Логопедические проекты
проект

Абдулова Вера Латиевна

Жизнь, в 21 веке ставит перед нами много новых проблем среди которых  актуальной на сегодняшний день является увеличение детей с речевыми нарушениями. Сандартные методы коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения не всегда дают ожидаемые резульаты. Поиск путей решения этих проблем привел к применению в логопедической работе проектного метода. Так как, проектаня деятельность влияет на повышение индивидуальных  возможностей участников образовательного прцесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский д/ сад №1 «Солнышко» с.Калтасы МР Калтасинский район РБ

       Логопедический проект с детьми подготовительной группы                                                       Тема «Такие сложные слова».                                                                                   Автор проекта : учитель-логопед Абдулоова В.Л.                                                                                                                

Актуальность:

В последние годы в силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин число детей с проблемами в развитии растёт повсеместно. Практическое исследование речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями  позволило выявить своеобразие в развитии лексической и морфологической подсистемы языка. Наиболее ярко не сформированность  данных категорий проявилась в процессе овладения словообразовательными навыками. Однако до настоящего момента данная проблема, несмотря на свою значимость, остается недостаточно изученной. Особое значение периода активного овладения словообразовательными навыками для последующего речевого и интеллектуального развития заключается в том, что словообразование является особым видом речемыслительной деятельности и отражает объективный уровень когнитивного развития. В связи с тем, что прилагательные в речи появляются позднее других частей речи, то можно предположить, что словообразование именно прилагательных является показателем сформированности определенного уровня языкового мышления. При овладении словообразовательными навыками дети с речевыми нарушениями  испытывают трудности, характерные как для дошкольников с нормальным речевым развитием, так и специфические, которые, по мнению Н.И.Жинкина (1968), возникают вследствие того, что связь между знаком и значением реализуется не в полном объеме, а с утрированием сигнального значения морфемы. Показательным является тот факт, что к моменту обучения в школе у детей с речевыми дефектами, как правило, оказываются недостаточно сформированы навыки словообразования прилагательных (Т.В. Туманова (2001)). Эта особенность речевого развития в процессе школьного обучения пагубно сказывается на грамотности составления и оформления письменных работ, ограничивает словарный запас и осложняет процесс коммуникации. Все вышеизложенные факты затрудняют образовательный процесс и делают его мало эффективным, что свидетельствует о необходимости более тщательной разработки направлений коррекционно-логопедической работы по формированию данных навыков и на изыскание дополнительных средств  стимуляции словотворческой активности у детей старшего дошкольного возраста с недостатками в речи.

Цель проекта:

1.Образование притяжательных прилагательных с суффиксами: -ин-, -ов-.

2.Образование притяжательных прилагательных с суффиксом  -и- без чередования (коровий, лисий).

3.Образование притяжательных прилагательных с суффиксом  –и- с чередованием  (волчий, собачий, медвежий).

4.Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе (папин портфель, мамины туфли, кошачьи лапы, беличий хвост).

5.Употребление данных словосочетаний в повседневной речи.

6.Развитие зрительного внимания, памяти.

7.Привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, дети  подготовительной  группы, родители детей подготовительной группы.музыкальный руководитель.

Тип проекта: информационно – ориентировочный.

Срок реализации: октябрь –март.

План реализации проекта   «Такие трудные слова»

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

Подгото-

вительный

1.Составление плана реализации проекта.

2.Изучение методической литературы по теме.

3.Подбор дидактических игр.

Сентябрь

Учитель-логопед

Основной

1.Создание проблемной игровой ситуации для детей, обоснование необходимости изучения темы.

2.Консультация для родителей «Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с речевыми нарушениями».

3.Дидактические игры. (см. в приложении).

4. Презентация. Игра «Чей?Чья?Чье?

5.Совместное изготовление с детьми и родителями книжки – малышки: «Трудные словечки».

6.Проведение  коррекционно – развивающей деятельности для родителей: « Дикие животные нашего леса. Притяжательные прилагательные».

Октябрь

Ноябрь

Октябрь-март

Декабрь

Январь

Февраль

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Учитель-логопед, родители

Учитель-логопед,

воспитатели, родители

Заключительный

Подведение итогов проекта на родительском собрании.

Оформление  папки фотоматериалом, отчет.

март

Учитель-логопед, воспитатели

Отчет. Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему:  в детский сад пришло письмо – просьба от Старичка – Лесовичка. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Старичку – Лесовичку. Было разработано решение проблемы: нужно вспомнить названия  домашних животных и птиц, диких животных, перелётных птиц,  их жилища, членов семьи и научиться правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи?, образовывая притяжательные прилагательные от существительных с различными видами суффиксов.  

                                                                                                                         Письмо Старичка- Лесовичка (с которого всё и началось…)

Я – весёлый старичок,

Старичок – Лесовичок!

Я – почтальон в лесу родном,

Ношу я письма в каждый дом.

Но письма вдруг пришли чудные,

В них вместо адреса

Животных тени расписные.

Я не могу понять,

Кому какое письмо отдать?

И как бы мне не заблудиться?

Кто с кем живёт,

В  чьём домике, понять?

Наверно, по следам нужно пойти,

Но тут их  очень  много.

 Чей это след, а это чей?

Пойди и разбери.

Мне ваша помощь тут нужна,

Для нас, в лесу, она важна.

Приложение №1

Консультация для родителей                                                                                       Тема «Формирование навыков словообразования  притяжательных прилагательных у дошкольников с  речевыми  нарушениями».

Преодоление несформированности навыков словообразования притяжательных прилагательных осуществляется при прохождении программы коррекции ФФН, в тесной взаимосвязи с развитием всех компонентов языковой системой, но особенно с обогащением словарного запаса и развитием грамматического строя.

 Задачи коррекционно-логопедической работы:

 1. Учить детей понимать смыслоразличительную функцию словообразовательных морфем.

 2. Сформировать обобщенное представление о морфеме.

 3. Упражнять детей с ФФН в умении соединять словообразовательные морфемы в рамках целого слова, в соответствии, как с семантическими так и с фонетическими правилами.

 4. Закрепление полученных навыков словообразования притяжательных прилагательных в контекстной речи.

 В процессе формирования словообразования у дошкольников с ФФН необходимо уделять внимание организации системы продуктивных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего и сходного значения слов с общей морфемой, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений при прохождении лексических тем коррекционно-развивающей программы для дошкольников с ФФН.

 

Можно выделить три этапа (по исследованиям Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой) (2001) логопедической работы по формированию словообразовательных навыков притяжательных прилагательных.

 I этап.

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

 II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

 

Содержание основных направлений :

I.Содержание I этапа логопедической работы.

 Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ИН-, -ОВ- .

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин,  лосиный,  ежовый.

 II. Содержание II этапа логопедической работы.

 Словообразование с использование суффикса –j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

 Речевой материал: лисий, рысий.

 III. Содержание III этапа логопедической работы. Словообразование с помощью суффикса –j- и с чередование в корне.

 Речевой материал:  волчий, заячий,  беличий,  медвежий.

 Работа над словообразовательными суффиксами осуществляется в следующей последовательности:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим суффиксом по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

 2. Выделение общего значения, вносимого суффиксом.

 3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

 4. Закрепление связи значения и звучания суффикса.

 5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы.

 7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

 При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в 2-х планах:

а) сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению;

б) сравнение родственных слов (мотивирующие и производные), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

 Итак, с учетом семантики, частотности употребления и времени появления в онтогенезе слов-признаков, формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных оптимальнее осуществляется в соответствии с предложенными этапами.

Последовательность работы над словообразовательными суффиксами:

 I этап. Словообразовательные притяжательные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов –ИН-, -ОВ-.

 II этап. Словообразование притяжательных прилагательных с использованием суффиксов –j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

 III этап. Словообразование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – j- и с чередованием в корне.

