Методическая разработка по взаимодействию с родителями "Удивительный мир фольклора"
методическая разработка

 Филина Ольга Александровна

Данная разработка нацелена на привлечение родителей  к русскому народному фольклору, с последующим использованием его в процессе воспитания детей в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx549.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Удивительный мир  Фольклора»

(мастер-класс для родителей)

C:\Users\Olga\Desktop\3d2fb47bb5a7135caaf46d37042e96fd_w600_h600.jpg

Цель:

Повышение активности родителей в использовании  народного     фольклора в воспитании детей

Задачи:

-Знакомить с жанрами и видами русского народного фольклора

- Побуждать у родителей эмоциональную отзывчивость на музыку,   творческую активность, артистизм, выдумку, смекалку;

 - Вызвать интерес к культурному наследию русского народа.

 

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром, сундук, стол с народными инструментами.

            Звучит русская народная мелодия «Полянка»

       В горницу входят две девицы в русских народных костюмах

Дарьюшка: Здравствуйте, люди добрые! Проходите, милости просим!  

Мы – хозяюшки, Марьюшка и Дарьюшка. Рады вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется.

Марьюшка: Будьте, как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. (Участники заходят, рассаживаются по двум сторонам на лавках)

Дарьюшка: Как у нас на Руси  уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал  никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

Марьюшка:

Дорогие гости,в нашей горнице стоит необычный сундучок. Старинный. В нем хранится много интересного. А написано на нем –« Фольклор» Какое необычное слово… А что же означает это слово?

Гости: Потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Дарьюшка: А кто их сочинил?

Гости: Народ.

Марьюшка: Давайте-ка заглянем в сундучок и узнаем, что же там.. (открывает сундучок, достает большой платок ). Посмотрите, какой красивый платок. (Накидывает себе на плечи).  Он перенесет нас в прошлое и поведет нас в удивительный мир под названием  Фольклор.

Дарьюшка. Предлагаю начать  с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой делились друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, о берёзке кудрявой, о тёплых деньках.

                          (выставляется береза)

Марьюшка:  Берёза, моя берёзонька! Берёза  раскудрявая!

                        Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

                         На тебе, березонька, листья зелёные!                      

                         Близ тебя, березонька, красны девицы,

                         Да добры  молодцы  хоровод  ведут!

                            (Все участники встают в круг)

        Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»

    Дарьюшка: А теперь послушайте-ка  наши веселые потешки!                    

                                   

1.    Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

   А вы Дуню видели?

   Заглянули в огород,

        Лебеду там Дуня рвет!

Марьюшка:                    2.Пошла Дуня в огород,

      Во зеленый огород,

  Сорвала лопушок

             Да под самый корешок.

Дарьюшка:                     3.Сшила Дуня сарафан

          И наряден, и не ткан!

                                          Положила в уголок,

      В берестяной коробок.

(Достает из сундука сарафан)

Марьюшка : А в какой песне поется о сарафане? (гости отвечают)

А давайте-ка исполним эту замечательную песню. (достает из сундука народные музыкальные инструменты )

Да не просто споем, а в сопровождении  народных инструментов - бубна, деревянных ложек, треугольника. Кто пожелает, тот на инструментах играет, а остальные поют.

(Участники делятся на 2 группы. Одна начинает петь, другая продолжает)

                  «Во кузнице»  (русская народная песня)        

Дарьюшка: Гости дорогие, а вы загадки отгадывать любите?

Гости: Да!

Дарьюшка: Ну, тогда слушайте и отгадайте наши загадки.

  1. Никого не родила, а все матушкой зовут (Земля).
  2. Красная девушка в окошко глядит. (Солнце)
  3. Мал малышок, по подземелью шел,

Перед солнцем встал, колпачишко снял (Гриб).

  1. На поляне девчонки, в белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березки)

  1. В одном месте метров двести. (Клубок).

                (Далее обращается к Марьюшке)

                        Наша Маша тоненька

                         Как ярова соломинка

                         А в лапотки обуется

                         Как пузырь надуется!

Марьюшка:  (обращается к Дарьюшке)

                         Дуня-пышка

                         на улицу вышла

                         На кочку села –

                         комарика съела!

        Отгадайте, гости, что прозвучало?

Гости:  Дразнилки.

Дарьюшка: Правильно. Так,в старину детишки забавлялись,   подшучивая друг над другом. А кто еще подразниться хочет?

Гость 1:        Васька-кисель

                       На лавку присел,

                       Все калачики поел.

                       В печь поставил,

                       Нам не оставил.

Гость 2          Коля-моля – коновал

                        Быку ноги подковал.

                        Сел он задом-наперед,

                        И поехал в огород.

