Консультации для родителей
консультация

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спортивный уголок дома

Если в вашем доме нашлось место для детской кровати, то найдется место и для детского спортивного уголка. И тогда ваш дом наполнится радостью, весельем и хорошим настроением.

Спортивный детский уголок – это мечта любого ребенка. И даже не думайте, что он займет большое пространство. В конце концов, вы всегда можете выделить для уголка пару-тройку квадратных метров, освободив квартиру от лишних предметов и действительно никому не нужного старья.

Вы ведь хотите, чтобы ваш малыш рос здоровым, жизнерадостным и активным? Приучите его к занятиям спорту с самого детского возраста, и ребенок будет благодарен вам всю жизнь. Именно в младшем возрасте ребята охотнее и легче начинают заниматься спортом – потому что он является частью их игры. Ваш ребенок хочет лазать? Прыгать? Висеть? Качаться? Приобретите ему детский спортивный уголок. Пускай делает все это в одном месте – и, главное, дома.

Спортивный детский уголок хорош прежде всего тем, что оборудовать его под силу любой семье. Каким он будет – решать только вам. Есть только общие рекомендации и советы по конструкции и оформлению детского спортивного уголка.

В большинстве своем, спортивный детский уголок обыкновенно строится на основе спортивного комплекса. То есть размещение шведской стенки (одной и более) является одним из основных условий хорошего спортивного уголка. Шведские стенки – это наиболее приемлемое спортивное оборудование для детей (хотя ориентироваться необходимо при выборе именно на возраст малыша) и прекрасно подходит для детского уголка. Однако ограничиваться одной шведской стенкой нельзя, ребенок быстро потеряет к ней интерес.

Дополните детский спортивный уголок подвесными гимнастическими кольцами, на которых малыш будет не просто висеть, но и кувыркаться, подтягиваться. Такое полезное занятие будет им рассматриваться как настоящее развлечение, а эффект от него будет самым положительным: укрепляются мышцы рук, спины, улучшается работа вестибулярного аппарата.

Разместите на шведской стенке турник или горизонтальную лестницу – и вы не узнаете своего ребенка. Ни один малыш не откажет себе в удовольствии полазать по таким приспособлениям. Вот увидите, он еще устроит там себе «штаб». Поставьте перекладину на уровне детской груди, и ребенок будет кувыркаться на ней без конца.

Необходимая и весьма желанная деталь детского уголка – качели. Компактные, маленькие, они, тем не менее, могут занимать больше места, чем кажется. Так что рассчитывайте пространство, выделяемое для детского спортивного уголка, точнее.

Для детского уголка можно приобрести баскетбольное кольцо и мяч – если, конечно, вы готовы слушать днями напролет (а заодно и ваши соседи) постоянный стук. Если проблемы такой нет – не скупитесь, ребенок будет очень рад.

Если малыш маленький, стоит обратить внимание на гладкую горку, по которой можно кататься сколько душе угодно.

Если в семье растет маленький мужчина, дополните детский уголок грушей. Из той же серии спортивного инвентаря для детских уголков – подвесной канат. Пусть ребенок почувствует себя настоящим Тарзаном, упражнения на канате оказывают положительное воздействие на многие группы мышц и тренируют выносливость.

Для пластичных детей идеально подойдет для детского спортивного уголка гимнастическое бревно. Занятия на нем будут максимально интересны как девочкам, так и мальчикам – потому что требуют особой сноровки, ловкости и чувства равновесия.

Отличный аксессуар, прекрасно подходящий для детского уголка – веревочная лестница. Вот где простор для фантазии! Ребенок наверняка будет себе представлять, будто он на корабле, или на вертолете, или в джунглях – и будет карабкаться по ней с неуемным энтузиазмом. А именно такие упражнения развивают практически все группы мышц.

Непременно разместите в детском уголке спортивные маты или ковер. Малыш будет сваливаться со стенок, качелей и колец по десять раз на дню, а мягкое специальное покрытие защитит его от синяков и ссадин. Тем более, что падения неизбежны, они научат малыша контролировать свои движения, быть осторожнее и ловчее.

Обладаете возможностями – приобретите в детский уголок спортивный тренажер. Например, рейдер, или беговую дорожку, или велотренажер – если, конечно, ваш малыш действительно хочет заниматься на таком оборудовании. Детские тренажеры отлично приспособлены для размещения на минимальном пространстве спортивного уголка и рассчитаны именно на неокрепший организм, так что малыш будет заниматься с удовольствием.

Однако если ребенок маленький, то занятия лучше проводить под присмотром взрослых. Просто поддерживайте его немного и подбадривайте – и малыш в скором времени сам не отойдет от своего спортивного детского уголка.

Занимайтесь вместе со своими детьми – только собственным примером вы покажете, как это здорово – спорт, и в этом вам поможет детский спортивный уголок. Вы и сами получите массу позитивных эмоций, подкорректируете свою физическую форму, а самое главное – приучите ребенка к регулярным спортивным занятиям. И не упустите важный момент – совместные занятия и спортивные игры с ребенком сближают вас, возвращают вас в детские годы. Именно в дружеской ненавязчивой атмосфере можно наладить контакт с малышом, стать ему настоящим другом.

Детский спортивный уголок – это классно!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Народные подвижные игры на прогулке».

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. 

Народные игры испокон веков отражали образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, ловкости, находчивости и стремление к победе.  

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого разного возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. 

Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Использование таких игр в двигательной активности дошкольников позволяет формировать заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. В народных подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребенка. 

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы, ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

По-видимому, эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, которые отличают народные детские игры. Песня, слово, движение органически связаны в них. Возьмем, к примеру, текст игры «Коршун и наседка». Один из играющих коршун, другой наседка, все остальные цыплята. Дети, играющие роль цыплят, становятся «гуськом» за наседкой, ходят за нею вокруг «коршуна», припевают:

Вокруг коршуна хожу,

Ожерелие нижу,

По три ниточки,

Бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток.

Остановившись напротив коршуна, который делает вид, будто роет землю, наседка спрашивает:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямочку рою, отвечает он.

Зачем тебе ямочка?

Денежку ищу.

Зачем тебе денежка?

Иголку купить.

Зачем тебе иголка?

Мешочек сшить.

Зачем тебе мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих детушек бросать.

Что они тебе сделали?

Они через забор в огород ко мне лазят.

А ты делал бы забор выше, не то лови их.

Коршун старается поймать цыплят. Наседка защищает их, двигаясь навстречу коршуну, за ней двигаются все цыплята.

Целая группа детских игр построена на движении. Это «Пятнашки», или «Салки», «Колдуны».

Один выбирается пятнашкой, или салкой. Он, догоняет кого-либо и дотрагивается до него рукой (пятнает, салит). Тот, кого запятнали, становится пятнашкой. Во всех играх с движениями надо ограничить пространство. Оно должно быть небольшим, для того чтобы дети не устали и игра протекала оживленно.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр? Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. Внимание необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр и игровых упражнений.

Подвижные  игры  на прогулке необходимо планировать в зависимости от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий лучше проводить  хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке рекомендуется проводить  подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. Очень важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому лучше проводить подвижные игры двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня ДА. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Например, дети первой подгруппы (с высоким и средним уровнем ДА) выполняют упражнения на развитие внимания и точности выполнения движений, дети второй подгруппы  - на развитие быстроты, ловкости. Педагог должен помнить и знать, что при проведении подвижных игр, он следит  за качеством и правильностью выполнения основного движения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию социально ценных морально-волевых качеств личности.

Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение, доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию картотеку подвижных игр.  

Картотека состоит из 11 игр, разной формы активности – малоподвижные, средне подвижные и подвижные игры.  

1. Игра малой подвижности «Репка»; 

2. Игра высокой подвижности «Петух»; 

3. Игра средней подвижности «Веселись Детвора»; 

4. Хороводная игра «Скачет заинька»; 

5. Игра высокой подвижности «Пчелы»; 

6. Игра малой подвижности «Цапки»; 

7. Игра средней подвижности «Клеевой дождик»; 

8. Игра высокой подвижности «Горячее место»; 

9. Игра средней активности «Рыбка»; 

10. Игра высокой подвижности «Горелки»; 

11. Игра средней подвижности «Маланья». 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры с ребенком летом»

 

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажетесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!



Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СВОДА СТОПЫ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает человека красивым, способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

При нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникнуть стойкие деформации костного скелета, ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, наступает расстройство нервной деятельности двигательного аппарата, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

К нарушениям осанки могут привести различные заболевания. В первую очередь – рахит, гипотрофия, инфекционные заболевания, плоскостопие, неполноценное питание, неверно подобранная мебель.

Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем исправить ее. Поэтому педагоги должны постоянно следить за формированием осанки у детей.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приёма пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

- мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

- ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

- локти не должны находиться на весу;

- голову слегка наклонить при рисовании, конструировании;

- расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

- расстояние между грудной клеткой ребёнка и краем стола – ладонь прижать во внутрь большим пальцем.

особую опасность неправильная поза составляет для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении не получают у них должного развития.

Самое эффективное средство профилактики нарушений осанки – это физические упражнения. Физические упражнения, усиливая ток крови во всех участках тела, увеличивают кровоснабжение в центральной нервной системе, повышая этим питание головного мозга и создавая лучшие условия для его работы,  хорошо развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Особое внимание при работе с дошкольниками надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.  Необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправлены, живот подтягивали. Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, как говорится проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении – быстрее.  Работу по формированию правильной осанки следует вести постоянно со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ

Ортопедический станок (по-другому) «Стенка осанки»

Ребёнок стоит у стены и прижимается к ней пятью точками тела: пятками, икрами, ягодицами, лопатками, затылком.

Большое зеркало напротив стены, чтобы ребёнок мог видеть свое отражение и фиксировать правильную осанку.

Кольца надувные, резиновые.

Дети ходят с кольцом на голове, сохраняя правильную осанку. Хорошо применять после сидячих занятий.

Для предупреждения развития неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением ее сводов вплоть до их полного исчезновения. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но спровоцировать плоскостопие может ношение тесной обуви, особенно с узким носком, или на высоком каблуке, с толстой подошвой, без жесткого задника, негнущейся – все это лишает стопу её естественной гибкости. Также причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также избыточная масса тела, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение по твердому  грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть  также в результате параличей и травм мышц, связок и костей ног.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ МЯЧЕЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ»

Как показывает статистика, до 80% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки и мышечного тонуса. Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с неправильной осанкой являются упражнения на гимнастических (надувных) мячах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата.

Способ применения данной методики

Мяч является и альтернативной мебелью, и тренирующим приспособлением. Однако он ни в коем случае не должен заменять стул. Являясь неустойчивой и пружинящей опорой, мяч эффективен для динамического седа, для упражнений на равновесие и разгрузку.

Перемещая таз вперед и назад, можно изменять форму позвоночника. Например:

• сед на передней части мяча (таз опрокинут, спина круглая);

• сед на середине мяча (таз выпрямлен, поза физиологична). Оптимально, когда углы в тазобедренных и коленных суставах составляют 110 градусов.

Реабилитационно-оздоровительный эффект

Упражнения, выполняемые при уменьшенной площади опоры и разных исходных положений головы, рук, ног, туловища, улучшают координацию движений, закрепляют правильную осанку, восстанавливают нарушенную статику. Дети ощущают положение своего тела в пространстве – у них вырабатывается так называемая схема тела, позволяющая и в дальнейшем принимать заданную позу. 

Усложнение упражнений в равновесии достигается за счет последовательного уменьшения площади опоры, а также перемещения центра тяжести (поднимание рук, отведение ноги, повороты и т.д.), при этом, чем чаще меняется исходное положение, тем более дифференцированно работают мышцы и более четкой становится координация движений.

Являясь подвижной опорой, мяч способствует тренировке вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большие гимнастические мячи позволяют задействовать даже те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других видов упражнений.

Таким образом, упражнения на неустойчивой опоре с ограниченной площадью способствуют целенаправленной выработке оптимального двигательного стереотипа, улучшению равновесия и развитию двигательного контроля, а также укреплению и расслаблению различных мышц.

Правила выбора мяча

1. При посадке на мяч угол между голенью и бедром составляет 90 градусов.

2. Средние оптимальные размеры мяча для детей: 4-5 лет – 45 см; 5-6 лет – 50 см; 6-7 лет – 55 см.

