и возрастные особенности
* профилактика речевых нарушений

* артикуляционная гимнастика и порядок её проведения дома

* развитие памяти и внимания

* поведение ребёнка на занятиях

        В своей работе учитель – логопед широко использует и тематические консультации, темы таких консультаций формируются также с учётом запросов родителей, например:

* «Речевые нарушения и причины их возникновения»
* «Психологические особенности детей с нарушением речи»

* «Учим детей разговаривать»

* «Подвижные игры в системе коррекционной работы»

* «Как помочь ребёнку  избежать школьных проблем»

* «Занимательные прогулки» и т. д.

        В процессе самой первой беседы (проводится по итогам диагностики в начале учебного года) выясняются особенности ребёнка, его увлечения, интересы. Озвучиваются жалобы и тревоги родителей, их мнения и пожелания по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча важна  для всех участников: от её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Родителям необходимо настроиться на совместную работу, а педагогам объяснить, какую помощь от родителей ждут в процессе коррекционной работы и как она важна в преодолении речевой недостаточности.

        В дальнейшем, в индивидуальных беседах, обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей в преодолении речевых проблем.

    Для того, чтобы максимально избежать проблем с речью в дошкольном возрасте, в детском саду проводятся индивидуальные консультации с родителями детей раннего и младшего возраста. Иллюстрация консультативной деятельности учителя – логопеда -

(правила, которые желательно выполнять  дома, чтобы речь ребёнка развивалась):

  1. Больше разговаривать со своим ребёнком; речь взрослого должна быть образцом для подражания.
  2. Артикуляция должна быть чёткой, точной, грамматически правильной.
  3. Внимательно слушать малыша. Давать ответы на все его вопросы. Во время общения нужно, чтобы ребёнок видел движения ваших губ.
  4. Для общения не используйте жесты, а больше проговаривайте вслух слова, относящиеся к предметам или действиям.
  5. Создавать ситуации, при которых ребёнок будет вынужден обратиться с просьбой, вопросом или повторять слова взрослого.
  6. Не перегружать ребёнка большим количеством новых слов.
  7. Учить стихи, рассказывать сказки, так как, запоминая и рассказывая их, ребёнок тренирует память и внимание, происходит запоминание новых слов.

          Индивидуальное консультирование родителей является неотъемлемой частью работы с родителями и помогает избежать многих трудных моментов.

                                               Желаю успехов, правильного выбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_uchitelya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.

Консультация для родителей дошкольников на тему:

«Что надо делать о закономерностях развития детской речи»

Трудно переоценить роль хорошо развитой речи в жизни ребёнка. Именно от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребёнка, формирование сферы его личностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

  Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать.

  В норме ребёнок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него  и слышимой им речи. Навык правильной речи приобретается в семье.

          Как бы своеобразно ни протекало развитие детской речи, оно подчиняется определенным закономерностям. Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью:

Одни звуки, слова, типы предложений усваиваются раньше, другие – позже.

Появление дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах: огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. И.П. Павлов говорит, что образование новых условных связей у человека (относится система речевых реакций) происходит по способу совпадения во времени и благодаря действию механизма подражания:

В возрасте около 1 года в лексике ребенка до 10 слов.

Далее показателем речи является своевременное развитие способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях  друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.

  • В возрасте до 3-х лет ребенок точно воспроизводит интонационно-ритмические, мелодические контуры слов. Строит предложения из 3-4 и более слов и употребляет знакомые слова в нескольких грамматических формах. В 3 года с момента появления возможности строить предложения – количественный скачок в развитии речи, динамичный.
  • После 3-х лет до 7 лет усвоение родного языка совершенствуется.
  • К четырнадцати годам в словаре ребенка около 2000 слов, гораздо меньше грамматических ошибок, возможно нарушение произношения трудных звуков. Ребенок отвечает на ваши вопросы, запоминает стихи, пересказывает знакомые сказки.
  • В возрасте 5-6 лет запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. Развивается личность в целом, растет и развивается сознание. Расширяется круг интересов и представлений, совершенствуется  деятельность. Ребенок способен правильно произносить  все звуки родного языка, свободно составляет рассказ.
  • Предшкольный возраст – активный богатый словарь (складывается к 7-ми годам), далее ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений и т..

На протяжении активного развития речи вашего ребенка Вы, родители, учите его быть вежливым, говорить «волшебные» слова, вы, родители, следите за своей речью и не допускайте использования в присутствии ребенка сорных слов. Речь вашего ребенка будет подражанием вашей речи.

Из опыта работы учителя – логопеда Хоревой В.В.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ГБДОУ.

        Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя – логопеда и  родителей. В наших логопедических группах уделяется большое внимание работы с родителями: проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, вывешивается наглядная информация в родительских уголках, выпускаются тематические газеты. Основная цель данной работы – привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе и создание условий для сознательного их включения в коррекционный процесс. Для этого выделяются определённый день недели и время для индивидуального консультирования. Консультации родителей проводятся в рабочем порядке, еженедельно. Типичные вопросы на индивидуальных консультациях следующие:

* нормальное развитие речи и возрастные особенности
* профилактика речевых нарушений

* артикуляционная гимнастика и порядок её проведения дома

* развитие памяти и внимания

* поведение ребёнка на занятиях

        В своей работе учитель – логопед широко использует и тематические консультации, темы таких консультаций формируются также с учётом запросов родителей, например:

* «Речевые нарушения и причины их возникновения»
* «Психологические особенности детей с нарушением речи»

* «Учим детей разговаривать»

* «Подвижные игры в системе коррекционной работы»

* «Как помочь ребёнку  избежать школьных проблем»

* «Занимательные прогулки» и т. д.

        В процессе самой первой беседы (проводится по итогам диагностики в начале учебного года) выясняются особенности ребёнка, его увлечения, интересы. Озвучиваются жалобы и тревоги родителей, их мнения и пожелания по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча важна  для всех участников: от её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Родителям необходимо настроиться на совместную работу, а педагогам объяснить, какую помощь от родителей ждут в процессе коррекционной работы и как она важна в преодолении речевой недостаточности.

        В дальнейшем, в индивидуальных беседах, обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей в преодолении речевых проблем.

    Для того, чтобы максимально избежать проблем с речью в дошкольном возрасте, в детском саду проводятся индивидуальные консультации с родителями детей раннего и младшего возраста. Иллюстрация консультативной деятельности учителя – логопеда -

(правила, которые желательно выполнять  дома, чтобы речь ребёнка развивалась):

  1. Больше разговаривать со своим ребёнком; речь взрослого должна быть образцом для подражания.
  2. Артикуляция должна быть чёткой, точной, грамматически правильной.
  3. Внимательно слушать малыша. Давать ответы на все его вопросы. Во время общения нужно, чтобы ребёнок видел движения ваших губ.
  4. Для общения не используйте жесты, а больше проговаривайте вслух слова, относящиеся к предметам или действиям.
  5. Создавать ситуации, при которых ребёнок будет вынужден обратиться с просьбой, вопросом или повторять слова взрослого.
  6. Не перегружать ребёнка большим количеством новых слов.
  7. Учить стихи, рассказывать сказки, так как, запоминая и рассказывая их, ребёнок тренирует память и внимание, происходит запоминание новых слов.

          Индивидуальное консультирование родителей является неотъемлемой частью работы с родителями и помогает избежать многих трудных моментов.

                                               Желаю успехов, правильного выбора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства

Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...

«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».

Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...

Элективный курс «Закономерности развития омонимии в системе русского языка»

Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программа адресована учащимся 8-9-х классов средней общеобразовательной школы. Данная программа посвящена одной из наиболее сложных с точки зрения преподавания п...

Тест по теме: «Закономерности развития живой природы»

Тесты по биологии. Предлагаю тестовые задания для проверки знаний учащихся 11 класса по разделу «Закономерности развития живой природы». Тесты составлены с учетом теоретического материала учебника «О...

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....