Родительское собрание с элементами игры и тренинга Тема: «Я – хороший родитель!»
методическая разработка
Семья - это основа общества, фундамент, на котором строится жизнь каждого человека. Отношения внутри семьи формируют характер ребенка, его ценности и взгляды на мир. Быть хорошим родителем значит не только заботиться о физическом благополучии детей, но и воспитывать их духовно, прививать моральные нормы и создавать условия для гармоничного развития личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами игры и тренинга
Тема: «Я – хороший родитель!»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи:
- обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях детей;
- обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами игры и тренинга
Участники: педагог, родители обучающихся
Подготовительная работа:
Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание:
Провести анкетирование детей (те же вопросы будут заданы родителям на собрании).
Подготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.
Оборудование: шаблон цветка, ручки, листочки писчей бумаги, 3 стакана с водой, краски, блёстки.
План:
1. Вступительное слово.
2.Мини-лекция на тему «Что надо знать о своем ребенке?»
3.Игра «Пять имён».
4. Упражнение «Этажи».
5. Упражнение «Цветок»
6. Упражнение «Стаканы»
7.Упражнение «Недетские запреты».
8.Рефлексия.
Ход собрания:
Семья - это основа общества, фундамент, на котором строится жизнь каждого человека. Отношения внутри семьи формируют характер ребенка, его ценности и взгляды на мир. Быть хорошим родителем значит не только заботиться о физическом благополучии детей, но и воспитывать их духовно, прививать моральные нормы и создавать условия для гармоничного развития личности.
Родительское собрание будет проходить в формате круглого стола, где в своей работе мы будем использовать игры и тренинги. Для плодотворной и эффективной работы нам необходимо обсудить правила взаимодействия друг с другом.
А правила нашей встречи, следующие:
1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, и не сплетничаем.
Принимаем правила? Хорошо. Приступаем к работе.
Мини - лекция на тему «Что надо знать о своем ребенке?»
* Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: воспитатели, а в будущем и учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода (памятка прилагается)
* Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!».
В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.
Что необходимо ребенку для полноценного развития? Важно вовлекать ребёнка в общение в кругу семьи, поддерживать его разговоры и проявлять к ним искренний интерес. Нужно уделить внимание развитию логики, пространственного мышления, внимательности, памяти, критики и анализа. А также давать ребёнку возможность сделать хотя бы минимальный выбор: что надеть, что поесть и в каком количестве, с кем дружить.
Переходим к следующему этапу нашего родительского собрания.
Метод «Мозговой штурм».
Родители делятся на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Я, хороший родитель».
Игра «5 имён»
Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Педагог заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.
Упражнение «Этажи»
(цель - помочь родителям принять ребенка таким, какой он есть)
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на втором этаже - обычные товары средней цены и качества;
- на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Обсуждение: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным…. А может быть, с его помощью воплотим свои несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает.
Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваши, дети не исключение. В них есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить. И ваша задача принять своего ребенка, без каких-либо условий, такого, какой он есть.
Следующая ваша задача выделить положительные стороны вашего ребенка.
Упражнение «Цветок»
(цель – выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку)
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.
Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?
Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности ребёнка - это Первый секрет воспитания.
Второй секрет - обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!
Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою НЕЖНОСТЬ.
Третий секрет воспитания и общения с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.
Упражнение «Стаканы»
(цель - с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка)
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть Третьего секрета воспитания.
А теперь переходим к Упражнению «Недетские запреты».
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай»- завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи- говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Теперь, зная, что испытывают ваши дети, вам будет проще выстраивать диалог с ребенком. Родители садятся в круг и делятся своими эмоциями, ощущениями, мыслями, чувствами относительно проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"
Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....
Родительское собрание с элементами тренинга "Осторожно мультфильм"
цель наша показать влияние мультипликационных фильмов на формирование поведения и познавательной сферы ребенка....

Родительское собрание с элементами тренинга (оптимизация детско-родительских отношений)
Оптимизация и коррекция детско-родительских отношений...
Разработка родительского собрания с элементами тренинга "О стилях поведения и методах воспитания"
Рекомендовано для родительских собраний по теме "О стилях поведения и методах воспитания"...

Родительское собрание с элементами тренинга «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; ...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Родительское собрание с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»
Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.Задачи:- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суиц...
