Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)
консультация

Сорокина Светлана Юрьевна

Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)

     В условиях детского сада перед учителем – логопедом одной из задач коррекционно – развивающей работы стоит задача воспитания воспитанников, способных к самоорганизации и самообучению, то есть владеющих предпосылками универсальных учебных действий. Для этого необходимо формирование не только умения слушать, но и запоминать информацию, качественно воспроизводить ее с помощью средств речи.

     Одним из таких эффективных приемов коррекционной помощи ребенку является мнемотехника. В практической педагогике «мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), — это, признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения информации.

          Еще со времен К.Д. Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается.

     Актуальность мнемотехники для детей в том, что у них преобладает зрительно-образная память. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. При использовании различных мнемоприемов меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». Дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память воспитанников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.

     Таким образом, использование приема схематизации для дошкольников помогает не только упростить процесс запоминания, но и улучшить его качественную составляющую. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков мнемотаблицы (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить рифмованный текст и более точно воспроизвести его содержание.

     Мнемотаблица — это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.      Структурными элементами мнемотехники являются: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

     Принцип работы со структурными элементами мнемотехники строится от простого к сложному. Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается детьми на простых примерах.

     Начинается работа с простейших мнемоквадратов.  Мнемоквадрат – это схема, состоящая из одного квадрата. Они используются для работы над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Надо так изобразить «зашифрованное слово», чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется — дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

     Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – схемам, состоящим из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. Мнемодорожка — схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Например, Маша сшила рубашку мишке.

     Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, то есть к мнемотаблицам.

     Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка и от уровня его развития:

для дошкольников младшего возраста — таблицы на 4 клетки, 2*2

для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 и/или на 9 клеток, 3*3

для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 и 25 клеток, 4*4 и 5*5.

При применении мнемотехники в старшем дошкольном возрасте используются схематические изображения предлогов, чтобы отобразить положение предмета в пространстве.

     Считается, что мнемотехникой можно заниматься с детьми раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет.

     Работа с ребенком начинается с использования «готовых» мнемотаблиц для пересказа текста. «Готовые» мнемотаблицы могут быть цветными и черно-белыми. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а так же для детей старшего дошкольного возраста с низкой познавательной активностью необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.     Красочно оформленный материал привлекателен для ребенка дошкольника, способствует его включению в деятельность по запоминанию, поддержанию и развитию интереса. По мере формирования более устойчивого познавательно интереса у детей дошкольного возраста, а так же детям старшего дошкольного возраста можно давать – чёрно-белые мнемотаблицы.

     Когда у детей появляется интерес, можно начинать использовать мнемотаблицы для разучивания стихов, скороговорок, текстов для пальчиковой гимнастики.

     Затем детям предлагается самим создать мнемотаблицу. На первых этапах дети пытаются зарисовывать каждое слово или предложение. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. В мнемотаблице можно изображать практически всё.

Например, можно нарисовать скороговорку:

     Схематизация материала это приём мнемотехники, когда  производится графическое или частично графическое изображение персонажей рассказа, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

     Суть схематизации заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко   воспроизводит текстовую информацию:

     Схематизация – это когда текст зарисовывается схематично (во мнемотаблицы).

     В процессе работы дети учатся анализировать, выделять в предметах свойства, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Самостоятельно, по мнемотаблицам, излагают тексты связно, последовательно, полно. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, характерные для сказок.

     Мнемотехника помогает детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки, способствовала психологическому раскрепощению, устранила боязнь высказывания. Повышается самостоятельность детей. Дети лучше запоминают слова, тексты, улучшается моторика рук. Поэтому использование приемов мнемотехники для развития интеллектуальных возможностей воспитанников просто необходимо.

     Введение приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе стимулирует развитие зрительной, слуховой памяти, а так же внимания, связной речи детей, мышления, воображения.

     Элементы мнемотехники формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенного восприятия и запоминания. Игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение подвижных игр с рифмованным текстом для всестороннего развития детей с ОВЗ».

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровь...

Использование «рифмованного текста с наличием сказочного сюжета» на уроках познавательного цикла как элемента арттерапевтической технологии для развития УУД.

Как удивительно хороша жизнь!Как мозаика состоит она из разноцветныхкусочков впечатлений, порою мимолётных,но, тем не менее, глубоко западающих в душу.Умели бы видеть глаза и сердце…К.Дитмар...

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

Статья "Использование мнемотехнических приёмов для облегчения запоминания на уроках русского языка"

В каком же случае оправдано обращение к искусственным способам запоминания?В статье описаны приемы, которые  можно использовать приизучение словарных слов в 5-6 классе...

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"...