Дарьюшка:   Эй, дразнилы,

                        Во рту кусок мыла,

                        Хватит ругаться

                        Давайте играться!

Марьюшка: А теперь, гости дорогие, предлагаем вам поиграть.

                        А перед игрой в  старину произносили зазывалки:

Тай, тай, налетай

В интересную игру

А в какую, не скажу.

Кто опоздает –

В небо улетает

              Русская народная  игра «Золотые ворота»
Дарьюшка. Вижу, весело вам стало, а чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной  по траве.

                Заиграли гармонисты –

                Всё волнуется во мне.

Дорогие гости, что я спела, частушку или песню?

Гости. Частушку.

Марьюшка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.

Вот и мы предлагаем вам спеть их.

 Объявляем «Частушечный баттл»! У кого веселей получится частушка, тот победил

         Гости выходят по двое, исполняют частушки

Победителям вручаются медали с орнаментом в народном стиле

Дарьюшка: Спасибо за частушки потешные! Ваши аплодисменты.

                       Где песня льется,

                       Там легче живется!

Марьюшка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется.

(Достает из сундука 2 клубочка, бросает на пол в разные  стороны)

Наш котенька-коток очень любит с клубочками играть, и все размотал. Нужно снова нитки в клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну- ка, девицы - рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!

                        Игра «Смотай нитку в клубок»

               (под русскую народную мелодию « Светит месяц»)

Дарьюшка: Хорошо потрудились наши девушки. Спасибо вам.

А теперь давайте ещё поговорим  о скороговорках. Это коротенькие фразы, с помощью которых речь становится чистой, без запинок.

 В старину их тоже произносили

Марьюшка: Всех скороговорок  не переговоришь, а мы давайте попробуем:

        (Произносят скороговорки, гости повторяют)

  1. Варвара варила, варила, да не выварила.
  2. Перепелка перепелят прятала от ребят.
  3. Съел Валерик вареник
  4. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

 Молодцы. но мы не будем забывать и о пословицах и поговорках – «Пословица недаром  молвится».

Я говорю начало  пословицы или поговорки, а вы  продолжите:

«Что посеешь…» (то и пожнешь), «Осенний  день …» (год кормит),  «Делу время -…» (потехе час) ,  «Семь раз отмерь…», (один раз отрежь),«Красна изба углами, а…» (печь – пирогами).

Дарьюшка.   Быт людей отмечен веком.

                        Поменялся старый мир.

                        Нынче все мы по «сусекам»

                        Личных дел или квартир.

                        Наш досуг порою мелок,

                        И чего там говорить,

                        Скучно жить без посиделок

                        Их бы надо возродить.

Думаем, что нам это сегодня удалось. А вы как думаете?

.Марьюшка.Вот и закончилось наше путешествие в старинный мир под названием Фольклор. Наш платок возвращается обратно в сундучок.

Дарьюшка. Мы с Марьюшкой познакомили вас, уважаемые родители, с различными видами и жанрами  народного

музыкального фольклора, и хотим, чтобы вы их не забывали, и как можно чаще использовали в своей жизни, и деткам своим преподносили. И всегда  возвращались  к тому, что придумал  наш  русский народ – к истокам нашей русской культуры.

Ну, а теперь, как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

                 Звучит песня «Ну-ка, русскую давайте»

                             Общая пляска  в кругу        

Марьюшка:     Кончилось веселье-

                            Пришло время угощенья!

 Дарьюшка       Не робейте, не стесняйтесь,

                            Сладостями угощайтесь!  –

(гости угощаются сладостями-конфетами, сушками, баранками).

                    Звучит русская народная мелодия «Субботея»

                           Гости прощаясь, уходят.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организации взаимодействия

Методическая разработка организации эффективного механизма взаимодействия семьи, школы и микросоциума средствами физической культуры ...

Методическая разработка. "Организация взаимодействия с субъектами профилактики"

Взаимодействие - это обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами профилактики для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несоверш...

Методическая разработка "Особенности взаимодействия концертмейстера, учащегося и пеподавателя в вокальном и хоровом коллективах"

В данной методической разработке представлены общие характеристики профессиональной деятельности концертмейстера и педагога,  а также рассматривается аспект взаимодействия концертмейстра, педагог...

методическая разработка урока "Загадки" тема - Малые жанры фольклора

Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.Планируемые результаты:- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать реч...

Методическая разработка «Технология взаимодействия субъектов СПб ГБПОУ «Академии ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» по профилактике отклонений в поведении учащихся

Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в р...

Методическая разработка: «Межполушарное взаимодействие – основа работы мозга и интеллектуального развития для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснов...