ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
материал на тему

Голубева Ольга Михайловна

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magisterskaya_dissertatsiyagolubeva_o_m.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ПРОГРАММА «ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

ГОЛУБЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Научный руководитель

д.п.н., профессор Писарева С.А.

Рецензент:

д.п.н. , профессор

Власова Е.З.

Работа допущена к защите

зав. каф. педагогики Писарева С.А

_______июня 2015 года

Санкт-Петербург

2015 год 


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества огромное значение приобретает социальное партнерство как новая идеология взаимодействия социальных структур, как современный способ выхода из возникающих конфликтов и более эффективный способ достижения социальными субъектами своих целей. В сфере образования, которая претерпевает большие изменения, взаимодействие между субъектами все чаще стремится к социальному партнерству как идеальному виду взаимодействия: взаимовыгодному, равноправному, свободному.

Сложность перехода к партнерским отношениям во взаимодействии на современном этапе заключается в сложившихся стереотипах отношений школы и семьи в российском обществе. Реализация партнерства с родителями сегодня пока еще достаточно проблематична. Тем не менее в настоящее время отношения родителей и образовательных структур меняются в направлении большей интенсивности взаимодействий, внимания и заинтересованности друг в друге. 

Особая роль в организации социально – партнерских отношений с родителями принадлежит классному руководителю. Именно классный руководитель является звеном, связующим школу и семью.

К сожалению, образовательные учреждения не всегда могут на должном уровне, с учетом научно-обоснованных ресурсов, выстроить работу по сотрудничеству с родителями, так как она требует особой подготовки всех субъектов образовательного процесса, особенно педагогов и родителей. Организация любого сотрудничества имеет свои этапы, шаги, которые необходимо предпринять для перестройки функционирования образовательной системы. Одним из самых важных шагов является выстраивание общего для всех субъектов информационного пространства, так как от того, как будут организованы информационные потоки и насколько качественной будет обратная связь, зависит эффективность всех преобразований.

Анализ результатов исследований в области организации работы с родителями в образовательном учреждении позволил сформулировать ряд противоречий:

  1. Между современным государственным заказом на организацию взаимодействия между семьей и школой и отсутствием проработанных в практике механизмов реализации такого взаимодействия.
  2. Между возрастающими требованиями к внедрению информационных технологий в образовательный процесс и фрагментарностью в организации информационного сопровождения родителей, а также неумением использовать эти технологии в повседневном общении между школой и семьей.

Успешность деятельности образовательной организации в современных условиях открытого общества во многом зависит от готовности родителей воспринимать информацию о деятельности организации, понимать ее принимать, уметь объяснить своим детям.  Важно, чтобы в этом вопросе педагоги и родители стали союзниками и единомышленниками, все проблемы решали согласованно. Одна из главных задач современного образовательного учреждения - создать систему, основанную на активном взаимодействии педагогического и родительского коллективов как равноправных партнёров, содействовать развитию педагогической культуры родителей. Решение этой задачи предполагает комплексную постановку задач в деятельности образовательного учреждения, одной из которых является информирование родителей о деятельности учебного заведения.

Отличием ситуации сегодняшнего дня является существенное расширение рамок и возможностей взаимодействия субъектов образовательного процесса за счет использования разнообразных сетевых технологий, в том числе интернет-технологий связи. Современные интернет-технологии призваны сделать образовательное взаимодействие удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным, что, в свою очередь, влияет на эффективность взаимодействия семьи и школы.

Все вышесказанное обусловило выбор темы магистерской диссертации: Информационное сопровождение родителей учащихся как социальных партнеров в деятельности классного руководителя.

Целью работы является обоснование модели информационного сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения как инструмента содействия развитию социального партнерства семьи и школы, а также повышению качества образования.

Объект исследования: информационное сопровождение родителей

Предмет исследования: система информационного сопровождения родителей как социальных партнеров.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Проанализировать теоретические основы социального партнерства в образовании.
  2. Изучить формы и методы организации социально-партнерских отношений с родителями в деятельности школы и классного руководителя.
  3. Охарактеризовать роль информационной поддержки родителей в образовательном процессе.
  4. Изучить систему работы классных руководителей по организации информационного сопровождения родителей
  5. Охарактеризовать модель информационного сопровождения родителей в деятельности классных руководителей.

Для решения поставленных задач использована совокупность взаимодополняющих методов исследования:

методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, контент-анализ понятий, анализ нормативно-правовых и локальных актов;

эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, моделирование, анализ педагогического опыта.

Базой исследования стало ГБОУ СОШ № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанного проекта для совершенствования системы работы с родителями других ОУ.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах его проведения обсуждались на специальных семинарах в магистратуре кафедры педагогики (магистерская программа «Образование взрослых»); на II научно-практической конференции «Педагогическая наука и современное образование», посвященной Дню российской науки (г. Санкт-Петербург, 12.02.2015).

Результаты исследования опубликованы: 

Голубева О.М. Взаимодействие семьи и школы: возможности современных информационных технологий// Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 12 февраля 2015 года/ Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015, с.114-117.

Магистерская диссертация состоит из трех глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе описываются теоретические основы организации социального партнерства с родителями как условие эффективности образовательного процесса. Во второй главе анализируются особенности организации информационного сопровождения родителей в образовательном учреждении; выявляется роль и направления информационной поддержки в деятельности классного руководителя. Третья глава посвящена практическому анализу системы работы с родителями в ГБОУ СОШ № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга, а также разработке модели по информационному сопровождению родителей как социальных партнеров.


ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от обще...

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»

Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную ...

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей «Осознай себя»

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей...

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...

Направление деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями учащегося с умственной отсталостью

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическ...