Особенности речевого развития детей 5-6 лет
консультация

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.

 На шестом году жизни происходит совершенствование всех компонентов речи.

ЛЕКСИКА Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный). Уже владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет), водный (катер), наземный (автобус), подземный (метро).

 Дошкольники этого возраста имеют четкое представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

 Ориентируются в пространстве (справа, сзади...) и времени (вчера, сегодня,

ночью...).

 Знают:

- названия месяцев, дней недели, части суток;

 - название своей страны и столицы государства;

 - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

 - правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под);- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и

падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

  СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 На шестом году жизни дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

В этом возрасте воспроизводят слова различной слоговой структуры. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к

производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков

может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи, вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Советы родителям!!!

Чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора. При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки.

2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не

торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные ребенку слова,

обороты непременно объясните. Не подражайте детской речи, не злоупотребляйте

уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие

ребенка.

3. При чтении сказок, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. Существует множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников: «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду»…

3. Прочитайте с ребенком книгу, разберите новые (непонятные) слова,

попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе

иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом

предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по

развитию речи была систематической.

4. Придумывайте загадки. Детям очень нравится отгадывать загадки.

5. Играйте с детьми в настольные игры.

6. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Особенности речевого развития детей с ОВЗ 8 вида.

Выступление на семинаре по логопедии (ноябрь 2014г)....

Особенности речевого развития детей 6 лет.

Выступление учителя-логопеда на родительском  собрании....

Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.

Методическая разработка посвящается проблеме: каковы возможности и условия коррекционной работы с детьми с открытой ринолалией.  Практическая значимость работы состоит в том, что изучены ос...

Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....