Рекомендации родителям, воспитывающим детей с ранним детским аутизмом.
консультация

Практические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.

За последнее время детей с ранним детским аутизмом (РДА) становится все больше. Родители, которые воспитывают детей с РДА требуют психологической помощи и поддержки. Впервые термин «ранний детский аутизм» был введён Л.Каннером в 1943 году [2]. Ранний детский аутизм является аномалией психического развития, состоящей, главным образом, в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира.

Наиболее существенными симптомами РДА являются: аутизм- одиночество ребёнка, отсутствие стремления к общению; консервативность – сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения [3].

Для детей с РДА семья играет важную роль, как показывает практика таких детей сопровождают ряд специалистов - это психолог, дефектолог, невропатолог, детский педиатр и др. Оказавшись в сложной ситуации родители часто начинают винить себя в заболевании ребёнка, тем самым нанося вред не только себе, но и ребёнку. Само осознание и понимание родителем, что его ребёнок не такой как все, может стать достаточно травматичным фактором, с моральной точки зрения, для родителя.

 Наиболее ярко аутизм выражается в 3-5 лет, именно в этом возрасте можно заметить за ребёнком ряд характерных признаков: не фиксация взгляда, ребёнок старается не смотреть и уходит от прямого зрительного контакта, своих близких узнает, но эмоции очень холодные, не продолжительные, на руки тоже не просится,  с трудом переносит объятия и ласку, не проявляет желание общаться с другими детьми, может быть нарушен сон и аппетит, речь развита слабо, а в тяжёлых случаях может вообще быть не разборчивой.

Чтобы в семье было как можно меньше конфликтных ситуаций, родителям необходимо не только приспосабливаться, но и подстраиваться под ребёнка. Так, необходимо обязательно обратиться к педагогу-психологу, который поможет разработать коррекционные занятия для снятия эмоционального напряжения, стресса, девиантного поведения.

Практические рекомендации педагога-психолога

  • Самой важно и казалось бы простой будет рекомендация - соблюдение режима дня. Режим дня играет важную роль, так как позволяет выработать определённую систему Вам и вашему ребёнку. Помните, что при планировании режима дня необходимо учитывать, что у детей с аутизмом понимание речи сильно ограниченно, поэтому в первое время Вам будет нужно продемонстрировать последовательность событий наглядно;
  • Не осуждайте себя, что у Вас родился такой ребёнок, вашей вины в этом нет;
  • Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Дети с РДА могут быть очень талантливыми, с хорошей памятью и математическими способностями;
  • Дети аутисты, как правило, визуалы. Составьте карточки-подсказки по дому (это могут быть таблицы, карточки предметов, или действий);
  • Организуйте рабочее место, где ребёнок сможет играть или делать уроки. Правильная организация пространства, создание «порядка» в окружающей среде, позволят ребёнку чувствовать себя спокойно и уверенно;
  • Хвалите своего ребёнка даже за неудачи, он должен чувствовать, что вы его во всем поддерживаете;
  • Не стоит сильно опекать ребёнка, гиперопека может навредить ребёнку, осознавайте то, что ему нужно будет «входить» во взрослую жизнь самостоятельно;
  • Не стоит избегать детских площадок, ребёнок должен видеть как играют другие дети, а вы можете объяснить ему  как можно подружиться и играть с другими детьми;
  • Поначалу старайтесь посещать школьные занятия с ребёнком, объясняйте ему, что на уроке есть правила поведения, которые он должен соблюдать;
  • Учите его навыкам самообслуживания, приучайте постепенно, каждый раз давая ребёнку возможность, к примеру, самостоятельно одеваться и раздеваться после школы, открывать и закрывать кран с водой, мыть руки без мыла (закатывание рукавов, потирание ладоней), использовать жидкое мыло (надавливать на флакон с мылом, намыливать и смывать мыльную пену) и др.;
  • Выполнять домашние задания надо с того предмета, который ребёнок больше всего любит;
  • Не стоит предлагать ребёнку каждый раз что-то новое. Если ребёнку понравилось какое-то занятие, к примеру рисовать или лепить - выполните это с ним вместе;
  • Выполняя домашнее задание, не перегружайте ребёнка, чередуйте уроки с отдыхом;
  • Следите за психоэмоциональным состоянием ребёнка;
  • Развивайте мелкую и крупную моторику, когнитивные способности.

Педагог-психолог, как правило, сопровождает в школе не только ребёнка с аутизмом, но и его семью. Для успешного результата необходимо проводить работу с ребёнком не только в школе, но и закреплять результат дома.

Важно, чтобы родители были настроены на положительный результат и наличие позитивных психологических установок,  выбор правильной тактики взаимодействия с ребёнком - важнейшее условие психологического сопровождения [1]. Это поможет родителям справиться с психологическими трудностями, снять эмоциональное напряжение, научиться понимать своего ребёнка.

На занятиях у психолога-педагога родителям и детям можно  проработать разные техники, тренинги, семинары. Большой популярностью пользуются техники арт-терапии, такие как «Каракули», «Рисунок на влажной бумаге», «Кляксы», «Рисование цветным песком», «Работа с песком», «Коллаж», «Ассоциации с цветом», «Музыкальная терапия», «Сказкотерапия», «Мандолы» и др. Техники позволяют  укрепить не только психическое здоровье, но и избавиться от психосоматики, повысить самооценку,  укрепить отношения в семье, принять свои слабые и сильные стороны, снять стресс, переутомление, тревоги, страхи и неуверенность. Психолог может показать как дома родители могут работать со своим ребёнком,  подобрать технику, которая хорошо подходит ребёнку.

Таким образом мы может сделать вывод, что рекомендации педагога-психолога,  их соблюдение, положительно будут влиять не только на ребёнка с ранним детским аутизмом, но и на всю семью.

Список используемой литературы:

  1. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребёнком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей. – М.:ТЦ Сфера, 2020.-64 с. (Библиотека Логопеда)
  2.     Каган В.Е. Аутизм у детей — 2-е изд., доп. — М.: Смысл, 2020. — 384 с. ISBN 978-5-89357-397-8
  3.    Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова, - М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом

Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом"  для переподготовки и повышения квалификации работников образования....

Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом

Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"

В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены  причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...

Памятка по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом

Материал по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом...

Поведенческая терапия, как средство формирования навыков бытовой адаптации детей с ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) — отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Эта группа детей имеющие наиболее тяже...