Эффективность организации внеурочной деятельности учащихся
статья (5 класс)

Черкашина Ирина Александровна

Статья по организации внеурочной деятельности учащихся. Основные задачи и цели внеурочной деятельности, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx72.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Эффективность организации
внеурочной деятельности учащихся

Работа выполнена

учителем математики

Черкашиной Ириной  Александровной

 «Эффективность организации
внеурочной деятельности учащихся»

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,

тем больше удовольствия  доставляет  ему жизнь.

Антон Павлович Чехов

Эффективность организации внеурочной деятельности учащихся в школе. Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Безусловно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Школа должна ребенка «научить учиться», «научиться жить».

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности разрабатывается план внеурочной деятельности -это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.

Основные цели и задачи внеурочной деятельности:

  • развивать интерес и любовь к предмету;
  • выявлять одаренных учащихся;
  • приобщать к исследовательской деятельности;
  • активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);
  • развивать самостоятельность, творчество, инициативу;
  • формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).

Таким образом, во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:

  • критическое мышление,
  • навыки самостоятельной работы,
  • самоорганизации и самоконтроля,
  • умение работать в команде,
  • чувство инициативы, любознательности,
  • креативность,
  • чувство соревновательности,
  • чувство служения общему делу и т.д.

В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он с первых дней своей работы оказывается включенным во все многообразие проблем целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Классный руководитель имеет следующие функции:

  • воспитательная (педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);
  • организационно-административная (руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов);
  • координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса).

К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Важно, чтобы работа классного руководителя не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда он только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы.

Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы. Таким стимулом  являются элементы занимательности, внешней эффективности различных демонстраций, элементы           игры      и  театрализации..

Каждый ученик - личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами (раскрыть и развить их – задача классного руководителя). К каждому нужен свой, нестандартный подход.

Обучающиеся добровольно, на основе своих интересов и склонностей, выбирают те внеклассные занятия, которые им нравятся.

Задачи классного руководителя :

1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то необходимо проводить корректирующие действия: привлекать данных учащихся к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

2. Анализ результатов внеурочной деятельности:

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.

Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного и внеучебного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.

Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. 

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания, учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники. 

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Активные методы обучения строятся на:

 - практической направленности;

 - игровом действе и творческом характере обучения;

 - интерактивности;

 -  разнообразных коммуникациях;

 -  диалоге и полилоге (разговор многих   участников);

 - использовании знаний и опыта обучающихся;

 - групповой форме организации их работы;

 -  вовлечении в процесс всех органов чувств;

 - деятельностном подходе к обучению;

 - движении и рефлексии.

Результативность активных методов обучения:

  • Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательный интерес учащихся, усиливает их  мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями.
  • Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

Классификация методов активного обучения  

Неимитационные

Имитационные

          Игровые

           Неигровые

Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.

Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование

Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации

https://s0.slide-share.ru/s_slide/ecbcbfb7865ebbb952a92a00a19855cc/3e7729ba-f4d1-4c2d-8338-828fb50eda1e.jpeg

В завершении, хочется сказать, что внеурочная деятельность школьников – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Ведь часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Таким образом, педагог получает возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя современные технологии. Он может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры, виртуальные экскурсии.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике или на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Поэтому результатами внеурочной деятельности, к которым мы стремимся должны стать:

– опыт самостоятельного социального действия обучающихся;

- формирование позитивных отношений в социуме;

– приобретение социальных знаний.

Главное для педагога, занимающегося с детьми внеурочной деятельностью, понимать, что цель таких занятий не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогами, родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и итоге, формирование творческой самореализации обучающихся.

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с

3. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

6.ФГОС НОО (06.10.2009)Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010.

7.Интернет-ресурс: электронные материалыКоординационного совета Всероссийского совещания по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (19-21 апреля 2011 года).

8.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

9.Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.

10.Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). – Псков, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся ОСШИ

Причины недостаточной подготовленности школьников, окончившими начальную и первые два класса средней школы, к изучению дальнейшего курса математики разные. И не всегда они связаны с отсутствием ...

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике

Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....