Работа с родителями учителя - логопеда
материал

Манаева Кристина Сергеевна

Родительские собрания, консультации, рекомендации, памятки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Заполнение данной анкеты поможет в определении верных направлений

коррекционной работы с Вашим ребёнком.

1. Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________

Дата рождения_______________________________

Домашний адрес__________________________________________Телефон_____________________

Сведения о родителях:

Мать (Ф.И.О., возраст на момент родов)__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Место работы________________________________________________тел______________________

Отец (Ф.И.О. возраст)__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Место работы________________________________________________тел______________________

2. Анамнез

Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребёнка:

мать_________________________________________________________________________________

отец_________________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок_______________________________________________

Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)________________

_____________________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок________________________________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

Вскармливание_______________________________________________________________________

3. Раннее психомоторное развитие

Голову держит с ____________________________Сидит с ___________________________________

Ползает с ___________________________Стоит с __________________________________________

Ходит с _______________________________Появление первых зубов_________________________

4. Перенесенные заболевания

До года______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

После года___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Наличие оперативного вмешательства____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Раннее речевое развитие (со слов матери)

Гуление______________________________ Лепет (4-8 мес.)_________________________________

Первые слова (1 г)_____________________Первые фразы (1,5-2 г)____________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Использование жестов_________________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Занятия с логопедом___________________________________________________________________

Результаты занятий с логопедом_________________________________________________________

Лечение у других специалистов_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________

9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________

10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________

9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________

10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

1.Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

_____________________________________________________________________________________

2.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

4.Сколько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
5.Что вам мешает в этом?_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.Пользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

7.Нужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

8.Что она вам даёт?____________________________________________________________________

9.Требуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________

10.Сколько раз вы побывали на консультации у логопеда?___________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

родителей детей, занимающихся на логопедическом пункте.

         В анкете приняло активное участие 13 родителей. Часть родителей, а именно 7 семей, отказались заполнять бланк ответа, либо отнеслись к анкетированию безответственно и не вернули анкеты логопеду.

        1. На первый вопрос анкеты «Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?» 100 % родителей ответили утвердительно.

        2. «Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?» - адекватно состоянию звукопроизношения своего ребенка ответили 61,5 % родителей, тогда как 38, 5 % не верно оценивают нарушенные звуки у ребенка.

         3. 100 % родителей всегда выполняют задания логопеда.

         4. 23 % родителям удается позаниматься с детьми каждый день, 30, 7 % - 3 раза в неделю и 46, 3 % - лишь 2 раза в неделю, когда ребенок получает тетрадь с домашним заданием от логопеда.

         5. Чаще заниматься с ребенком родителям мешает «трудовая занятость», работа, «не всегда хватает времени», нежелание ребенка, подготовительные курсы, посещаемые ребенком в вечернее время, позднее возвращение домой.

         6. 100 % родителей ответили, что регулярно пользуются тетрадью для домашних заданий, которая по их мнению обязательно им нужна.

          7. «Что дает тетрадь для домашних заданий?» : варианты ответов из анкет –

  • У ребенка успешно развивается речь
  • Повторяем пройденное, закрепляем
  • Очень помогает заниматься
  • Правильный подход к исправлению речи ребенка
  • Знаешь, в каком направлении работать
  • Минимум для занятий
  • Желание самого ребенка заниматься, задания по существу
  • План для занятий дома
  • Ориентирует в правильном направлении
  • Правильно проводить занятия с ребенком
  • Помогает в подготовке.

          8. 77 % родителей побывали на консультациях логопеда и считают, что консультация необходима ещё. Тогда как 23 % - ни разу не были на консультации и считают, что сейчас она уже не нужна.

                                                                 Дата : _____________________________

                                                                 __________________/учитель-логопед Гладких Т.В./

                                   Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать : “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях. Которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.



Предварительный просмотр:

                               Консультация для родителей

Тема: «Фонематический слух - основа правильной речи!»

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:

- правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков родного языка, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость);

-не смешивать звуки, близкие по различным признакам;

-соблюдать последовательность звуков в словах.

Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве письма.

Все вышесказанное находит свое подтверждение при наблюдении за детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Дети с речевой патологией, имеющие фонематическое недоразвитие, испытывают выраженные трудности при овладении произносительной стороной речи. Так, например, научившись правильно произносить звук изолированно, дети долго не могут  автоматизировать его, пропуская или заменяя этот звук в сложных позициях в словах, особенно в самостоятельной речи. Дети, имеющие недоразвитие фонематического слуха, не способны полноценно воспринимать и понимать речь окружающих. Слова, содержащие смешиваемые звуки, превращаются для детей в единый поток нечетких звуков, из-за чего смысл этих слов становится недоступным для понимания.  В дальнейшем эти дети испытывают также значительные трудности при формировании навыков звукового анализа, без которого невозможно полноценное письмо и чтение.  Дети пропускают гласные звуки, не слышат звуков в стечении согласных, стойко заменяют один звук другим. Вот почему так важно своевременно начать и систематически проводить работу по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями.

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному.

  1. Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало". Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Мешочки с секретом". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопай, как я". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

  1. Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Игра "Кто сказал?». Одно и тоже слово говорят разные дети.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  1. Третий уровень - различение сходных по звучанию слов

Игра "Слушай и показывай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  1. Четвертый уровень - различение слогов

Игра "Похлопаем". Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра "Четвертый лишний" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба-па", «фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен послушать и сказать лишний слог.

  1. Пятый уровень - различение звуков

Игра «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

  1. Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза

Игра "Сколько звуков". Взрослый произносит ряд звуков(один, два, три звука), а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

Эти упражнения в игровой форме могут быть использованы родителями в процессе домашних занятий с детьми. Они не требуют от родителей специальных знаний и особой подготовки, но при этом способствуют развитию у детей фонематического слуха.



Предварительный просмотр:

  • Подержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что – то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропустите трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиваться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка «Молодец!», «Ты так хорошо справился!» способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к педагогу или психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно остаться достаточно времени для игровых занятий.


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей воспитывающих «особого» ребенка

       Для воспитания ребенка с отклонениями в развитии важное значение имеет характер его взаимоотношений с матерью, т.к. малышу для овладения первоначальными навыками и умениями требуется длительная и квалифицированная помощь близких, а так же их терпение и выдержка. Основополагающим в этом отношении является доброжелательная, наполненная любовью и стимулирующая развитие, атмосфера в семье.

       Для эффективного взаимодействия ребенка и взрослого рекомендуется:

1. Наличие взаимосвязанности матери и ребенка, умения устанавливать контакт со своим ребенком, удовлетворение коммуникативной потребности ребенка, что в значительной степени влияет на развитие познавательного интереса.

2. Эмоциональная насыщенность общения ребенка и матери. Внимание и доброжелательность являются постоянными компонентами содержания потребности в общении, эмоциональное восприятие окружающего мира составляет важную особенность психики ребенка.

3. Умение создавать ситуацию совместной деятельности, создавать ситуацию ситуативно-делового общения (не делать все за ребенка, а наталкивать на правильные действия).

4. Использование различных средств общения: речь, жесты, мимика, взгляды, поза и т. д.

5. Учет взрослым интересов ребенка и умение их использовать в решении своих задач.

6. Поддержание ребенка с помощью фраз: «Ты же можешь», «сделай», «покажи» и т. д.

7. Адекватное отношение к ребенку – ребенок здоров, просто имеет особые потребности, которые могут удовлетворяться в специально созданных условиях жизни, обучения, воспитания и развития.



Предварительный просмотр:

1Родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

Тема выступления: Трудности обучения письму и чтению.

Дата проведения собрания: 12.09.2021 г. 1 класс

План -  конспект родительского собрания.

1.Вступительное слово учителя.

2. Рекомендации психолога.

3. Рекомендации логопеда.

4. Рекомендации учителя.

5. Подведение итогов собрания.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

                                                                                                     Л.Кьюби

Задачи: ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению к первому году обучения в школе; предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности.

Форма проведения: круглый стол

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими трудностями обучению письму и чтению  столкнулись ваши дети  в период школьной жизни?                                                                                                                                                                                                      Как можно преодолеть возникшие трудности? Берем эту проблему, так как обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Мы проведем необычное собрание, разделимся на группы. Я раздам Вам цветные карточки, на столах стоят флажки, Вы сейчас объединитесь в группы и сядете за тот стол, где стоит флажок цвета вашей карточки. Деление на группы неслучайно. При обследовании детей были выявлены их  характерные особенности, затрудняющие обучение чтению и письму. Я их Вам не назову сейчас, а Вы их выявите в процессе групповой работы.

1 группа – леворукие дети

2 группа – гиперактивные

3 группа – медлительные

4 группа – без ярко выраженных особенностей.

На парте лежит лист бумаги, фломастер цвета соответствующей группе. В каждой группе, родители в течение 10 – 15 мин. должны определить трудности своих детей, почему они испытывают трудности обучению чтения и письму. Все свои предположения записывают на листе. Через 15 минут листы прикрепляются к доске. Дается время, чтобы родители прочитали и проанализировали свои ответы.

Лист первой группы.

1.Пишет медленно.

2.Пишет левой рукой.

3.Зеркальное изображение букв.

4.Неряшливый почерк.

5. Не видит строчку.

6.Пропускает буквы, заменяет при письме и чтении.

7. При чтении путает похожие буквы.

8. Медленно читает.

Лист второй группы.

1. Легко отвлекается на любую помеху.

2. Самостоятельно работать не может.

3. Очень подвижен.

4. С трудом удерживает внимание.

5. Дрыгает ногами, руками, крутится.

6. Очень разговорчив.

7. Отключается от выполнения задания.

8. Почерк неряшливый, много исправлений.

9. Не дописывает буквы.

10. При чтении теряет слова, строчку.

11. Хорошо работает 3 – 5 минут

Лист третьей группы.

1. Делает все очень медленно.

2. С трудом переходит от задания к заданию.

3. Пропускает буквы, слова при чтении и письме.

4. Пишет и читает очень медленно.

5. Небрежный почерк, буквы разной величины.

6. Может читать то медленно, то быстро.

7.Плохо пересказывает.

8. Не видит строку.

Лист четвертой группы.

1. Пропускает буквы при чтении и письме.

2. Под диктовку пишет с ошибками.

3. Путает  похожие по написанию буквы.

4. Почерк неустойчивый.

5. Быстро устает.

6. Задания хорошо выполняет, когда есть желание.

- Что вы можете сказать, познакомившись с ответами других групп?

(Родители отмечают и выделяют на листах одинаковые трудности)

- А какие особенности есть только в вашей группе или наиболее ярко выраженные?

(родители выделяют группы: леворукие, медлительные, очень активные дети)

- Наверное вы догадались, по какому признаку вы объединились в рабочие группы. Для каждой категории детей разработаны специальные рекомендации, учитывающие их характерные особенности.

1 группа

Леворукие дети

1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.

2. При письме и рисовании свет должен падать справа.

3. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.

4. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.

5. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники.

6.Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для  развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.

7.Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

2 группа

Гипер активные дети.

1.старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка..

2.Избегайте категоричных слов и выражений, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

3.старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

4.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

5. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

7. Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»

8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

3 группа

Медлительные дети

1.Наберитесь терпения. Работа с медлитель

ными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения.

2. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.

3.По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.

4. Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с трех до пяти дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

5.Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.

6. Помните, вашему ребенку нужно время на раскачку. Нужно облегчить ему выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня.

7. Продленка - не для медлительных детей.

Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку. Вы должны принимать и любить его таким, какой он есть, - тогда ему будет легче и в школе.

- В каждой группе есть свои проблемы, но и еще есть общие. Для детей, которые испытывают общие трудности рекомендации, дает психолог.

2.Рекомендации психолога.

Что  могут родители,  если все же появились школьные трудности?

К сожалению родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

Первое — не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача — помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе — вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье — ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать — это не помощь, а основа для новых конфликтов.

Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться — взрослый, а виноват — ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто — ребенка...

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» — уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может успокоиться

и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы — для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное — сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание — самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше — сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.

Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды!

Желаем вам успеха!

3. Рекомендации логопеда.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития.  Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.

Практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели),сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны

Наиболее типичны следующие ошибки:

трудности слияния звуков в слоги и слова;

взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

искажение слоговой структуры слов;

слишком медленный темп чтения;

нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у детей относятся:

замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

пропуски гласных;

пропуски согласных в их стечении;

слияние слов на письме;

раздельное написание частей одного слова;

пропуски, наращения или перестановки слогов;

орфографические ошибки.

В основе замен и смешений букв при письме является недостаточная сформированность фонематического слуха .неправильное обозначение звука буквой.

В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа Перестановки букв  связана только с недостаточностью звукового анализа., слухоречевой памяти, внимания.

Причина вставок букв это. несформированность фонематического слуха и восприятия.

Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов но и неумением переключить внимания. Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

Оптические ошибки при письме это несформированность оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза. Учащиеся с нарушением письма допускают большое число ошибок на правила правописания.

Рекомендую вам регулярно выполнять с детьми несколько простых упражнений.

Трудности

Причина

Рекомендации

В письменных работах пропускает буквы

Слабая концентрация внимания

Упражнения.

Ученику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1)аммадама реберерге ассамаса

2) еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор

3) ретабрерта норасотанна дебаруга каллихарра  филлитадерра

4) груммопд

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:

1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12

2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1

3 этап – необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном.

3 -А

11-И

4-С

6-Г

10-Б

5-М

8-Е

2-Н

9-К

4-Ф

12-Р

1-В

8-Ч

8-М

7-Н

7-Ф

5-Б

11-Л

2-Т

10-Е

9-А

3-К

1-В

6-Х

12-И

4. Подведение итогов собрания

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоветы родителям учителя-логопеда.

Советы родителям, оформленные для логопедического стенда в детском саду....

Рекомендации родителям учителя-логопеда

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому учащему...

Работа с родителями учителя-логопеда в доу.

Презентация работы с родителями учителя-логопеда ДОУ...

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...