Методическая рекомендация родителям обучающихся "Профилактика насилия в семье"
статья

Гайсина Ирина Алексеевна

В статье в доступной форме родителям подростков даны рекомендации по профилактике семейного насилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_profilaktika_nasiliya_v_seme.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика насилия в семье

Часто нам, взрослым, трудно понять подростка. Такой уж у них возраст – уже не дети, но еще и не взрослые. Жизнь ставит перед ними новые задачи, их организм бурно растет и развивается, у них активно проходит процесс поиска своего места в жизни, в коллективе, в профессии. Отсюда сложности – юный человек ведет себя непредсказуемо, иногда грубо или опасно, в силу отсутствия жизненного опыта совершает ошибки.

Родителям порой непросто справиться с подобным поведением сына или дочери, и, к сожалению, в семье для воспитания или наказания подростка начинают применяться неэффективные методы. О чем здесь речь?

Я говорю о насилии.

Насилие бывает физическое и психологическое. К области физического насилия относят любое воздействие на ребенка в виде нанесения ему физического вреда – шлепки, подзатыльники, порка, любые удары, насильственное удержание в каком-либо помещении, лишение жизненно необходимых ресурсов – еды или сна. Худшим проявлением физического насилия является насилие сексуальное. Психологическое же насилие может проявляться в игнорировании, запугивании, унижении, оскорблении достоинства подростка.

Эффективно ли воспитание ребенка с применением таких методов? Психологи и педагоги отвечают на этот вопрос однозначно – нет, не эффективно. К сожалению, многие взрослые просто не знают иных путей воздействия на подростка, и поэтому раз за разом используют насильственные методы воспитания. Однако эти методы мало того, что не работают, но и ухудшают положение вещей – ребенок отдаляется от родителей, озлобляется, ведет себя еще хуже, чем раньше.

Помните, пожалуйста, и об ответственности за насилие – за него предусмотрена как административная и гражданско-правовая, так и уголовная ответственность.

Что же делать?

Попробовать другие, позитивные методы воспитания! Никогда не поздно изменить ситуацию, и лучшее время начать – прямо сейчас.

Основные правила воспитания ребенка без насилия:

  1. Самое эффективное наказание – естественные последствия поступка. Потерял дорогой телефон – что ж, очень жаль, но теперь придется походить с кнопочным. Не сдал экзамены – какая теперь поездка на море, придется сидеть дома и готовиться к пересдаче. Важно при этом не злорадствовать, а сочувствовать ребенку.
  2. Если проступок действительно серьезный, и вам совершенно необходимо как-то ребенка наказать, не выбирайте для этого насильственные методы. В таком случае можно лишить вашего подростка чего-то приятного, однако не жизненно необходимого - компьютера, телефона, похода на день рождения или развлекательной поездки. Важно сообщить при этом ребенку, за что именно и на какой срок он лишается удовольствий – на день, неделю или месяц и четко соблюдать договоренность.
  3. Объясняйте! Иногда подросток в силу неопытности действительно не понимает, что в его поступке неприемлемого. Помогите ему это понять, особенно, если он оступился впервые.
  4. Принимайте эмоции ребенка, сочувствуйте ему – даже в том случае, если он провинился. Старайтесь понять причину, по которой он совершил проступок. Это не отменяет наказания (не физического), если ребенок его заслужил, однако позволяет сохранить хорошие отношения в семье.
  5. Поощрение более эффективно, чем наказание. Хвалите и награждайте за хорошие поступки, пусть даже незначительные. По плохим же поступкам давайте обратную связь – почему это плохо и какие будут последствия.
  6. Ругайте не самого ребенка, а его поступок. Вместо «ты плохой» старайтесь говорить «ты плохо поступил сейчас, но я верю, что в следующий раз ты сделаешь лучше».

Больше информации о современных методах воспитания без насилия, в том числе воспитания «трудных» детей, вы можете найти в книге профессионального психолога Л. Петрановской «Если с ребенком трудно». Книга написана живым и простым языком и будет, без сомнения, полезна каждому родителю.

Рекомендуемая литература:

  1. Петрановская Л.А. «Если с ребенком трудно» - АСТ – 2016 г. – 144 с.

Автор: Гайсина И.А., педагог-психолог СПб ГБ ПОУ НК им. А.Г. Неболсина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1

Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....

Методические рекомендации родителям "Ошибки при выборе профессии"

Перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, совершаемые нами при выборе профессии....

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками

Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...

Методические рекомендации по организации клуба молодой семьи

Методические рекомендации по организации Клуба молодой семьи на базе патриотического центра Введение… Патриотика является одним из ведущих направлений деятельности центров по работе с детьми...

Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями

В комплексном подходе к ребенку с ограниченными возможностями невозможно обойти вопрос работы с родителями. Именно они находятся с ребенком большую часть времени. От их состояния во многом зависит усп...

"Здоровым ребенка делают родители" Методические рекомендации (родителям на заметку)

   Врачи говорят, что сейчас уже среди старших дошкольников трудно найти здоровых детей. Поэтому о том, чтобы ребенок вырос крепким и относительно здоровым, надо успеть позаботиться д...

Рекомендации родителям по созданию в семье условий для развития творческих способностей ребенка(6 – 7 лет).

Творчество – это всегда интересный и увлекательный  мир. Предлагаем вам создать его у себя дома. Задатки творческих способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. А дл...