Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1
методическая разработка по теме

Григорьева Ирина Владимировна

Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям

по развитию предметных представлений

у дошкольников с нарушениями зрения

Часть № 1

               

Учитель-тифлопедагог Григорьева И.В.

                                               






      Тема: «Дикие животные наших лесов»

Ребёнок средней группы должен знать: 

Диких животных: заяц, белка, медведь, волк, еж.

  1. Особенности внешнего вида этих  животных

 (цвет шерсти, величину и форму частей тела)

См. схему описания животного

  1. Место обитания зверей в природе: белка живёт на дереве, в дуле; волк – в логове; лиса – в норе; медведь в берлоге, а у зайца и ежа нет специальной норы.
  2. Чем питаются звери: белка- орехами, грибами, семенами, ягодами и мелкими насекомыми ; волк и лиса – другими животными: зайцами, мышами; медведь – ест мясо, ягоды, грибы, фрукты, мед, орехи (как человек); заяц питается травой, корой деревьев; ёж – мышами, насекомыми, плодами деревьев.
  3. Название детёнышей диких животных.
  4. Знать и понимать обобщающее понятие «дикие животные»: это те животные, которые сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище, сами ухаживают за детёнышами.

Уметь:

Соотносить игрушку, изображающую животное, и картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про зайца, ежа, медведя, лису.

Дорисовывать недостающие части животного.

Самостоятельно описывать животное по схеме.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки животных, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать лес (деревья, трава, грибы-ягоды, птицы, бабочки, логова животных) и разместить наклейки с животными в подходящие места.

Нарисовать семью животного.

Поиграть в животное по выбору.

Накормить зверей (День рождения мишутки)

Испечь печенье в виде диких животных, используя формочки или трафареты из картона.

Обводить формочки  или трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сортировать игрушки, выделив диких животных.

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Ребёнок средней группы  должен знать:

  1. Знать и понимать значение обобщающих слов «одежда», «обувь», «головные уборы».

Одежда – это те предметы, которые мы надеваем на тело, чтобы защитить себя от жары, холода и т.д..

Обувь – это те предметы, которые мы обуваем на ноги, чтобы защитить их от холода, острых предметов и т.д.

Головные уборы – это те предметы, которые мы надеваем на голову, чтобы защитить её от жары, холода и т.д.

  1. Уметь различать части одежды, обуви, головных уборов.

Например: у рубашки есть рукава, воротник, карманы, пуговицы; у шапки есть помпон, завязки; у ботинка есть подошва, каблук, шнурки, застёжки)

  1. Классифицировать одежду по принадлежности к полу (одежда для мальчиков, девочек), по сезонам (летняя, зимняя, весенняя, осенняя)
  2. Знать, что одежду шьёт швея, портной из тканей. Знать свойства тканей.

Уметь:

Соотносить предмет и картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про сапоги, шапку, шубу.

Дорисовывать недостающие части одежды, обуви, головного убора.

Самостоятельно описывать одежду по схеме.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать себя и разместить наклейки с подходящей по сезону посудой.

Обводить трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сделать аппликацию Платье, Куртка из мятой бумаги.

Сортировать одежду и обувь по материалу, из которого они сделаны.

Сделать одежду для куклы из бумаги, лоскутков (Игра в Швею)

Придумать новое платье или костюм для игрушки

Наблюдение в быту

Рассмотреть и сравнить одинаковую одежду из разных материалов.

Провести доступную починку одежды.

Развитие мелкой моторики

Застегивать различные застежки и расстегивать их.

Завязывать шнурки.

Прочитать стихотворения О. Чернорицкой «Ботинок», А. Шибаева «Какая Одежда».

Тема: «Дикие птицы средней полосы»

Ребёнок средней группы должен знать:

1. Особенности внешнего вида и названия диких птиц:

  1. Вороны
  2. Воробья
  3. Сороки
  4. Снегиря
  5. Голубя
  6. Синицы
  7. Дятла

2. Названия птенцов диких птиц

У вороны вороненок, у галки - галчонок, у аиста- аистенок и т.д

3. Чем питаются птицы (зернышками, травой, насекомыми, ягодами).

4. Как голос подают:

  1. Ворона – каркает
  2. Воробей – чирикает
  3. Сорока - стрекочет

5. Знать и понимать обобщающее понятие птицы (птицы – это такие животные, у которых есть перья, клюв, крылья)

6. Дом птиц называется гнездо

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки птиц, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать лес  и озеро (деревья, трава, грибы-ягоды, птицы, бабочки, гнезда для птиц) и разместить наклейки с птицами в подходящие места.

Нарисовать семью аистов, ворон, синичек.

Поиграть в птицу по выбору.

Накормить птиц (Праздник Птиц)

Обводить трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Наблюдение в живой природе

Обращать внимание ребенка на птиц во время прогулки

Сделать кормушку, покормить голубей, уток, воробьев

Обратить внимание ребенка на различия между птицами.

В литературе

Прочитать статьи про жизнь птиц из Лесной газеты В.Бианки

 

Тема: «Домашние животные»                                            

Ребёнок средней группы должен знать:

  1. Знать и понимать обобщающее понятие «домашние животные»:

 Это те животные, которых человек кормит, строит им жильё, ухаживает за их детёнышами. А звери приносят ему пользу (корова – молоко и мясо, коза – шерсть, молоко, лошадь – перевозит грузы, собака – охраняет дом, кошка – ловит мышей).

  1. Различать особенности внешнего вида животных (цвет шерсти, величину и форму частей)
  2. Знать  следующих животных:

       корова, коза, лошадь, собака, кошка, свинья, овца.

  1. Знать название жилища зверей: у коровы – коровник, у козы – хлев, у лошади – конюшня, у собаки – конура, у свиньи – свинарник.
  2. Называть чем питаются звери и как голос подают.
  3. Составлять рассказ о животном по схеме.

Уметь:

Соотносить игрушку, изображающую животное, и картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про корову, козу, свинку.

Дорисовывать недостающие части животного.

Самостоятельно описывать животное по схеме.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки животных, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать ферму и разместить наклейки с животными в подходящие места.

Нарисовать семью животного.

Поиграть в животное по выбору.

Накормить зверей ( игра Я- фермер)

Обводить формочки  или трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сортировать игрушки, выделив домашних животных.

Наблюдение в быту

Сортировать продукты на: молочные и мясные.

Рассмотреть, из чего сделан зимний свитер, рассказать, как из шерсти делают одежду.

Наблюдать, как в парке лошадка катает детей.

Посетить мини зоопарк в городском парке.

Тема: « Домашние птицы»

Ребёнок средней группы должен знать:

  1. Особенности внешнего вида и названия домашних

 птиц:

  1. Утка (селезень)
  2. Гусь (гусыня)
  3. Курица
  4. Петух
  5. Индюк (индюшка)
  6. Перепелка
  1. Название птенцов домашних птиц.

У петуха и курицы – цыплята, у утки и селезня- утята

  1. Чем питаются птицы (зерном, травой).
  2. Какую приносят пользу (несут яйца, дают мясо, пух, перья).
  3. Как голос подают:
  1. Утка - крякает
  2. Гусь - гогочет
  3. Курица - кудахчет
  4. Петух – кукарекает
  1. Знать и понимать обобщающее понятие «домашние птицы» (аналогично  понятию «домашние звери»)

Уметь:

Соотносить игрушку, изображающую птицу, и картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про гуся, петуха и цыпленка.

Дорисовывать недостающие части птицы.

Самостоятельно описывать птицу по схеме.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки птиц, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать ферму и разместить наклейки с птицами в подходящие места.

Нарисовать семью птиц.

Поиграть в птицу по выбору.

Накормить птиц ( игра Я- фермер)

Обводить формочки  или трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сделать аппликацию Петух из крашеных макарон.

Сортировать игрушки, выделив домашних животных.

Наблюдение в быту

Рассмотреть перьевую подушку, пуховик, рассказать, откуда берутся перья .

Сравнить куриное и перепелиное яйцо.

Приготовить разные блюда из яиц вместе с ребенком.

Рассмотреть серию из рисунков Н. Радлова  «Яйцо»,  

Сутеева В.Г. « Утенок и цыпленок»

Тема: « Зима»                    

Ребёнок средней группы должен знать:

  1. Признаки зимы:
  1. Солнце светит мало.
  2. На улице холодно, морозно.
  3. Дни  короткие, ночи длинные
  4. Падает снег и покрывает землю.
  5. На деревьях нет листьев.
  6. Люди подкармливают зимующих птиц.
  7. Белка и заяц поменяли цвет шерсти, у всех зверей появился теплый подшёрсток,  медведь спит в берлоге, ёж в норе.
  8. Люди празднуют Новый год и Рождество.
  9. Люди носят тёплые шубы и шапки, сапоги и валенки.
  10. Зимой люди катаются на санках, коньках, лыжах.

2. Названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль)

Уметь:

Отгадывать загадки-описания про снежинку, Деда Мороза.

Дорисовывать снежинки

Самостоятельно рассказывать о признаках Зимы

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Сделать аппликацию Зима из природных материалов.

Подобрать теплую одежду для куклы ил мишки

Нарисовать и нарядить елочку

Написать письмо-пиктограмму Деду Морозу.

Сделать подарки родственникам

Обводить формочки  или трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сделать аппликацию Маска из крашеных макарон.

Сортировать елочные игрушки по материалу.

Наблюдение в быту

Рассмотреть изменения в природе зимой

Разобрать с ребенком его шкаф, заменить осеннюю одежду зимней

Рассмотреть серию из рисунков Сутеева В.Г. « Снеговик-почтовик»

Читать стихи и сказки на зимнюю тему по выбору.

                   Тема: «Игрушки».

Дети средней группы должны знать:

  1. Названия игрушек:
  2. Кукла
  3. Машинка
  4. Мишка
  5. Юла
  6. Пирамида
  7. И т.д

2.Чем одна игрушка отличается от другой

  1. 3.Из каких деталей состоит игрушка?
  2. 4.Из какого материала она сделана?

Уметь:

Соотносить игрушку и картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про мишку, куклу, машинку.

Дорисовывать недостающие части игрушек.

Самостоятельно описывать игрушку по схеме.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки игрушек, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать свою комнату и разместить наклейки с игрушками в подходящие места.

Обводить трафареты игрушки на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сделать аппликацию Кукла из крупы.

Сортировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Слепить кукольную посуду из теста для лепки

Наблюдение в быту

Рассмотреть и сравнить одинаковые игрушки из разных материалов, сравнить их свойства (резиновая кукла плавает, а пластмассовая тонет).

Провести доступную починку игрушек.

Сортировать игрушки для игр в Дочки-матери, поезд, магазин.

Учить пользоваться предметами- заместителями.

Развитие мелкой моторики

Доставать мелкие игрушки из банки с гречкой или фасолью.

Нарисовать мяч, куклу на манке разными пальцами.

 Прочитать стихотворение Маршака «Мяч», А. Барто «Кукла», «Бычок», «Мишка».

Тема МЕБЕЛЬ

Дети средней группы должны:

1. Знать и понимать значение обобщающего слова  мебель – это предметы, которые нужны для сидения, лежания и раскладывания предметов.

2.  Знать названия предметов мебели: стол, стул, шкаф, полка, диван, табурет и т.д.

3.  Называть части предметов мебели:

  1. у стола есть ножки, столешница;
  2. у дивана, у кресла есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники;
  3. у стула есть сиденье, спинка, ножки;
  4. у шкафа есть полки, дверцы, ручки.

4. Называть материалы, из которых делают мебель. Мебель бывает деревянная, пластмассовая, металлическая.

5. Отличать мебель от предметов бытовой техники ( телевизор, холодильник – это не мебель)

Тема: «Посуда»

Ребёнок средней группы должен знать:

  1. Знать обобщающее понятие «посуда» (посуда – это те предметы, которые человек использует для еды и питья).
  2. Уметь классифицировать посуду по назначению: посуда бывает кухонная (для приготовления пищи), столовая (для еды), чайная (для чаепития).
  3. Различать существенные признаки посуды (цвет, форму, величину, материал).
  4. Знать правила сервировки стола.
  5. Уметь правильно пользоваться столовыми приборами.

     6. Вести себя культурно во время приёма пищи.

Уметь:

Соотносить посуду, игрушечную посуду и картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про чашку, самовар, чайник.

Дорисовывать недостающие части посуды.

Самостоятельно описывать посуду по схеме.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки посуды, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать кухню и стол, разместить наклейки с посудой в подходящие места.

Обводить трафареты посуды на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сделать аппликацию Кастрюля из мятой бумаги.

Сортировать посуду по материалу, из которого они сделаны.

Слепить кукольную посуду из теста для лепки

Поиграть в Повара, магазин посуды, фабрику посуды.

Развивать слуховое восприятие: Что звучит и из чего сделано? Прозванивая посуду магнитным ключом

Наблюдение в быту

Рассмотреть и сравнить одинаковые виды посуды из разных материалов, сравнить их свойства (одноразовая ложка мягкая, а железная - твердая).

Сервировать стол вместе с мамой

Разобрать посуду по ее предназначению

Учить пользоваться столовыми приборами.

Развитие мелкой моторики

Доставать мелкие игрушки из банки с гречкой или фасолью разными ложками.

Нарисовать, что захочешь вилкой, ложкой.

 

Прочитать стихотворение К. Чуковского « Федорино горе .

Тема: «Транспорт»

Дети средней группы должны знать:

  1.  Какие виды транспорта существуют (наземный транспорт движется по земле; воздушный – по воздуху; водный – по воде).
  2. Понимать назначение разных видов транспорта (пассажирский транспорт перевозит людей; грузовой транспорт – грузы).
  3. Уметь различать и называть части различных транспортных средств.
  4. Называть профессии людей, которые работают на транспорте (водитель, машинист, пилот, капитан)
  5. Знать и понимать значение обобщающего понятия – транспорт (транспорт – это механизмы, предназначенные для  перевозки людей и грузов).
  6. Соблюдать элементарные правила дорожного движения (переходить улицу по пешеходному переходу; понимать сигналы светофора; нельзя играть на проезжей части).

Уметь:

Соотносить изображение машины и игрушку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про поезд, грузовик.

Дорисовывать недостающие части разных видов транспорта.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки разного транспорта, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать город, аэровокзал, реку, разместить наклейки с транспортом в подходящие места.

Обводить трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Сделать аппликацию Поезд из пластилиновых шариков.

Поиграть в Шофера, Пилота, Капитана.

Развивать слуховое восприятие: Что звучит?

Наблюдение в быту

Рассмотреть и сравнить разные виды транспорта по его назначению.

Учить переходить через дорогу

Прочитать стихотворение С.  Михалкова ОТ КАРЕТЫ ДО РАКЕТЫ

 

Тема: «Бытовая техника»

Дети средней группы должны знать:

 Названия электроприборов и бытовой техники

Назначение и части бытовой техники

Уметь:

Соотносить бытовые приборы и  картинку, силуэтное изображение.

Отгадывать загадки-описания про стиральную машинку, фен.

Дорисовывать недостающие части приборов.

В работе целесообразно использовать:

Натуралистичные крупные изображения и наклейки, игрушки, контурные и силуэтные изображения.

В совместной игре

Нарисовать кухню и ванную комнату, разместить наклейки с приборами в подходящие места.

Обводить трафареты на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).

Наблюдение в быту

Рассмотреть различную бытовую технику и наблюдать ее в действии.

Постирать свою одежду в стиральной машине вместе с мамой.

Обсудить правила безопасности.

Прочитать стихотворение С.Маршака «Вчера и сегодня» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению предметной недели истории в педагогическом колледже.

Наибольшую значимость в организации внеклассной работы по истории имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить внеклассные мероприятия не спонтанно, а с определённой направлен...

Методические рекомендации по развитию интеллекта дошкольников в музыкальной деятельности

Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифме...

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения посредством ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО.

Формирование целостного восприятия окружающего мира является важным направлением в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Но целостная картина складывается из окружающих нас о...

методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр.

Проектной деятельности при работе с детьми с ОНР является актуальным и эффективным, так как он направлен на всестороннее развитие ребенка, дает возможность экспериментировать, получать и систематизиро...