Консультация для родителей "Игры для сенсорного развития дошкольников"
консультация

В статье представлены игры для развития представлений о цвете, форме и размере предметов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_sensornogo_razvitiya_doshkolnikov.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры для сенсорного развития дошкольников»

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия. Для этого необходимо осуществлять сенсорное развитие ребенка – целеноправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Ребенок должен научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

В детском саду основное содержание сенсорного воспитания составляет ознакомление с восприятием цвета, формы и величины. Сенсорное развитие воспитанников групп компенсирующей направленности имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача не только педагогов, но и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Наилучший результат можно получить, занимаясь с дошкольниками в игровой форме.

Игры для формирования представлений о форме

Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, потому что она является наиболее надежным признаком предмета, остающимся неизменным при изменениях его цвета, величины, положения в пространстве. От умения определить форму зависит результат деятельности детей.

Первоначально детям предлагается проталкивать фигуры (объемные и плоскостные) в соответствующие прорези в коробке, а также предлагают игры с различными сортерами, вкладышами. В процессе данных игр дети учатся практически различать форму, соотносить форму предметов с помощью проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, соотносить плоскостную и объемную формы.

Для уточнения и закрепления представлений о форме будут полезны следующие игры:

Игра «Чудесный мешочек»

Необходимо приготовить мешочек с объёмными геометрическими фигурами: куб, шар, кирпичик, цилиндр. Ребенку предлагают узнать на ощупь объёмные геометрические фигуры.

Игра «Страна геометрических фигур»

Приготовьте материал для игры: картонные квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники такого же размера.

Рекомендации к проведению:

Взрослый приглашает ребенка в страну «геометрических фигур», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными на них лицами, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Игра «Выложи из палочек или ниток»

Ребенку предлагается выложить из счетных палочек квадрат, треугольник, прямоугольник, а с помощью ниток изобразить круг и овал.

 Игра «Разложи по форме»

Игра закрепляет умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом. Материал для игры: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.

Ребенку предлагают разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры. Малыш берет картинку, например, с изображением тарелки, и говорит: «Это тарелка, она круглой формы» и кладет ее на соответствующую фигуру. Таким образом раскладываются все остальные  картинки.

Игра «Чего не стало?»

Положить в ряд 3 (5) знакомых геометрических фигур, предложить ребенку внимательно на них посмотреть. Затем малыш должен закрыть глаза, а взрослый прячет одну из фигур. Далее ребенку нужно посмотреть на оставшиеся фигуры и назвать какой не хватает среди них.

Игра «Геометрическая мозаика»

Ребенку предлагается выложить из геометрических фигур, разного цвета и размера, изображения (например, домик, снеговика, зайку, птичку и т.д.) по предъявленному образцу, а затем по представлению и по памяти.

Игры для формирования представлений о величине

Величину дети первоначально учатся определять практически – путем сравнения (прикладывая и накладывая предметы), а позже начинают выделять ее зрительно. Чтобы ребенок научился различать контрастные предметы по величине, обыграйте различные игрушки. Например, большую и маленькую куклу можно «напоить» чаем из чашек разной величины, предложить им подходящее по размеру печенье и т.д.

Далее детей учат ориентироваться в 3-5 различных величинах; употребляя слова: большой, маленький, больше, поменьше, самый большой, самый маленький. Для усвоения представлений о величине нужно овладеть умением выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку. В качестве наглядного примера можно представить выстроенных «по росту» матрешек. Для этого подойдут так же игры «Пирамидка», «Формочки». Обучая построению ряда, следует подсказать ребенку, что сначала нужно выбрать самый большой предмет, а затем самый большой из оставшихся и так действовать, пока задание не будет выполнено.

Если ребенок, действуя с предметами, вполне усвоил понятия «большой – маленький», то настало время предложить ему задания по картинкам. Попросите его показывать и называть большие и маленькие предметы на картинках и отвечать на вопросы, какой предмет больше (меньше). Затем без предъявления картинок спросите: «Кто больше – мышка или слон, кто меньше кошка или котенок и т.д.» Необходимо научить ребенка отвечать полным предложением, например: «Слон больше мышки».

Аналогичным способом нужно познакомить ребенка с понятиями: длина, высота, ширина, толщина. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию в речи антонимов: высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, толстый – тонкий. Малыш учится использовать степени сравнения прилагательных: низкий – ниже – самый низкий. Начинает употреблять логико-грамматические конструкции: «Коля выше Саши. Саша ниже Коли», строить сложные предложения: «Красная лента длинная, а желтая лента короткая».

Игры для формирования представлений о цвете

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет надо обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить в первую очередь. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: «Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

Игра «Бабочки на цветке»

Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т. д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета. Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т. д.».

Игра «Маленький строитель»

Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»

Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т. д.»

Игра «Строим башню»

Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь, называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Кто больше»

Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»

Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем». Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет.

Игра «Сортируем игрушки»

Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.). Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»

Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д. Это игра не только закрепляет представления о цветах, но и развивает воображение.

Желаю успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорной культуры ребенка"

Эта консультация предназначена для родителей с целью первоначального ознакомления с понятием "сенсорная культура"...

Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....

«Продуктивная и исследовательская деятельность дошкольников в рамках программы сенсорного развития».

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при други...

Сенсорное развитие дошкольников с церебральным параличом ( рекомендации для родителей)

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоц...

Семинар-практикум (консультация) для родителей «Сенсорное развитие в домашних условиях»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Консультация Природа родного края, как важнейший элемент сенсорного развития детей дошкольного возраста

Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребенка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде....