Подготовка руки дошкольника к письму
консультация
Развивать графические навыки у детей необходимо уже в дошкольном возрасте, потому что могут возникнуть трудности при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе. А многие родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторики узнают только перед школой. Всѐ это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится еще и учиться удерживать карандаш. В связи с этим работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Тренируя мелкую моторику рук, мы оказываем большое влияние на развитие активной речи ребенка. Это происходит от того, что зона двигательной проекции руки и речевой зоны находится в близком соседстве между собой. Процесс овладения графо моторной деятельностью является довольно трудоѐмким для ребѐнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графо-моторной деятельности ещѐ в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведѐт к снижению успеваемости.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.35
Консультация для родителей детей 6-7 лет с нарушениями речи на тему:
«Подготовка руки дошкольника к письму»
Подготовила: Гуляева Ю.И., учитель-логопед
г. Видное
2024
Развитие графо-моторных навыков у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Развивать графические навыки у детей необходимо уже в дошкольном возрасте, потому что могут возникнуть трудности при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе. А многие родителей о проблемах с координацией движений и мелкой моторики узнают только перед школой. Всѐ это приводит к тому, что вместе с усвоением новой информации, ребенку приходится еще и учиться удерживать карандаш. В связи с этим работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Тренируя мелкую моторику рук, мы оказываем большое влияние на развитие активной речи ребенка. Это происходит от того, что зона двигательной проекции руки и речевой зоны находится в близком соседстве между собой. Процесс овладения графо моторной деятельностью является довольно трудоѐмким для ребѐнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графо-моторной деятельности ещѐ в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведѐт к снижению успеваемости.
Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.
Большинство родителей считают, что ребенок «будет стараться» и со временем «подтянется», проблемы исчезнут, ребенок станет лучше учиться. Однако ученые доказали, что с возрастом эти трудности сами по себе не проходят, а только усиливаются и ведут к новым проблемам в обучении ребенка.
Поэтому важно помнить, что именно дошкольный возраст – это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Графические навыки, по определению Т.С. Комаровой, - это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Н.В. Кватч выделяет следующие проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе при несформированности графических навыков:
- Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.
- Слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв.
- Неразвитое чувство масштабности приводит к разнице размера букв на письме.
- Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти рук. Слишком зажатая рука или расслабленная приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.
Кроме того, отмечают физиологи, у ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому, отмечает М.М. Безруких, дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие узоры, чем пытаться писать в узкой строке.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, тем более, что в ней задействованы одновременно несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.
Для развития мелкой моторики рук следует использовать пальчиковую гимнастику
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
-вести линию сверху вниз и слева направо;
-уметь выполнять линии различной толщины и формы;
-штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
- правильность посадки за столом;
- выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо!
Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застѐгивания пуговиц, шнуровки и т.д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме необходимо следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв. Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на песке и другие упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими – обведение трафаретов, контуров, штриховка, дорисовывания рисунков, графические диктанты, прописывание элементов букв и многое другое. Но в первую очередь, необходимо научить ребѐнка правильно сидеть и правильно держать карандаш. Объяснить ребѐнку, что сидеть нужно прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. Приучая его правильно держать карандаш, взрослый показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец. Ребѐнку предлагается проделывать эти упражнения перед началом работы. Два других пальца к ладони только приближаются, но не прижимаются.
Вот некоторые примеры упражнений, которые можно использовать, чтобы правильно научить ребѐнка держать карандаш.
- Научить ребенка расслаблять мышцы.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
- Метод «пинцета».
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).
3. С помощью мелков Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.
4. С помощью салфетки Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
5. Обучающие насадки и ручки-подсказки Их можно приобрести в канцелярских магазинах. Ручки есть как для правшей, так и для левшей.
Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линии в ограниченном пространстве, например, между линейками, точного расположения фигур, линий, ориентируясь на линейки, клеточки тетради, правильной и аккуратной обводки, штриховки фигур.
Специальные упражнения на развитие графических навыков Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
В этой работе можно использовать различные упражнения и задания. Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Для выполнения графических заданий выбираем простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т.к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.
Немаловажную роль при этом играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировок на листе бумаги. Необходимо научить ребѐнка ориентироваться на листе бумаги – уметь определять части листа бумаги и расположения на нѐм рисунка (верх – низ, правая и левая стороны, справа – слева, над - под).
Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:
1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.
2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.
3. Частая штриховка одним цветом.
4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки) Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. Ребѐнок учится внимательно слушать и запоминать объяснения взрослого, работать самостоятельно, оценивать свою работу. Взрослый учит ребѐнка одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определѐнные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие), при выполнении упражнений контролировать процесс их решения и правильно оценивать получаемые результаты. («Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитай, правильно ли выполнил задание? Посмотри внимательно, хорошо ли написаны палочки. А теперь напиши ещѐ пять палочек ещѐ лучше». И т.п.)
Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведения линий в ограниченном пространстве, например между линейками; точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Дети учатся писать карандашом простейшие элементы — палочки вертикальные (стоячие), горизонтальные (лежачие) и наклонные, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей, овалы и круги; составлять каемочки из усвоенных элементов. Письмо элементов проводится в тетрадях в клеточку.
Рисование по точкам
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
Система графических упражнений.
С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным вся система графических упражнений делится на три этапа.
На первом этапе ребѐнок осваивает зарисовку по точкам, а затем самостоятельно зарисовку фигур, состоящих из прямых линии, а также письмо прямых палочек; учится аккуратно заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными.
В течение второго этапа обучения осваивается письмо наклонных линии, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями.
На усвоение материала третьего этапа отводится значительно больше времени. За это время ребѐнок овладевает зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с закруглением внизу и вверху, письмо овалов и палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в заштриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками.
На всех этапах обучения упражнения не являются механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательным и целенаправленным действием ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов, что поможет детям лучше адаптироваться к школьной жизни.
Используемая литература:
1. Министерство просвещения СССР НИИД АПН СССР Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе), М., «Просвещение», 1978г.
2. Богданович М., – Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения)
3. Крупенчук О.И., Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам
4. Голубь В., Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.
5. Граб Л.М., Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР.
6. Новоторцева Н., Обучение письму в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к письму.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и сами...

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму
Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...

Подготовка руки ребёнка к письму в школе
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и м...
Подготовка руки ребёнка к письму
Консультация для родителей о развитии мелкой моторики руки старших дошкольников, в которой приводятся упражнения для укрепления и развития руки, координации движений....

памятка для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"
Ученые всего мира обеспокоены проблемой овладения детьми письмом, т.к. современные дети учатся в первую очередь печатать на компьютере, часто не умеют и не могут правильно держать ...

"Как подготовить руку дошкольника к письму?"
К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, ...
