«ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
статья (5 класс)

Туманова Екатерина Вячеславовна

В статье представлен анализ отечественных научных подходов по проблеме гиперактивного поведения младшего школьника. Рассматриваются  основные характеристики гиперактивных детей, факторы,  причины которые способствуют развитию этого состояния у детей младшего возраста.  Для детей с РДВГ свойственно безответственное поведение, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками  и родителями,  окружающими их людьми, несоблюдение общепринятых правил. Поэтому очень значимо своевременное диагностирование расстройства  и выработка комплексных медико-психологических коррекционных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tumanova_statya.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

«ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  КАК  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

В статье представлен анализ отечественных научных подходов по проблеме гиперактивного поведения младшего школьника. Рассматриваются  основные характеристики гиперактивных детей, факторы,  причины которые способствуют развитию этого состояния у детей младшего возраста.  Для детей с РДВГ свойственно безответственное поведение, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками  и родителями,  окружающими их людьми, несоблюдение общепринятых правил. Поэтому очень значимо своевременное диагностирование расстройства  и выработка комплексных медико-психологических коррекционных мероприятий. 

Ключевые слова: гиперактивное поведение, гиперактивность, расстройство дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), младший школьник, коррекция

 Гиперактивное поведение младших школьников становится все более распространенной проблемой в современном обществе. Это поведение характеризуется излишней подвижностью, неспособностью к концентрации внимания и частыми переходами от одного занятия к другому. Гиперактивность рассматривается как психологическая проблема, которая влияет на образ жизни и обучение школьников. Для педагогов, родителей и психологов это является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода. Помимо того, что гиперактивные дети могут нарушать уроки и создавать проблемы в классе, они также могут испытывать сложности в социальном взаимодействии с другими детьми. Большинство из них испытывает большие трудности при адаптации к новым средам и неумением контролировать свои эмоции и поведение.

Сегодня количество гиперактивных детей в начальных классах возрастает до 50 %,  когда в прошлом в классе было всего 1-2 таких ученика. Это цифра постоянно растет.  При этом важно помнить , что при данной проблеме  умственные способности ученика могут быть не нарушены, и при правильном коррекционном подходе они могут благополучно осваивать программу общеобразовательной школы в соответствии со своими возможностями.  Проблема гиперактивности  это не только трудности самого ребенка, но и всего его окружения: одноклассников, родителей, педагогов, специалистов. Родители ждут помощи от педагога, опираясь на его профессионализм и психологическую подготовку.  Если не начать  данную работу, гиперактивное поведение у младших школьников может иметь серьезные последствия для их учебного процесса и социальной адаптации. Ребенок с таким поведением может испытывать трудности с концентрацией, что приводит к плохим результатам на экзаменах и ограничению возможностей для продвижения вперед. Они могут испытывать трудности с установлением контакта со сверстниками, что приводит к изоляции и ощущению одиночества. Это может оказывать серьезное влияние на психическое здоровье ребенка.

«Исследованием гиперактивного поведения занимались как зарубежные, так и отечественные психологи: Е.Д. Белоусова, Н.М. Пылаева, Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко (теоретико-эмпирические исследования детей с двигательной расторможенностью), И.П. Брязгунов, Р.Р. Иванов (теоретико-эмпирические

исследования проблемы минимальных мозговых дисфункций), Ю.Б. Дормашев, Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина (психолого-педагогический подход коррекции гиперактивного поведения), Н.К. Корсакова, А.В. Семенович, А.В. Меньшикова (нейропсихологический подход) и другие» [ 1, с. 94]. Гиперактивное поведение – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». В словаре практического психолога С.Ю. Головин определяет детскую гиперактивность «как отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального» [4, с. 626].

В исследовании В.А.Красова  гиперактивное поведение у детей младшего школьного возраста представлено «сочетанием собственно двигательной расторможенности, повышенной отвлекаемости, то есть нарушений внимания и эмоционально-волевых расстройств» [ 7, с. 23]. Эти нарушения, по данным автора, находятся в различных соотношениях, проявляются не постоянно и имеют не отчетливый ситуационный характер. «Особенно сложной для лечебно-коррекционный работы являются случаи гиперактивного поведения с ярко выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы [ 7, с. 28].

В работе Д.Добсона «гиперактивное поведение и проявление повышенной активности рассматривается как болезнь или недуг. Повышенная двигательная активность не контролируемая, включает склонность ребенка быстро отвлекаться, находиться в постоянно беспокойном состоянии и неспособность к двигательной концентрации внимания. У таких детей также могут быть проблемы визуального восприятия, заключающиеся в неспособности правильно воспринимать смысл символа и печатного материала, а так же проблемы эмоционального характера; при наличии последних, болезнь трудно поддается лечению» [5,с. 131]. Следуя этой точке зрения автора, можно заключить: нарушение визуального восприятия и эмоционального нарушения не является специфическими для гиперактивного поведения.

В исследованиях В.Петрунек, В.П.Таран направленных на изучение темперамента, дается характеристика холерического темперамента, близкого к характеристике изучаемого нами гиперактивного типа поведения: «ребенок активен, непоседлив, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, но если общение не интересно, тут же охладевает внимание, отвлекается. Он неусидчив и беспокоен, хватается за многие дела, но при снижение к ним интереса быстро отвлекается, меняет игру. Легко возбудим, часто вступает в конфликт, но не злопамятен» [13, с.  190].

В публикациях Е.М. Гаспаровой дана аналогичная характеристика детей называемая автором «шустриками». «Ярко выраженный «шустрик»- это непоседливый, неугомонный, подвижный гиперактивный ребенок, его трудно приучить к порядку, ему с трудом удается любая деятельность, сковывающая его активность. Этот ребенок не способен выполнить задание, результат которого невиден сразу. Таким детям трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Дети не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне неструктуирована, а отсюда -  беспорядочные случайные отвлечения» [ 3, с.90-98].

Как один из вариантов категории трудных детей шумливый, подвижный ребенок представлен в исследовании Е.Е.Сапоговой. В ее работах дети разделены на две категории. «К одной из них относится излишне шумные, дерзкие, подвижные, агрессивные, неуправляемые, непослушные дети; другую же образуют дети вялые, медлительные, тихие, плаксивые, капризные, упрямые, не контактные, «непослушные». На наш взгляд, остается неясным основание разделения детей на такие две категории. В обоих случаях речь идет о психически нормальных, здоровых детях. К 6-ти годам, дополняет автор, первый тип обновляется новыми качественными характеристиками: повышенной возбудимостью и расторможенностью» [ 14, с. 206].

По мнению других исследователей (З.Тржесоглава и другие), «гиперактивность проявляется в избытке двигательной активности, не зависит от возраста и пола» [ 15, с. 255].  В работах Е.М.Мостюковой, Г.В.Грибоновой, А.Г.Московкиной указывает, что «у детей  при семейном алкоголизме синдром повышенной возбудимости и двигательной расторможенности уже проявляется при рождении и является даже одним из симптомов алкогольного синдрома плода. В дошкольных учреждениях трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. К подростковому возрасту эмоциональная возбудимость, колебания настроения и трудности поведения усиливаются» [ 11, с. 56]. В работе М.Е.Поляковой «гиперактивность встречается у детей от 2 до 4 лет. Эта проблема может проявляться в различных формах, таких как беспокойство, невнимательность, неспособность концентрироваться и сосредоточиться на заданиях» [ 12, с. 53].

Таким образом, гиперактивное поведение у младших школьников проявляется через чрезмерную активность, неспособность сидеть на месте, постоянное беспокойство и неумение концентрироваться на учебном материале. Дети с гиперактивным поведением имеют трудности в социальном взаимодействии, так как они обычно проявляют агрессивность и несдержанность в общении с другими детьми. Также они часто испытывают затруднения в выполнении простых заданий и следовании правилам, что может привести к негативным последствиям для успеваемости и отношений со сверстниками. Важно помнить, что гиперактивное поведение может быть одной из составляющих расстройства дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), которое требует комплексного подхода к лечению и коррекции. Таким образом,  гиперактивное поведение у младших школьников может быть вызвано различными факторами, и каждый случай требует индивидуального подхода. Однако понимание причин возникновения этой проблемы может помочь родителям и педагогам в выборе оптимальных методов ее решения.

Одни исследователи  считают , что причины гиперактивного поведения могу быть связаны с наследственностью, в то время как другие - с окружающей средой. Одним из основных факторов, который может привести к гиперактивному поведению, является нарушение баланса нейрохимических процессов в мозге. Например, дисбаланс уровня допамина и норадреналина может вызывать гиперактивное поведение у ребенка. Кроме физиологических причин, гиперактивное поведение также может возникать из-за социальных факторов. Дети сталкиваются с этой проблемой уже на ранних стадиях своего развития. Она может оказать серьезное влияние на их учебный процесс и социальную адаптацию. В связи с этим, гиперактивное поведение у младших школьников требует особого внимания со стороны взрослых. Стоит также заметить, что гиперактивность не является признаком плохого поведения ребенка. Важно помнить об отсутствии педагогического отношения и о том, что отсутствие помощи и поддержки может способствовать ухудшению состояния ребенка.
             Таким образом, родители, учителя и специалисты по психологии должны оказывать помощь детям с гиперактивным поведением. Для этого нужно проводить диагностику состояния ребенка и выработать подходящие методы лечения. Существует множество методов и техник, которые помогают контролировать активность ребенка и обучить его правильно вести себя в различных ситуациях. Некоторые из них включают следующие:

1. Регулярные физические упражнения - они помогают выпустить энергию ребенка и уменьшить его напряжение.

2. Медитация и йога – это техники для управления стрессом, которые также помогут успокоить гиперактивный ребенок.

3. Позитивное подкрепление - это методика поощрения желательного поведения при помощи похвалы или награды.

4. Установление четких правил - это поможет ребенку понять свои ожидания и ограничения.

5. Консультации со специалистами - психологи, педагоги и врачи могут помочь разработать индивидуальный подход к ребенку и его проблемам.

Важно отметить, что каждый ребенок индивидуален и требует особого внимания. При выборе метода лечения следует учитывать возраст, пол и характеристики ребенка. Необходимо также обратиться к специалисту для проведения дополнительных тестов и диагностики.

В заключение можно сказать, что гиперактивное поведение младших школьников является серьезной психологической проблемой. Она может приводить к негативным последствиям как для самого ребенка, так и для его окружения. Тем не менее, существуют эффективные методы лечения и контроля данного состояния. Важно оценивать значимость этой проблемы и проводить соответствующие меры по ее решению.

Литература

1. Абрамовская И.В., Малыхина Е.В. Психологический портрет гиперактивности ребенка в младшем школьном возрасте: феномен, факторывозникновения и формы проявления.// Вестник магистратуры. 2022. №2-1

2.Баулина М. Е. Материалы по диагностике и коррекции  трудностей обучения младших школьников / М. Е. Баулина. –  Москва : АРКТИ, 2009. – 80 с.

3.Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание.-1990.-№ 4.- С.90-98.

4.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]: С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 626 с.

5. Добсон А. Непослушный ребенок. –«Пенаты», «Т-Око», 1992,-С.131-149.

6. Еремеева В.Д.. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости //Вопросы психологии.-1990 №1-С.128-134.

7.Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 274 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:  https://urait.ru/bcode/473144/, (дата обращения: 28.01.2022).

8. Казаков С.Е. Особенности клиники неврозов у леворуких детей: Автореф.дис.…канд.мед.наук.-М.,1987-20с.

9. В.А.Красов Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста»   1989  М., 1989 – 23 с.

10.  Кучма В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактики / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова. – Москва, 1997. – 63 с.

11. Мостюкова Е.М, Грибонова Г.В. Московкина А.Г. "Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме"

Москва , Издательство « Владос »2006 – с.56

12.Набойченко Е.С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в младшем школьном возрасте: медико-психологический аспект.  Вестник Курганского государственного университета:  Психологические науки 2019  -  с.53

13.Петрунек В.,Таран Л.Н. «Колыбель неврозов».(заметки врачей – психоневрологов). –М: Знание, 1988-190с.

14.Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы.- Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992.-206с.

15. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / Пер. с

чеш. В. В. Язвикова. М.: Медицина, 1986. 255 с.

"HYPERACTIVE BEHAVIOR OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM"

© Tumanova Ekaterina Vyacheslavovna

undergraduate 15126 m, SPF

kattumanova@mail.ru

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov

Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolina street, 24a

The article presents an analysis of scientific approaches to the problem of hyperactive behavior of children of primary school age. The main characteristics of hyperactive children, factors that contribute to the development of this condition in young children are considered. The causes and signs of manifestation of hyperactivity in a child are shown. Children with ADHD are characterized by irresponsible behavior, problems in relationships with peers and parents, people around them, non-compliance with generally accepted rules. Therefore, timely diagnosis of the disorder and the development of complex medical and psychological corrective measures are very important.

Keywords: hyperactive behavior, hyperactivity, attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), junior schoolchild, correction


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа « ИГРА - как коррекция поведения младших школьников»

Часто неодекватное поведение детей у педагогов и воспитателей вызывает недопонимание. И чтобы скорректировать некоторые виды в поведении детей--попробуем внести в их жизнь игру. Посредством различных ...

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Агрессивное поведение подростков-актуальная проблема нашего времени (выступление на МО классных руководителей)

Актуальность темы.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

Коррекция гиперактивного поведения с дефицитом внимания.

В статье рассмотрены  основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, так же даны практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребёнка....

Гиперактивное поведение ребёнка

Гиперактивное поведение ребёнка, как распознать, как помочь?...

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции гиперактивного поведения

Данное занятие разработано для проведения с группой детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи, реализуемые в ходе проведения занятия, это: развитие внимания и самоконтроля детей, способство...