По утверждению Л.С. Выгодского (1934),  у детей старшего дошкольного возраста преобладающей является игровая мотивация. На основании этого факта предлагается преподносить речевой материал и закреплять полученные словообразовательные навыки в игровой форме, поэтому каждому образовательному периоду соответствует примерный перечень дидактических игр с использованием лексического материала.

Приложение № 2

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Чья? Чьи?»

 Перед детьми располагается сюжетная картина, на которой нарисованы члены семьи. Из «волшебной коробочки» логопед достает предметные картинки с изображением одежды, обуви, а дети определяют, чья она. Инструкция: Посмотри на одежду и ответь на вопрос: «Чья она?» Образец ответа: Чья кофта? – это мамина кофта; - это бабушкина кофта; - это дедушкина кофта. Чей свитер? – это свитер папин; - это свитер дядин. Чей ботинок? – это папин ботинок; - это дедушкин ботинок; - это дядин ботинок. Чей сапог? – это мамин сапог. Чья юбка? – это бабушкина юбка; - это тетина юбка.

 Дидактическая игра «Шаловливый ветер»

 Детям предлагается сюжетная картина, на левой половине которой нарисована семья, а на правой – головные уборы членов семьи. Инструкция: Посмотри на головные уборы и определи, чьи они. Это папина шляпа. Это дедушкина фуражка. Это бабушкин платок. Это мамина шляпа.

 Дидактическая игра «Чей клюв?»

 Детям предлагают предметные картинки с изображением перелетных птиц. Инструкция: Чей клюв у лебедя? У лебедя клюв – лебединый? У утки клюв – утиный? У гуся клюв – гусиный? У соловья клюв – соловьиный.

Дидактическая игра «Чья шерсть?»

 Инструкция: Это лошадь. Чья у лошади шерсть? У лошади шерсть лошадиная. У осла шерсть ослиная.

Дидактическая игра «Чей дом?»

 Предварительно детям читают сказку «Кошкин дом». Инструкция: Если дом построила кошка, то дом чей? Образец ответа: «Если дом построила кошка, то это кошкин дом».

 Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

 Инструкция: Послушай вопрос. Ответь на него. Если мышка пищит, то писк чей? Мышиный. Если ежик пищит, то писк чей? Ежовый. Если лось кричит, то крик чей? Лосиный.

 Дидактическая игра «Чье крыло?»

 Инструкция : У гуся крыло гусиное, Чье крыло у утки? У курицы? У индюка?

Дидактическая игра «Про что можно сказать …» 

Ребенку предлагаются изображения различных частей тела (голова, ухо, нос, лапа) одного и того же животного, например медведя. Инструкция: «Про что можно сказать медвежья?» (медвежье, медвежий, медвежьи).

 Дидактическая игра «Чей корм?»

 Инструкция: Корова любит есть силос. Значит, силос -  это чей корм? Коровий. Баран любит есть сено. Значит,  сено -  это чей корм? Бараний. Коза любит есть ветки. Значит,  ветки -  это чей корм? Козий.

Дидактическая игра «Чей след?»

 Инструкция: Если след оставила лиса, то след чей? Лисий. Если след оставил кабан, то след чей? Кабаний. Если след оставила рысь, то след чей? Рысий.

Дидактическая игра «Угадай, кто хозяин?»

 Инструкция: Ответь на вопрос: «Чей рог?» Рог лося (чей?) – лосиный, Рог коровы (чей?) – коровий, «Чье ухо? (уши), чьи?» Ухо медведя (чье?) – медвежье (медвежьи) Ухо зайца (чье?, чьи?) – заячий (заячьи)

 Лото «Чей хвост, Чья голова?»

 Четверым детям раздаются предметные картинки: тигр, лев, верблюд. У логопеда картинки с изображением частей тела этих животных. Взрослый показывает картинку, а ребенок, соотнося ее с целым изображением, называет часть тела. Инструкция № 1: Чей это хвост? Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний) хвост. Инструкция № 2: Чья это голова? Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.

Игра  «Что забыл нарисовать художник?»

 Инструкция: Посмотри на картинку с изображением животных. Скажи, какую часть тела животного не дорисовал художник. Дорисуй, сопровождая речью. Я рисую собачью лапу (медвежий хвост, коровий рог, кошачьи уши и т.д.).

Дидактическая игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

- Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Образец ответа: «Хвост у зайца – заячий». Вот на дереве висит серенький, пушистый хвост белки. Чей это хвост? (Беличий) Под дуплом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий) В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий) Во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный)

 Дидактическая игра «Ералаш»

 Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Дети находят у себя изображение других частей тела (голова, хвост). Инструкция: Назови правильно, чья это голова, хвост или ноги. Образец ответа: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост» .Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье?»

Инструкция: Посмотри на птицу и скажи, чьи это части тела. У птицы голова чья? (птичья?) У птицы перо чье? (птичье) У птицы крыло чье? (птичье?) У птицы лапы чьи? (птичьи)

 Дидактическая игра «Чье гнездо, чьи перья?»

 Инструкция № 1: У грача гнездо грачиное, - назови, чье гнездо у журавля?  Инструкция № 2: У глухаря перо глухариное, - а чье гнездо у сокола? - ястреба?

Дидактическая игра «Кто где живет?»

 Инструкция: Назови, чье жилье. Нора (чья?) – лисья нора, берлога (чья?) – медвежья берлога, логово (чье?) – волчье логово, гнездо (чье?) – птичье гнездо.

Подвижная игра: «Кто как ходит».

По – лосиному красиво                                       (Ходьба с высоким подъёмом колена, окрестив руки

Ходит лось в лесу густом.                                    над головой, пальцы раздвинуты)

По – мышиному пугливо                                     (Бег на носках)

Семенит мышонок в дом.

И по – заячьи зайчишка                                       (Прыжки на двух ногах вправо – влево)

Всё спешит запутать след.

По – медвежьи ходит мишка,                            (Ходьба на внешнем своде стопы)

Косолап он с детских лет.

Кошка ходит по – кошачьи,                                 (Пружинящий шаг)

Ходит крадучись она.

А собака по – собачьи                                          (Ходьба с высоким подъёмом колена)

Ходит, гордости полна.

По – утиному утёнок                                              (Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в

Чуть вразвалочку идёт.                                          сторону)

По – козлиному козлёнок                                      (Подскоки)

Скачет рожками вперёд.

По – слоновьи ходит слон,                                    (Ходьба, опираясь на ступни и ладони)

Тяжело ступает он.

По – гусиному гусята                                               (Ходьба в полуприседе)

Важно шевствуют шажком.

А по улице ребята -                                                   (Бег с постепенным переходом на ходьбу)

Кто вприпрыжку, кто пешком.

Создание книжки – малышки: «Трудные словечки».

На каждой страничке помещается картинка (картинку можно нарисовать или вырезать и наклеить), под картинкой написать притяжательное прилагательное в согласовании с существительным. Каждый ребёнок готовит свою страничку с родителями дома. Воспитатель «собирает» странички в книгу.

Приложение № 3

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район РБ

                                                                                                                                     

Конспект коррекционно – развивающей деятельности                                                                     в подготовительной  группе

Тема «Дикие животные нашего леса»

Цель: 

1.Систематизация  знаний  детей о диких животных, закрепление знаний о месте  обитания животных.

2.Образование  притяжательных прилагательных от существительных, включение  их в предложения.

 3.Практическое употребление в речи простых предлогов: с, под, на, в.

4.Составление  предложений  с дополнениями в  косвенных падежах.
5.Упражнение  в подборе прилагательных к существительным по теме.

6.Развитие  речевого  дыхания, памяти, мышления, внимания, координации, общей и мелкой моторики;

7.Профилактика зрительных нарушений.

8.Воспитание  гуманного  отношения  к диким животным;

9.Воспитание  любознательности, доброты, любви  к окружающей среде.

Оборудование: аудиозапись « В лесу», картина « Лес», письмо, картинка с изображением  Старичка-Лесовичка, предметные картинки с изображением диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, еж, лось, кабан, детенышей животных, жилищ животных, конверты с изображением теней животных, карточки с изображением животных и их хвостов, карандаши, магнитная доска, таблица.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями, проходите за столы. Садитесь на стульчики.

II. Сообщение темы занятия.    

Логопед: Сегодня утром я получила письмо. Сейчас я  его прочитаю и мы узнаем, от кого оно.

 ( логопед читает письмо Старичка-Лесовичка)

                                          Знаю лес и лес люблю,

                                В гости вас к себе зову.

                                Я люблю гулять по лесу,

                                В лес хожу я каждый день.

                                Все в лесу мне интересно:

                                Каждый куст и каждый пень.

                                Я веселый старичок,

                                Старичок-Лесовичок!

 Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь. Закройте глазки. Представим, что мы вдруг оказались в сказочном  лесу.

(Выставляются части картины сказочного леса, включается аудиозапись с музыкой).

1,2,3 – откройте глаза.

III. Беседа о диких животных.

Логопед:  Мы с вами оказались в сказочном лесу. Кого можно встретить в лесу?

Дети: В лесу можно встретить лису. В лесу можно встретить волка. В лесу можно встретить кабана. В лесу можно встретить белку.

Логопед: Как этих животных можно назвать одним словом? (Дикие животные).

Логопед: Ребята, скажите, почему этих животных называют  дикими?

Дети: Дикие животные живут в лесу.

Логопед: Сегодня мы поговорим о диких животных.  Больше узнать о   них нам поможет  Старичок - Лесовичок. А вот  и он.

(показ картинки с изображением Старичка-Лесовичка)

Логопед. Давайте посмотрим, что же происходит в сказочном лесу.

IV. Дидактическая игра «Чье письмо?»

Логопед: Ребята, у Старичка -  Лесовичка беда! На полянку пришли письма, но вместо адреса – тени животных.  Лесовичок  не может понять, кому какое письмо отдать. Поможем ему? Скажите, для кого письмо?

(логопед показывает письма с изображением теней диких животных)

Дети: Это письмо для волка.

Логопед: Правильно. Почему вы так решили?

Дети: Это письмо для волка, потому что на нем волчья тень.

Логопед: Для кого это письмо?

Дети: Это письмо для белки, потому что на нем беличья тень.

Логопед: Для кого это письмо?

Дети: Это письмо для медведя, потому что на нем медвежья тень.

Логопед: Кому пришло это письмо?

Дети: Это письмо для лисы, потому что на нем лисья тень.

V. Дидактическое упражнение « Кто где живет?»

Логопед: Помогли мы Старичку - Лесовичку  узнать, чьи письма пришли на полянку. Старичок  отправился  разносить письма по адресам, но заблудился. Давайте поможем ему вспомнить, где живут дикие животные и с кем. Для этого нам понадобятся маленькие  картинки, которые лежат у вас на столах, переверните их, и таблица.

Логопед  показывает таблицу ).

Логопед:    Послушайте загадку.

                 В птичник повадилась –
                Жди беды.
                Рыжим хвостом
                Заметает следы. (Лиса)

Логопед: Правильно. У кого картинка с изображением лисы? Назовите маму.

Дети: Лисица. Прикрепи картинку в таблицу.

Логопед:  С кем живет лисица? Как зовут детёнышей лисицы?

Дети: Лисица живет с лисятами.

Логопед: У кого картинка лисят? Выходи,…

Логопед: Где они живут?

Дети: Лисица с лисятами  живут в лисьей норе.

Логопед: Кто по елкам ловко скачет
                 И взлетает на дубы?
                 Кто в дупле орехи прячет,
                 Сушит на зиму грибы?  (Белка)

У кого картинка с изображением белки? Назовите маму. Прикрепите картинку в таблицу.

Логопед: С кем живет бельчиха? Где они живут ?

Дети: Бельчиха  с бельчатами живут в беличьем дупле.

Логопед: Лесом катится клубок,
                 У него колючий бок.
                 Он охотится ночами
                 За жуками, за мышами. (Еж)

Логопед: Назовите маму.

Дети: Ежиха.

Логопед: С кем живет ежиха?

Дети: Ежиха живет с ежатами.

Логопед: Где они живут?

Дети: Ежиха с ежатами живут в ежиной норке.

Логопед: Серый, зубастый, 

                  По полю рыщет,

                  Телят,  ягнят ищет.(Волк)

Назовите маму.

Дети: Волчица.

Логопед: С кем живет волчица?

Дети: Волчица живет с волчатами.

Логопед: Где живут волчица с волчатами?

Дети: Волчица с волчатами живут в волчьем логове.

Логопед: Летом ходит без дороги
                 Между сосен и берез,
                 А зимой он спит в берлоге,
                От мороза пряча нос. (Медведь)

Где спит медведица с медвежатами?

Дети: Медведица с медвежатами спят в медвежьей берлоге.

Логопед: Молодцы, ребята! Помогли Старичку – Лесовичку вспомнить, где живут звери и с кем.

(Таблица закрывается)

- А сейчас давайте встанем и покажем, как умеют ходить животные.

 Физкультминутка  « Кто как ходит» (под музыку)

По – лосиному красиво                                       (Ходьба с высоким подъёмом                                             колена, окрестив руки

Ходит лось в лесу густом.                                    над головой, пальцы раздвинуты)

По – мышиному пугливо                                     (Бег на носках)

Семенит мышонок в дом.

И по – заячьи зайчишка                                       (Прыжки на двух ногах вправо – влево)

Всё спешит запутать след.

По – медвежьи ходит мишка,                            (Ходьба на внешнем своде стопы)

Косолап он с детских лет.

Кошка ходит по – кошачьи,                                 (Пружинящий шаг)

Ходит крадучись она.

А собака по – собачьи                                          (Ходьба с высоким подъёмом колена)

Ходит, гордости полна.

А по улице ребята -                                                   (Бег с постепенным переходом на ходьбу)

Кто вприпрыжку, кто пешком.

- Молодцы! Тихонько сели на свои места.

VI.Игра «Чей хвост?»

(На карточках изображения животных без хвостов)

Логопед: Старичок - Лесовичок   решил рассказать вам  интересную историю.

В давние - давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без  хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов:

больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

 Давайте поиграем.  Переверните большие карточки, посмотрите внимательно и помогите животным  найти свои хвосты. Но в начале мы розомнём свои пальчики.

 Пальчиковая гимнастика

Логопед: Возьмите в руки карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Карандашик посжимаю  (Сжимание карандаша в кулачке.)

И ладошку поменяю.

Карандашик посжимаю

И к работе приступаю.


Логопед: Приступаем к работе. Нужно соединить карандашом животное и  подходящий ему хвост.

(Дети подбирают животному соответствующий хвост, соединяя  карандашом изображение животного с  его хвостом.)

 Логопед: Расскажите, какой хвост выбрали себе животные.

Дети: Лиса выбрала себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост. Волк выбрал длинный, черный, волчий хвост. Медведь выбрал маленький, коричневый, медвежий хвост. Белка выбрала большой, пушистый, рыжий, беличий хвост. Заяц выбрал маленький, круглый, заячий хвост.

- Молодцы, ребята! Правильно выполнили задание.

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. 

Логопед:  Вот и подошло к концу наше путешествие.  Много интересного мы увидели в этом сказочном лесу, но пора нам возвращаться.

       До свиданья, Старичок,

      Прощай, волшебный  лес,

И полянка эта -

Сказок и чудес!

Закройте глазки.

 (Звучит музыка, убираются картинки сказочного леса и Старичка – Лесовичка)

Вот мы, ребята, и вернулись. А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Я очень довольна вами, вы мне сегодня понравились. Мы научились образовывать притяжательные прилагательные, т.е. правильно отвечать на вопросы: чья? Чей? Чьё? Чьи?, согласовывать их с существительными, употреблять их на занятиях, на прогулке и в повседневной жизни. Также вы сделали книжку «Трудные словечки»   и даже по НОД по физической культуре мы знакомились с притяжательными прилагательными. И сегодня наше большое путешествие по стране Притяжательных Прилагательных  закончилось. Я хочу, чтобы ваши знания были крепкими и помогли вам в учёбе. Карточки с животными и хвостиками  можете взять домой на память о сегодняшнем занятии.

Занятие окончено. До свидания!



Предварительный просмотр:

Логопедический проект    «Развиваем  речь, играя»
 Разработала:  учитель-логопед МБДОУ Калтасинский детский сад №1»Солнышко» Абдулова  В.Л.

Пояснительная записка

Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Актуальность.

Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи ребёнка. Правильная, хорошо сформированная речь – важное условие готовности к школьному обучению.

В наше время становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию с детьми  на занятиях, режимных моментах, а также в свободное время.

        Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.
        Речь является основным способом общения. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует, накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
        У детей с проблемами в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.
        Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.

        Логопедическое воздействие в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру.
        Таким образом, развитие речи посредством игровой деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человечка.

Участники проекта:

Данный проект осуществляется на базе МБДОУ детского сада № 1 «Солнышко». Проект реализуется в совместной деятельности детей, учителя логопеда, воспитателей и родителей  педагогов ДОУ.

Вид проекта:

-познавательно-речевой,творческий.

-долгосрочный (с сентября 2019 - по май 2020 г.)

Ожидаемые результаты:

У детей

Развитие коммуникативной функции речи.

Преодоление речевого негативизма.

Успешное овладение грамотной и связной речью.

Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

Совершенствование звуковой стороны речи;

У родителей:

Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

У педагогов:

Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

Разработка методического и практического материала по проекту.

Содержательная часть

Цель проекта:

«Формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей старшего дошкольного возраста через игру».

Задачи проекта:

Формировать правильное дыхание (выработка правильной и длительной воздушной струи).

Подготовить речевой аппарат детей к правильному звукопроизношению через артикуляционные упражнения.

Преодолеть речевой негативизм и пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через игровую деятельность.

Развивать мелкую моторику рук, используя различные элементы массажа, игры и упражнения с пальчиками; развивать память ребенка через пальчиковые игры.

Развивать лексико-грамматические компоненты речи.

Развивать у детей внимание, мышление через речевые игры.

Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение.

Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

Консультирование педагогов в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой стороны речи.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством игровой деятельности,будет способствовать развитию активной,правильной,насыщенной речи дошкольников.

этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2019г)

Создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;

Задачи:

Выявить уровень развития  речи у детей старшего дошкольного возраста;

Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

Для детей:

Углубленное обследование уровня развития речи ребенка.

Составление плана индивидуального маршрута.

Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

Формировать выработку правильной воздушной струи (дыхательная гимнастика).

Формировать правильный уклад языка для постановки звуков в виде артикуляционных упражнений («Сказка о Веселом Язычке»).

Для родителей:        

1.«Причины речевых нарушений».
Задачи:

1. Познакомить родителей с краткой характеристикой основных причин патологии детской речи;

2. Разъяснить необходимость комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений;

3. Дать обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

4. Объяснить необходимость активного родительского участия в коррекционно-педагогической работе в содружестве со специалистами детского сада.

2. Педагогическая  гостиная  «Давайте  узнавать  вместе».

Цель:

Формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с учителем-логопедом и воспитателями.

3. Мастер-класс. Формирование правильного  произношения средствами артикуляционной гимнастики «Сказка о Веселом Язычке»

Обучить родителей правильному  выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. Составление артикуляционной сказки о язычке совместно с ребёнком в домашних условиях.

2 этап .Основной. ( сентябрь 2019 – апрель 2020г)

Организация мероприятий, направленных на развитие речевого, интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных методов и технологий в системе работы.

        С 2012 года создан родительский клуб »Болтунишка», который  функционирует и в настоящее время в нашем ДОУ. Преимущество родительского клуба многочисленны:

        Во-первых это положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят.

        Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе.

        Цель: Повысить эффективность взаимодействия учителя- логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков.

Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедической организованной образовательной деятельности.

Оказание помощи в правильной организации логопедической организованной образовательной деятельности дома.

3 этап. Заключительный.

Выставка творческих работ подготовленных воспитанниками и их родителями. Все мероприятия проекта направлены на формирование речевой и познавательной активности детей, развитие творческого потенциала детей через игровую деятельность. На установление доверия, взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений. Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс.

Подведение итогов проэкта в виде мероприятий:

«Путешествие в страну красивой речи»

Выпуск стенгазеты «Мы красиво говорим»

Выставка фото материала по  проекту.

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: биоэнергопластика, сказкотерапия, презентации Артикуляционные упражнения»,  Су-джок терапия,  самомассаж, дифференцированный подход.

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

Улучшилось звукопроизношение

Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

Повысился культурный уровень дошкольников.

        Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала.
        Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы: решена одна из наиболее сложных проблем – проблем различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

        Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладели необходимыми педагогическими знаниями,   умениями и навыками.
        Таким образом, мероприятия, которые были проведены с родителями в течение года, дали свои результаты. В ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на речевое развитие дошкольников.
        Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

        Я не остановлюсь на достигнутом, буду искать и разрабатывать  новые инновационные формы коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Список литературы:


1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

2. Гвоздев А. Н.Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

3. Закон РФ «Об образовании». М., 2008.

4. Журова Л. Е., Элъконин Д.
 Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

5. Колесникова Е. В
. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

6. Колесникова Е. В.Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.

7.Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

8.Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2002.

10.Ткаченко Т. А
. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.
11. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М.: Гном и Д, 2000.
12. Туманова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 1993.

14. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2-е, исправленное и дополненное. - М.: "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998
15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.




Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия

                                             Составитель: учитель-логопед                                                                        Абдулова В.Л

СОДЕРЖАНИЕ:

Признаки слабого межполушарного взаимодействия

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • Проблемы в письме.
  • Проблемы в устной речи.
  • Трудности в запоминании информации.
  • Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
  • Сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Псевдолеворукость.
  • Логопедические отклонения.
  • Неловкость движений.
  • Агрессия.
  • Плохая память.
  • Отсутствие познавательной мотивации.
  • Инфантильность.

Причины

Причин может быть много, вот несколько из них:

- Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).

- Родовые травмы.

- Болезни ребёнка в первый год.

- Длительный стресс.

- Общий наркоз.

- Малоподвижный образ жизни.

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. 

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

Игра «Накорми птичку/лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция:

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

Если вы хотите разобраться в механизмах тяжелых нарушений речи, программно-аппаратных технологиях с биологической обратной связью и нейродиагностике и нейростимуляции сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, то предлагаем вам записаться на курс повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС»

 

Вы изучите программно-аппаратные технологии с биологической обратной связью, научитесь использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), а также приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе. 

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

  • Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить  нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
  • Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также  система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.
  • Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников  приводит к  повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная  рабочая тетрадь.

Упражнение "Лезгинка" Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница.

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин.

Дыхание произвольное.

Перекрестное марширование.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения

    Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Зрительная гимнастика.

       Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедический проект "Маленькие Грамотеи"

В логопедическом проекте «Маленькие Грамотеи» представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у...

Логопедический проект «Дышим правильно – говорим красиво»

   Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Однако, кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена –...

логопедический проект "Обо всём по порядку"

Данный педагогический проет будит интересен практиткующим учителям-логопедам ДОУ, т.к. в нем рассматривается одна из актуальнейших проблем коррекционной работы с  дошкольниками - развитие с...

Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.

Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь вз...

Логопедический проект "Осенняя пора! Очей очарованье!"

Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания ипредставления об осени, ее характерных признаках, развить творческиеспособности, поисковую деятельность, связную речь детей....

Логопедический проект "В мире звуков и букв"

Логопедический проект "В мире звуков и букв"...