Логопедический проект "Логопед и родители -партнеры"
проект на тему

Ишметова Валия Мирхафизяновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logoped-roditeli.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

 «Логопед и родители - партнеры»

 

        Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах развития речи ребенка - дошкольника.

        Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

         Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

        В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы логопеда, воспитателя и родителей,
  • подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители,воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей - логопатов.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим уголком «Советы логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по корреции речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического уголка «Советы логопеда»
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.


Описание проекта:

стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих групп по интересам.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

2 этап — основной (практический).

Задача:

  • разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинаров-практикумов, круглых столов; мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой.
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);
  • создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»
  • Сбор и изучение информации (использование медиаресурсов сети Интернет).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном  процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых «учителей» своих детей в обучении и воспитании.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов на заседаниях методических объединений.


Перспективный план реализации проекта

Сроки

Методы, формы

Содержание работы

Рзультат работы

Ответственный

1.Подготовительный этап

Сентября

 Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика».
Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2. этап Основной

Октябрь

Семинар-практикум

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по  проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Посещение родителями индивидуальных и фронтальных занятий.

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомство родителей с простыми, полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

 

 

Май

Мониторинг работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

 

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родители как социальные партнеры

Данный материал раскрывает идеи сотрудничества семьи и школы...

Консультация для родителей "Родители и логопед - партнеры"

Совместная работа логопеда, узких медицинских специалистов и родителей ребенка  поможет выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу....

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации и родителями обучающихся

Взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации помогает обучающимся осваиват многомерное социокультурное пространство....

"Работа с родителями и социальными партнерами"

Плохой учитель преподает истину, хороший — учит ее находить.А. ДистервегЧтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.В.А. Сухомлинский Соц...

Сценарий праздника "Домовенок" для учащихся 4-5 класса, их родителей и социальных партнеров ОУ

Праздник посвящен формированию у детей навыков организации здорового полезного быта, актуализирует и дополняет сведения о правилах безопасного поведения в быту, формирует ответственное законопослушное...