Статья "Использование мнемотехнических приёмов для облегчения запоминания на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс)

Бобылёва Ольга Анатольевна

В каком же случае оправдано обращение к искусственным способам запоминания?

В статье описаны приемы, которые  можно использовать приизучение словарных слов в 5-6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mnemotehnicheskie_priyomy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на уроках  мнемотехнических приемов для облегчения запоминания

Мнемонимика как искусство возникла в Древней Греции. По легенде, ее изобрел поэт Симонид.

Многочисленные  пособия по занимательной грамматике предлагают различные формы мнемотехнической поддержки в виде условных предложений или сочетаний слов, шуток, слов-ассоциаций, но чаще – в виде рифмовок.

В каком же случае оправдано обращение к искусственным способам запоминания? Нет мотива с помощью мнемотехнических приемов запоминать формулировки правил, которые, по определению М. М. Разумовской, «живут в сознании учащихся изолированно не только друг от друга, но и от практики письма». Соблазн удержать 71 орфограмму велик. Но идея абсурдна: ученик запутается в самих ассоциациях.

 1 )Словарные слова

5 -6 класс

Препятствие

Правописание слово препятствие легко запомниться, если объяснить его живой демонстрацией.

Перед пятой (пяткой) находится что–то, что нужно преодолеть.

Горох

Вокзал

Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.

Кристалл

Грущу по Вас или по Вам?

Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.

«Родная, я грущу по Вас», -

И подписался просто А.С.

Грущу (тоскую) по Вас.

Пушкин Александр Сергеевич

В 19 веке такая форма была распространена, может, А.С.Пушкин ею пользовался.

Ровесник, сверстник

Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)

Багряный, но бордовый

Багряный грабитель, но бордовый волдырь (буквенная схожесть). Можно словесно проиллюстрировать картинку, на которой багряный грабитель с бордовым волдырем.

Бассейн, конвейер, фейерверк

Бассейн – ей, конвейер – ей ер, фейерверк – ей ер. 

Бассейн даем ей целиком, а из конвейера и фейерверка ей достается ер

Бахрома

Вязала бахрому, бах, Рома пришел !

Коллекция

Собирал коллекцию,

Вышел кол

 за лекцию.

Артиллерия и кавалерия

Первой по алфавиту стоит слово артиллерия. Первым всегда тяжелее, вот дополнительная буква л и досталась этому слову.

Каллиграфия

Алла , спрятавшись в этом слове, делает игру, играет.

Каллиграфия – каллиграфия.

2) Есть смысл обеспечить мнемотехнической поддержкой исключения, давая их в сопоставлении с основным правилом.

1) з- приставки не бывает –

Это каждый школьник знает.

Зги, здесь, здание, здоровье

с з- пишите на здоровье.

Сжать, сбежать, сгибать, сдержите –

с с- приставку напишите.

2) Шорох, чокаться, трущоба,      3) Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

Жом, изжога и чащоба,                  Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр,

Шов, крыжовник и обжора,           Печёнка, тушёнка и дирижёр.

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоколад, шоссе, шофер –

Вот и весь набор.

Рифмованный алгоритм отличается краткостью, лаконичностью. Это не поэтические строки. Назначение рифмовок – помочь ученику удержать в памяти способ и результат проверки.

Методика использования мнемотехнических приемов на уроках

  1. Предлагается искусственный способ запоминания после того, когда правило введено, осознан порядок его применения, адекватно отраженный в схеме.
  2. Использовать применение рифмовок при комментировании той или иной орфограммы, которыми ученик поддерживает свое письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка

Обобщение опыта по использованию приёмов технологий ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РКМ (развитие критического мышления) в преподавании русского языка в 5 - 11 класах....

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы

Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...

Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»

Предлагаемый  материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь  описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...

Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"

В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...