Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»
методическая разработка по психологии по теме

Тихонова Юлия Анатольевна

 

Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную работу с классом. Любая деятельность классного руководителя должна начинаться с правильного выбора диагностического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар  «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»

Пояснительная записка

Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную работу с классом. Любая деятельность классного руководителя должна начинаться с правильного выбора диагностического материала.

Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.

Задачи:

  1. Организовать программно-методического сопровождение организации в воспитательной работе класса, школы, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;
  2. Формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;
  3. Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта; вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

Модули семинара:

  1. взаимодействие профессионалов в научно-методическом сопровождении;
  2. рекомендации.

Логика прохождения занятия:

  1. Информационная часть.
  2. Практическая работа.
  3. Рефлекторная работа.

Модуль 1. Взаимодействие профессионалов в научно-методическом сопровождении.

Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Перед классным руководителем стоит задача интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций. Для достижения данной цели необходимо решение ряда частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе, то есть с реализацией социально-психологических функций.

Школьный психолог - психолог, работающий в школе.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Научно-методическое сопровождение - углубление знаний и развитие навыков специалиста. Расширение профессионального репертуара поведения. Актуализация внутренних сил и резервных возможностей профессионала. Консультирование по конкретным проблемам и проектам. Информационная и аналитическая поддержка, обеспечение методическими разработками. Помощь в поиске оптимальных технологий и методик. Повышение уровня адаптации к профессионально-стрессовым ситуациям (инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа и т.д.). Диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов.

Практическая часть:

В ходе практической части учителям предлагается выявить проблемы для решения которых необходимо совместная работа с психологом и составить план  работы.

Пример: Один из мальчиков Вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно объект девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже. Как быть?

Рефлексивная часть:

  • подведение итогов.

Модуль 2. Рекомендации.

В этом модуле на основе выше перечисленных мероприятий тьютор дает рекомендации классным руководителям по преодолению выявленных затруднений.

В первую очередь дается памятка по нахождению конкретных методик:

Проблемы в

подростковом возрасте

Название методики

Источник нахождения

Исследование тревожности

  • опросник Спилберга;
  • Определение уровня личностной тревожности;

Чувство одиночества

  • Тест на чувство одиночества;
  • http://shukin-site.ucoz.ru/Metodiki.html

Уровень самооценки

  • Методика «Уровень самооценки»;
  • http://shukin-site.ucoz.ru/Metodiki.html

Уровень агрессивности

Уровень эмпатийных тенденций

  • Исследование

уровня эмпатийных тенденций;

Антисоциальное поведения

  • Анкета антисоциального поведения для подростков;

Свойства нервной системы

  • Методика изучения свойств нервной системы учащихся;
  • http://www.gurutestov.ru/test/33/

Коммуникативные умения

  • Изучение коммуникативных умений;

Психологический климат в группе

  • Нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе;

Оценка отношений

подростка с классом.

  • Оценка отношений подростка с классом.

Итак, работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Школьный психолог проводит просветительскую работу заключающаяся в том, чтобы знакомить учителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития обучающихся. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от обще...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....