Дискуссионный клуб для родителей учащихся "Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ"
методическая разработка

Расширение кругозора родителей учащихся о формировании жизненных компетенций у детей с  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.6 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx90.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование жизненных компетенций

у детей с ОВЗ

1Уважаемые родители, здравствуйте.

Тема, которая сегодня будет обсуждаться очень серьезна и звучит она так:

« Что такое жизненно важные компетенции для детей, какие бывают и зачем они нужны.»

Постановка  вопроса о формировании у школьников жизненных компетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ОВЗ значительно затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Цель, которую мы поставили перед собой при создании дискуссионного клуба - через коллективное обсуждение разобраться глубже в этой теме и обсудить существующие проблемы, а так же  учиться взаимодействию в группе, участвовать в принятии групповых решений ,формирование ценностей, установок; выработка умений слушать, понимать других, адекватно оценивать собственные возможности, расширять кругозор, познавательные интересы.

Надеюсь у нас сложится конструктивная беседа и  тёплая обстановка. Для этого давайте зажжём огоньки доверия и взаимопонимания. (Зажигаем свчи)

-Предлагаю всем познакомиться:

-передаём друг другу мяч и называем свое имя (можно ФИО, псевдоним, ИО, другое имя)

-А теперь поприветствуем друг друга: поднимаем руки вверх и потрясли немного!)

-хором-ПРИВЕЕЕТ!!!!)))

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Цель жк: введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Ученики нашей школы имеют разную форму уо. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении.

Нам, взрослым, важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

Жизненная компетентность детей включает развитие:

˗         навыков общения в различных жизненных ситуациях,

˗          творческих способностей, активности, самостоятельности,

˗         выработку положительных черт характера,

˗         коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

Основновная задача- является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:

 − жизненная значимость;

            - практическая необходимость.

При этом решаются следующие задачи:

  • дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);
  • научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;
  • сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
  • Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
  • Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
  • Овладение навыками коммуникации.
  • Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.
  • Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Виды жизненных компетенций (Будем вместе зачитывать отдельный вид компетенции, обсуждать, поставьте + или – напротив той жк которая получается или вызывает затруднение)…..листья на дерево

Раздаю на столы карточки + зачитываем по одному по очереди или учитель

1.Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.
  • Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)
  • Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.

Форма работы: беседы, развитие речи, коммуникации, ролевые игры «Доктор и пациент, Я в аптеке»

Какие формы высказываний, обращений к другому человеку можно предложить ребёнку? Привести примеры.

2.Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

  • Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.
  • Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.
  • Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, общежития, столовой, мест общего пользования).
  • Самообслуживание.

Форма работы: - индивидуальные беседы;

- практикумы;

- минутки самообслуживания;

- утренний и вечерний туалет;

Совместное принятие пищи, действие по образцу.

Навыки- совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами;

-умение самостоятельно одеваться и раздеваться;

 - умение самостоятельно заправлять и расправлять постель;

-выполнять   мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью;

 -умение самостоятельно принимать пищу, делать это правильно и аккуратно;

-умение ухаживать за своими учебными принадлежностями и следить за порядком на своем рабочем месте.

 Задачей данного направления является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.

Особое внимание по социальной-бытовой ориентации  школьников                                   уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты и порядка в классах, спальнях, столовой. 

3.Овладение навыками коммуникации. (Общение)

Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни зависит от уровня владения навыками общения,  умением воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи, т.е. коммуникативной функцией речи. Для наших детей характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватного поведения в мире людей.

Развиваем:

  • Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)
  • Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.
  • Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)

Формы работы: Беседы, чтение и просмотр детской литературы, фильмов, мультфильмов,обсуждение бытовых ситуаций. (Например: сказка Гуси-Лебеди,  Крошка Енот-чтение фрагмента или просмотр отрывка.)

4.Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.

  • Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.
  • Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).
  • Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)

Формы работы:  Практикум, совместный труд. Беседы, чтение и просмотр детской литературы, фильмов, мультфильмов ,обсуждение бытовых ситуаций. (Например: Малыш и Карлсон, Трое из Простоквашио, Теремок, Петушок –Золотой гребешок.

5.Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

  • Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)
  • Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)
  • Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)

Формы работы: Беседы, чтение и просмотр детской литературы, фильмов, мультфильмов,обсуждение бытовых ситуаций. (Например: В. Маяковский Крошка сын к отцу пришёл,

(выполнение поручений, обязанностей по дому, по классу), Просмотр телепередач, посещение театров, музеев. Коррекция культуры речи.

Подведение итогов: 

1.Вывод:       

Итак, для формирования жизненно важных компетенций необходимо еще с дошкольного возраста развивать в ребенке умения планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей, организовывать и координировать деятельность других людей, выявлять потенциал и ресурсы в окружающих его предметах, объектах, явлениях и людях, оптимально этот потенциал использовать для достижения конструктивных целей.

  • Формирование жизненных компетенций  предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.

Огромную роль в этом вопросе играет развитие коммуникации, умение общаться с обществом в разных жизненных ситуациях.

Предлагаю вам несколько игр на развитие коммуникации и провести практикум:

1.Игра «Зеркало»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком;
формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же
(может делать то же, похож и т.д.).
Содержание: 1этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к
зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем.
Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а
воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок
меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми
детьми по очереди, отдельно.
2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг
(если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся
«маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они
повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой
дружок, в меня смотри и за мной все повтори».

  1.  Песенка по кругу.( Выбрать песню)
  2. Звучит песня «От улыбки…» текст песни у каждого участника
  3. Поём по очереди по 1 строчке-припев хором

  1. Вежливые слова 

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Заключение:

Результатом проведения таких игр является то, что обучающиеся:

  • уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками, не боятся, не замыкаются;
  • получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей.

Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения.

Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.

-Если было полезно и понравилось, повесьте на дерево жизни зелёные листья, не понравилось-красные, частично-жёлтые.

Спасибо за внимание!

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дискуссионный клуб для родителей учащихся КГБОУ школа 3 на тему: «Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ».

Слайд 2

Цель: учиться взаимодействию в группе, участвовать в принятии групповых решений формирование ценностей, установок выработка умений слушать,понимать других адекватно оценивать собственные возможности, расширять кругозор, познавательные интересы.

Слайд 3

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Цель жк : введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Слайд 4

Нам, взрослым, важно научить детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

Слайд 5

Жизненная компетентность детей включает развитие: навыков общения в различных жизненных ситуациях, творческих способностей, активности, самостоятельности, выработку положительных черт характера коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

Слайд 6

Задачи : дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания); научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами; устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Слайд 7

Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни. Овладение навыками коммуникации. Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации. Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Слайд 8

Виды жизненных компетенций для детей: 1 .Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. 2.Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

Слайд 9

3.Овладение навыками коммуникации. (Общение) 4.Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.

Слайд 10

5.Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Слайд 11

ВЫВОД: С дошкольного возраста развивать в ребенке умения планировать свое время, зарабатывать и грамотно распоряжаться деньгами, эффективно планировать и прогнозировать свою жизнь, регулировать собственное поведение в зависимости от поставленных целей

Слайд 12

Формирование жизненных компетенций предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.

Слайд 13

Заключение: …мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...

Статья "Формирование жизненной компетенции у детей с ОВЗ

Практическая значимость исследования может считаться попытка разработки новых элементов образовательного процесса для воспитания детей с ЗПР....

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

Коррекционная работа по теме: " Формирование жизненных компетенций у детей нарушением интеллекта на уроках СБО", 2018 год

Коррекционная работа по формированию жизненных компетенций учащихся с нарушением интеллекта...

Формирование социальных и жизненных компетенций у детей с ТМНР при вариативном обучении

В последние годы большое внимание уделяется проблемам воспитания, обучения и социально-трудовой адаптации детей-инвалидов с выраженными нарушениями развития: совершенствуются организационные формы раб...

Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

В статье раскрыты процессы социализации обучающихся  с умственной отсталостью. На уроках биологии  успешно используются ряд педагогических приемов для  социализации, для включения обуча...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...