Консультация для родителей "Родители и логопед - партнеры"
консультация по теме

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Совместная работа логопеда, узких медицинских специалистов и родителей ребенка  поможет выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditeli_i_logoped.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА:

«РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ»

Речь Вашего ребенка намного отличается от речи сверстников?

 В первую очередь необходима  консультация специалистов.

Вам помогут педиатр, психиатр, невролог, логопед, психолог. Возможно, понадобится посетить сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:

       наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние — происходящие с ним изменения, трудности и достижения;

       принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.

 

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ

 Ваши наблюдения помогут оптимально организовать взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога) и родителей, выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

- Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение  дня.

Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание.

- Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации.

Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.

  

 Речевые трудности у детей

1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ    РЕЧИ    В ТРИ   ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ

— ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!

Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!

2.Задержка на стадии называния.

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

3.      Говорит, как маленький.

4.      Невнятная речь.

5.      Не хочет говорить.

6.      В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.

Анкета 1 (анамнестические сведения)

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

1. Как протекали беременность и роды? Не было ли серьезных заболеваний, операций, травм на первом году жизни?

2. Каким был плач ребенка на первом году жизни и потом? (Громким, тихим; напористым, слабым; высоким, низким...)

3. Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?

4. Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?

5.  Чем можно было успокоить  малыша?

6.  Появились ли интонации в крике? (Если да то когда они появились?)

7. Можно ли было понять, что требовал ребенок криком ,и какова была его ответная реакция на Ваше понимание?

8. Когда появился интерес к погремушкам или к каким-нибудь другим предметам?

9. Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?

10. Когда появились звуки, сочетания звуков?

11. Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? (Призывными,  гневными, радостными..)

12. Когда появились первые слоговые цепочки?

13. Насколько разнообразными они были ? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение?

Анкета 2

Для целостного представления о личности и проблемах малыша, можно предложить родителям заполнить анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

1. Каков состав Вашей семьи?

2. Каков характер отношений между членами семьи?

3. Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?

4. Кому малыш отдает предпочтение?

5. Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?

6. Нет ли у ребенка субъективного ощущения дефицита внимания?

7. Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи?

8. Кто занимается воспитанием ребенка?

9. Нравится  ли ребенку  в дошкольном  учреждении? Долго ли он привыкал к детскому саду?)

10. Легко ли ребенок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости?

11. Избирателен ли малыш в общении?

12. Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослым и со сверстником?

13. Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребенка с человеком?

14. Улавливает ли он шутку в общении, в играх?

15. Использует ли ребенок неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из неречевых  средств?

16. Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т.п.)?

17. Использует ли малыш речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы

18. Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами?

19. Каким образом малыш реагирует на речевые трудности?

20. Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми?

21. Является ли он фактическим лидером?

22. Понимает ли ребенок Ваши эмоции?

23. Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? (Адекватные, бурные, безразличные, сдержанные...)

24. Каким образом ребенок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует...) 

25. Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?

26. Откликается ли ребенок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать?

27. Как Вы можете определить характер ребенка? (Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый... )

28. Какие черты беспокоят Вас в его характере?

29. Есть ли у Вас дома животные, птицы,  растения, и т.д.?  Каково  отношение ребенка к ним?

30. Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? Чем больше всего малыш любит заниматься?

31. Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?

32. В какие совместные игры Вы играете с ребенком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения ...

33. Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть ..

34. Играет ли малыш сам? Каков характер его игры? (Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их..._)

35. Есть ли замысел в его игре?

36. Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.)

37. Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки...

38. Чем занимается ребенок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим?

39. Какие книжки Вы читаете ребенку? (Запишите их названия.)

40. При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, к содержанию...

41. С какого возраста?

42. Есть ли у малыша любимые фильмы, мелодии и т.д.? (Запишите их названия.)

43. Проявляет ли он интерес к телепередачам? (Запишите их названия.)

44. Любит ли ребенок рисовать? (Если рисует, то чем?*)

45. Обращается ли малыш за помощью к взрослым? В каких случаях?

46. Любит ли ребенок лепить, конструировать, играть с мозаикой? Не вызывают ли затруднений эти виды деятельности? Может ли он выполнить задание по описанию, по образцу, по представлению?

47. Как ребенок решает возникающие трудности? Плачет обращается за помощью (спрашивает взглядом, интонацией, речевыми средствами), наблюдает за Вашими действиями (молча, мешает Вам)...

48. Есть ли у малыша возможность и потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется? Кричит, уединяется, затихает, «общается» с игрушками, пытаясь воспроизвести взволновавшие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует ...

 

*Сохраните образцы, детских рисунков для консультации со специалистами.        

Ознакомьтесь с периодами развития речи (раздел «Ребенок и речь» ).

Сопоставьте развитие Вашего малыша с нормативным развитием и отметьте, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении.

 Не откладывайте решение проблем!        

 

 Речевое развитие

Дата

Отмечаем достижения

Понимание речи

 

 

Собственная речь (говорение

 

 

Особенности общения

 

 

 Особенно важно фиксировать слова, которые начинает произносить неговорящий ребенок.

Составьте список этих слов. Если слово произносится неправильно, запишите его именно так, как произносит малыш. Например: ма — мама, дя — дядя, ди — иди, биби — машина. Когда одним словом обозначаются несколько предметов или действий, это тоже следует отметить. Например: ва — кошка, собака; туда — ехать, гулять.

Не забывайте постоянно дополнять список. Желательно ставить дату. Если существительных больше 20-30, целесообразно записывать только другие части речи.

  

- Раздел «Речь неотделима от других сторон жизни» поможет Вам понять, какие стороны психической жизни, какие виды деятельности необходимо развивать у ребенка.

 Общее развитие

Дата

Отмечаем достижения

Эмоциональные проявления

 

 

Слуховое внимание

 

 

Ритмические способности

 

 

Игровая деятельность

 

 

Рисование, конструирование

 

 

Счет

 

 

Координация движения и мелкая моторика

 

 

Бытовые умения и навыки

 

 

Работоспособность

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей учителя-логопеда во 2 младшей группе

В консультации определены показатели речи детей возраста 2 младшей группы. Представлены упражнения для языка, с целью облегчить изучение новых звуков. в КОНСУЛЬТАЦИИ РАСКРЫТЫ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ и благопр...

Консультация для родителей по логопедии

В статье написано насколько важно удилять внимание детям....

Консультация "Взаимодействие родителя и логопеда"

Взаимодействие родителей и логопеда...

Консультация для родителей Зачем логопед задает домашние задания

Консультация для родителей Зачем логопед задает домашние задания...

Консультация для родителей "Советы логопеда. Зачем логопед задает домашнее задание"

В статье  представлен материал для родителей детей посещающих логопедическую группу, о необходимости выполнении домашнего здания....