Памятка по звуковому анализу
консультация

Каримова Римма Фагимовна

Составляя звуковую схему слова

  1. Произносим слово, четко проговаривая каждый звук.
  2. Определяем первый звук, выделяя его голосом. Произносим его.
  3. Определяем, гласный это звук, или согласный.

-При произношении гласных звуков никаких препятствий для выдыхаемого воздуха во рту нет, гласные звуки поются голосом (выше-ниже). Их всего 6: А, О, У, Э, Ы,И. Обозначаются гласные звуки красным кружочком или квадратом.

             -При произношении согласных звуков препятствием выдыхаемой воздушной струе могут быть                  

               язык (Л, Т и др.), губы (П, Б), зубы (С, З), губы и зубы (Ф, В),   смычка между небом и корнем                   

               языка (К, Г) и т.д. Согласные звуки обозначаются синим и зеленым цветом.

  1. Если звук согласный:

-определяем, твердый он, или мягкий, на слух. Звук И, стоящий после согласного, всегда смягчает его. Можно проверить, произнеся звук и твердо, и мягко.  Например, спросить у ребенка, произносим Липа или Лыпа, Лупа или Люпа и т.д.

      Йотированные гласные буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают мягкость согласного, т.е смягчает    

       предыдущий согласный. Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных  

       звуков.

      Чтобы определить твердость и мягкость можно предложить обратить внимание на артикуляцию:

       при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, более напряжённые, язык  

       напрягается, приближается к зубам, спинка поднимается к нёбу, создавая дополнительную  

       преграду.  (Закройте глаза и произнесите звуки м – м’, б – б’).
       Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

 Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

             Мягкий звук обозначаем зеленым цветом, твердый-синим.

       -Определяем, звонкий это звук, или глухой. Звонкие согласные состоят из голоса и шума.

       Глухие – только из шума.  Проверяем, приложив ладонь к горлу. Если при произношении        

       чистого, без призвуков (т.е. напр-р, не бэ, ка, сэ, тэ, эм, и т.д. а  б, к, с, т, м) звука, горло   

       вибрирует-звук звонкий, если нет-глухой.

      Прижмите уши руками, произнесите звуки: б – п, з – с, д – т и т.д.  Если в ушах звенит,     

       значит это звонкий согласный.  Если не звенит – глухой. 

             Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

 Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

  1. Аналогично рассматриваем каждый звук в слове.
  2.   «Прочитываем» слово, произнося каждый звук отдельно (ЛЬ, И, П, А.     Л, У П, А), ведя   

    пальцем под схемой. (Как «Звуковая азбука»: нажимаешь на кнопку-фишку, получается   

    звук)

  1. Читаем слово, которое получилось.
  2. Определяем, сколько звуков в слове.
  3. Определяем, сколько гласных звуков.
  4. Определяем количество слогов. (По количеству гласных звуков).

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе

Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....

формирование навыков звукового анализа при алалии

разработка поможет сформировать первоначальные звуковые навыки у детей с алалией...

Схема звукового анализа

При обучении детей звуковому анализу, я использую различные схемы-помощники, что позволяет нудную работу сделать понятной и превратить в  интересную и яркую игру....

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Памятка для родителей: "Как обучить ребёнка звуковому анализу слов?"

Данная памятка станет подспорьем для родителей при выполнении с ребенком звукового анализа слова...

Практикум для воспитателей «Формирование звукового анализа (звуковой аналитико – синтетической активности) у дошкольников»

В практикуме представлена  последовательность формирования аналитико - синтетической аквности у дошкольников. выделены основные задачи, которые ставятся на каждом этапе....

Памятка "Звуковой анализ слова. Составление схемы предложения"

Шпаргалка для родителей и педагогов ДОУ....