Любовь или чрезмерная строгость
материал

Грудинина Елена Анатольевна

Любовь или чрезмерная строгость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Любовь или чрезмерная строгость16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь или чрезмерная строгость

Родительское собрание, сообщение.                  Грудинина Е.А                      

Некоторые родители-максималисты в вопросе воспитания детей придерживаются принципа «все или ничего». Они считают, что ребенок всенепременно должен быть первым по всем показателям и для этого с малых лет ставят перед ним самые сложные задачи, ожидая, что только постоянно преодолевая трудности их чадо сможет добиться успеха в жизни.

Одной из частых причин обращения к детскому психологу является чрезмерная строгость и завышенные требования взрослых по отношению к своим детям. Родители полагают, что если все время не держать ребенка в «ежовых рукавицах», в будущем это выльется в полную несамостоятельность и безответственность чада.

Подчас и специалисту трудно провести грань между необходимой и неоправданной строгостью, но есть несколько признаков, которые могут заставить родителей задуматься о том, что они перегибают палку.

Родители не учитывают контекст ситуации

Требования к ребенку – основа воспитания, без которой не произойдет его личностный рост. В каждой семье есть свои правила, которым подчиняются ее члены, но должны быть и исключения из них, в зависимости от внешних обстоятельств. Например, существует договоренность, что каждый день ребенок после школы идет гулять с собакой. Это нормальное требование по отношению к школьнику, у которого немного домашних заданий и масса свободного времени. Но стоит помнить что, как и на «взрослой» работе, в школе бывают авралы, когда за один день нужно подготовить большой объем заданий. Если вы видите, что ребенок выбивается из сил, стоит пойти ему на встречу, а не заставлять «найти время на все» и «делать то, о чем договорились».

Ребенок часто лжет

Жесткие меры взыскания за малейшую провинность заставляют ребенка изворачиваться и врать, чтобы избежать наказания. И в результате он привыкает к тому, что ложь – действенный способ уйти от решения любой проблемы.

У ребенка слишком много ограничений и правил.  В одной семье ребенок после школы может часами валяться на диване, «зависать» в соцсетях или играть в компьютерные игры, а в другой используется система «тайм-менеджмента»: день расписан по минутам и малейшее отступление от графика грозит ребенку «невыполнением нормы» и отсутствием отдыха в принципе. Родителям стоит помнить: чем больше список правил, тем меньше вероятность, что ребенок запомнит их все и сможет соблюдать.

Родители постоянно указывают и придираются, не дают права на ошибку

Если постоянно «стоять над душой» у ребенка и указывать на каждую ошибку, а затем показывать «как надо», это приведет к тому, что он не сможет научиться выполнять работу самостоятельно и учиться на собственных ошибках.

Родители не предлагают выбора. Вместо того, чтобы задать ребенку вопрос, что он хочет сделать сначала – снять пижаму или почистить зубы, некоторые родители просто раздают указания: что, как и в какой последовательности надо выполнять. Взрослым важно помнить, что детям следует не только давать готовые инструкции, но и стимулировать развитие самостоятельного мышления. Стоит дать ребенку больше свободы, особенно, если речь идет о решении рутинных повседневных задач.

Родителям важен результат, а не старания.  Родители хвалят детей только в случае достижения высоких результатов. Самый высший балл в классе, первое место в танцевальной программе, лучший результат в школе. Подобное поведение со стороны родителей заставляет ребенка считать, что его любят и ценят только тогда, когда он не просто добивается успехов, а является лучшим из лучших.

Родители постоянно угрожают. Если ребенок допустил провинность, он должен знать, что у этого будут последствия. Но когда родитель «играет на опережение» и использует регулярные угрозы как метод воспитания, особенно если не готов воплотить их в жизнь, это приведет только к враждебности со стороны ребенка.

В лексиконе требовательных родителей – целый арсенал фраз, ярко отражающих методы воздействия на ребенка. Произносятся они тоном, не терпящим никаких возражений.

Сейчас же это сделай, или…!

Делай то, что тебе говорят!

Сделай это немедленно!

Почему? Потому что я так сказала!

Часто причина родительской тирании кроется в их личной неуверенности в себе, неспособности контролировать свою жизнь и сделать ее лучше. Поэтому они испытывают постоянное желание контролировать жизнь своих детей и управлять ею.

Последствия завышенных требований к ребенку

Разумеется, у излишней родительской требовательности есть последствия. Ребенок чувствует давление, которое отрицательно сказывается на всех видах деятельности, винит себя за то, что является, по его мнению, неидеальным. В результате он становится склонен к депрессии, тревожным расстройствам и излишней самокритике.

У детей, к которым предъявляются слишком высокие требования, формируется ощущение, что их стараний для достижения нужного результата всегда будет недостаточно. На вопрос «что надо делать, чтобы родители тебя любили?», они чаще всего отвечают, что должны учиться на отлично и хорошо себя вести, а не просто жить.

Когда родители вынуждают ребенка подчиняться своей воле, ему приходится подавлять свои собственные стремления и желания. В результате у ребенка копится чувство ненависти и склонность к саморазрушению, которую он может направить и на себя, и на родителей, и на ближайшее окружение. У детей младшего школьного возраста это проявляется в постоянных болезнях, а у подростков — в тяге к алкоголю, курению и наркотикам.

Родителям следует помнить, что требования к ребенку должны быть разумными и объективными. Только тогда эти требования не нанесут ему вред и благотворно скажутся на личностном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

" Любовью? распятая любовь" ( урок литературы в 11 классе по повести Л.Андреева "Иуда Искариот")"

Интегрированный урок литературы и Основ Православной культуры...

Классный час "Любовь - не любовь"

Классный час "Любовь - не любовь" призван помочь старшеклассникам отличить любовь от влюбленности, желания любить, страсти. Мероприятие построено на деятельностной основе: кроме "общественности" в обс...

Консультация для педагогов "Мягкость и строгость"

   Вам должно быть ясно, что в воспитательном процессе нельзя противопоставлять строгость и мягкость – необходим компромисс. Строгие и любящие, уважающие своих детей добьются успехов,...

Строгость определений в курсе общей физики.

В самом начале каждого раздела учебника следует давать строгие определения основных физических величин, использующихся в данном разделе.Строгость и корректность определений особенно актуальна в ...

Презентация. В любви и строгости нужна мера.

Презентация содержит материал о том, какой должна быть любовь к детям, в чем проявляется строгость, какие ошибки совершают родители в воспитании детей....

конспект классного часа "Любовь.. Любовь? Любовь!"

В ходе беседы с подростками освещена тема любви, проведена параллель и выявлены отличия любви и физического влечения....