Техника безопасности

1. Необходимо предоставить детям возможность познакомиться с мячом, ощутить чувство безопасности на занятиях с ним. Для этого они должны самостоятельно поиграть с мячом (группами по 4-6 человек).

2. Следующий этап – обучение посадке и поддержанию равновесия на мяче. Это следует делать индивидуально с каждым ребенком, для начала со страховкой (сбоку или сзади).

3. Первые занятия не должны длиться более 3-5 минут, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

4. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка с мячом одного.

Занятия на гимнастическом мяче развивают координацию и чувство равновесия; ощущение пространства и ощущение себя в пространстве; способность владеть пространством и изменять свое положение в нем. Они способствуют правильному положению позвоночника; правильному выполнению упражнений; благоприятно влияют на осанку; создают динамическую волну вдоль позвоночника.

Данная методика может с успехом использоваться в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в осанке.

Упражнения при нарушениях осанки

Упражнение 1

И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки опущены, придерживать мяч ладонями. Легкие покачивания на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пола.

Педагог стоит сзади и страхует. Ребенок садится на мяч, ноги – на всей стопе, выпрямленные руки опущены. Затем кладет ладонь на мяч, пальцы выпрямляет, лопатки развернуты, голова поднята, живот подтянут. Слегка спружинив ногами и оттолкнувшись ягодицам немного подпрыгнуть и вернуться в и.п.

Обычно ребенок сразу улавливает движение и начинает торопиться, может привести к падению с мяча и вызвать чувство страха. Во избежание этого объясните детям, что спешить не нужно.

Это одно из основных упражнений в положении сидя на мяче. Если вы научите ребенка правильно его выполнять, то в дальнейшем обучение пойдет быстро, и дети не будут бояться.

Это упражнение развивает чувство равновесия. Эластичная, динамическая, ритмичная, мягкая нагрузка оказывает благотворное влияние на вестибулярный аппарат и суставы позвоночника. Упражнение укрепляет ягодичные мышцы, бедра, мышцы и связки тазового дна.

Упражнение 2

И.п. – сидя на мяче. Движения тазом вперед-назад, вправо-влево, не подпрыгивая. Руки опустить, слегка придерживать мяч ладонями. Темп медленный.

В начальной стадии обучения движение разделить на составные части: 1 – вперед, 2 – назад, 3 – вправо, 4 – влево.

Это сложное с точки зрения координации движения, поэтому не торопите детей, если у них не все получается сразу. Выполняйте движение медленно, спокойно. Не спешите соединять все четыре движения сразу.

Обратите внимание! Работает только таз, плечи, корпус должны быть подвижны, голова поднята. Пружинить ногами.

Это упражнение способствует правильному формированию поясничного лордоза; укрепляет мышцы живота, поясничного отдела позвоночника, мышцы и связки малого таза; выполняя его, ребенок массирует ягодицы, бедра.

Упражнение 3

И.п. – сидя на мяче, руки к плечам, затем в стороны, слегка подпрыгивая на мяче.

Упражнение выполняется медленно и плавно. Следить за точностью выполнения движений: руки в стороны и, не поворачивая головы, только глазами смотреть на руки.

Упражнение направлено на развитие силы мышц рук и спины, координации, точности движения, а также на укрепление вестибулярного аппарата.

Упражнение 4

И.п. – сидя на мяче, ноги вместе. Поднять правую руку, левую опустить, одновременно выполняя легкие подпрыгивания на мяче.

Ступни вместе, носки слегка развести, руки внизу, придерживать мяч ладонями; слегка подпрыгивая на нем, через стороны поднять правую руку, потянуться вверх, выпрямленную левую опустить; затем опустить правую и поднять левую руку, потянуться.

Следите за тем, чтобы дети выполняли движения ритмично и не торопились. Сделайте акцент на том, чтобы в конце упражнения ребенок потянулся рукой еще немного вверх. Для этого встаньте сзади и заставьте его дотянуться пальчиками до вашей поднятой ладони. Эта работа способствует растяжке мышц спины и позвоночника, развитию координации и вестибулярного аппарата.

Упражнение 5

И.п. – сидя на мяче, руки внизу.

Держать корпус прямо, голову не опускать. Слегка подпрыгивая на мяче, выставить правую ногу на пятку, носок тянуть на себя, вернуть ее в и.п., то же левой ногой. Выполняется упражнение ритмично, не спеша. Следите за тем, чтобы ребенок не сутулился и «не выпячивал» живот. Как выполняется движение? Сначала ногу надо приподнять от пола, разогнуть колено, выпрямив ногу до конца, носок потянуть на себя и опустить пятку на пол. Важно при этом не переваливаться с одной ягодицы на другую, а распределить тяжесть тела на обе ягодицы, корпусом не раскачиваться.

Упражнение вырабатывает координацию, укрепляет ягодицы, промежность, мышцы бедра.

Упражнение 6

И.п. – сидя на мяче, руки за голову. 1 – поднять правую ногу, носок оттянуть; 2 – вернуться в и.п.; 3 – поднять левую ногу, носок оттянуть; 4 – и.п.

Ступни на полу, колени и бедра вместе.

Это сложное упражнение. Дети пытаются его выполнить, но сразу оно у них не получается. Поэтому сначала даем его упрощенный вариант – руки опустить, придерживать ладонями мяч и ногу выпрямить, не поднимая ее от пола и не подпрыгивая на мяче. И только после этого приступаем к выполнению упражнения. Следим, чтобы дети не торопились, не подпрыгивали высоко на мячах, ноги выпрямляли мягко, постепенно стараясь поднять их выше.

Другой вариант – поднимаем ногу, носок – на себя.

Упражнение развивает чувство равновесия, вестибулярный аппарат, способствует растяжению мышц задней поверхности бедра (с оттянутым носком), икроножных мышц (носок на себя).

Все упражнения в положении сидя на мяче развивают чувство правильной осанки, равновесие, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют укреплению мышц спины, живота, мышц ног, ягодиц.

Упражнение 7

И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, выпрямленные руки на мяче. Лечь грудью на мяч, руки на пол. Перекат на живот и возврат в и.п. (голову опустить). Перекат выполняется при «скругленной» спине, корпус «как бы обволакивает» мяч. Осторожно разгибая ноги, поставить их возле мяча.

Упражнение 8

И.п. - лечь животом на мяч, ноги и руки на полу. «Переступая» руками, шагаем вперед, перекат корпусом в положение «ноги на мяче».

Это упражнение трудное для выполнения, потому что у детей слабые мышцы живота, дети прогибаются в пояснице и неправильно выполняют упражнение, слишком нагружая поясничный отдел позвоночника. В положении «ноги на мяче» держать их вместе, напрягая ягодицы и бедра, а не расслабляться.

Упражнение укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, рук, разгибатели шеи, большие грудные мышцы и четырехглавые мышцы бедер.

Примерный комплекс упражнений на гимнастическом  мяче

1. И.п. – сидя на мяче, ноги вместе, внизу, касаются мяча. 1-4 - четыре легких подскока на мяче; 5 – правую руку вверх; 6 – опустить ее; 7 – левую руку вверх; 8 - опустить ее; 9-16 – повторить.

2. И.п. – сидя на мяче, руки к плечам. 1 – руки в стороны, легкий подскок на мяче; 2 – и.п.; 3-16 – повторить.

3. И.п. – руки вниз, ноги врозь. 1-2 – согнуть правую ногу, левую вытянуть в сторону, правую руку положить на мяч, согнуть в локте, левую – вверх, наклониться корпусом вправо; 3-4 – наклониться корпусом влево; 5-16 – повторить.

4. И.п. – сед на мяче, руки справа поставить на мяч. 1-4 – шагать ногами влево, перекатываться по мячу корпусом, лечь правым боком на мяч, ноги выпрямить; 5-8 – сгибая ноги, перекатываясь по мячу, вернуться в и.п.; 9-16 – повторить.

5. И.п. – сидя на мяче, руки сзади поставить на мяч. 1-4 – четыре шага вперед, перекатываться в положение лежа спине, смотреть на ноги, руками придерживать мяч; 5-8 – четыре шага ногами, перейти в сед на мяч; 9-16 – повторить.

6. И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой. 1-4 – отталкиваясь носками, перейти в положение лежа на животе, руки на полу; 5-8 – вернуться в и.п.; 9-16 – повторить. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....