Родительское собрание с элементами тренинга (оптимизация детско-родительских отношений)
материал (8 класс) на тему
Оптимизация и коррекция детско-родительских отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_s_elementami_treninga.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с элементами тренинга
Тема: "Как мы чувствуем друг друга"
“Наказывать – по-русски значит поучать.
Поучать можно только примером.
Воздаяние же злом не поучает, а развращает”
Л.Н.Толстой
Знакомство
Родителям предлагается по кругу назвать свое имя, род занятий, сказать, что они любят делать в свободное время. А затем знакомит родителей с традиционными правилами общения в тренинге:
-конфиденциальность,
-искренность (лучше промолчать, чем солгать),
-открытость
- Здесь и сейчас
–не оценивать,
-слушать не перебивая.
- « Скажите, пожалуйста, что значит любить своего ребенка?»
Родители высказываются в свободной форме (понимать его, заботиться, оберегать,
помогать, доверять)
Активное слушание.
Упражнение « Принятие чувств»
Участники делятся на микрогруппы по 4 -5 человек, каждая из которых получает задание
переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты
чувства ребёнка. Образцы заданий и ответов:
- Не смей его бить. Это же твой брат (ты можешь злиться на брата, но он твой брат)
- Не хотят с тобой общаться, да наплюй! (симпатичный пес... Но если ты боишься - давай перейдем на другую сторону)
- Хватит ныть. Всё не так плохо. (Я тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдём выход?)
- Подумаешь – телефон у него «деревянный»! Никто от этого еще не умирал..
- Вывод: слушать активно- значит улавливать, что ваш ребёнок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами. Окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Психологи рекомендуют обнимать своего ребёнка не менее 12раз в день. И обнимать его до тех пор, пока он сам не разомкнет объятий. Родителям предоставляется возможность сделать это.
- Ведущий (лучше психолог) приглашает детей. Они садятся около своих родителей. Родители выполняют задание - обнимают детей.
Упражнение « Хорошо - плохо»
Выполнение упражнения происходит по кругу. Первому участнику необходимо закончить
фразу « Семья - это хорошо, потому что...». Далее развитие темы происходит по цепочке
чередованием начала фраз: конца предыдущей фразы, затем « Семья - это плохо ...» и
т.д., пока круг не завершится. Ведущий делает выводы.
Упражнение «Моя и мамина (папина) рука»
Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего:
- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
- Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
- Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
- «Попрощаться» с партнерами безымянным пальцем.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).
Упражнение «Рисуем вместе».
Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.
Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.
Упражнение “Слепой и поводырь”
Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.
Ролевая игра “Ситуации”
Ваш ребенок учится в 8 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель вашего сына (дочери) сообщила вам, что ваш сын (дочь) уже неоднократно прогуливает уроки. Выслушав учителя, вы идете домой.
Задача – получить ответ у сына (дочери): Правда ли, что ваш сын (дочь) прогуливает уроки, в чем причина?
Внутренняя позиция родителя:
- у вас очень плохое настроение. Вы поругались с коллегой на работе. Ваши отношения с сыном (дочерью) накалились до предела. А тут еще эта проблема… Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома, вы говорите…
- У вас доверительные отношения с вашим подростком. Вы очень хотите понять, что происходит с сыном (дочерью). Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома, вы говорите…
- С недавнего времени вы тоже подозревали неладное. Вас настораживало подавленное настроение сына, дочери, и не нравились его (ее) новые друзья. Он (она) вдруг начал (а) грубить, заставить сделать домашние дела, просто невозможно. Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома, вы говорите…
Внутренняя позиция подростка:
- У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты, действительно, прогулял(а), но на то были уважительные причины. Ты уверен(а) в себе и знаешь, что прогулы не отразятся на твоей успеваемости.
- Уроки ты прогулял(а). Но ты сейчас спешишь на встречу с твоими друзьями, уже опаздываешь. Тебе дорога каждая минута. Разговаривать ты не хочешь.
- Уроки ты прогулял(а). Но сейчас у тебя подавленное настроение, и ничего не хочется делать. Ты не говоришь ни «да», ни «нет». Тебе, в принципе, не хочется разговаривать, но ты делаешь это, чтобы не обидеть маму (папу).
- У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты прогулял(а). Но из-за страха тебе очень сложно признаться родителям.
Ведущий просит родителей-наблюдателей записать вопросы для последующего обсуждения ролевой игры.
Понимание – умение видеть сына (дочь) «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им.
Принятие означает безусловное положительное отношение к подростку. Оно означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».
Признание уникальности подростка - признание его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.
способы, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своим сыном (дочерью):
- обращаться по имени;
- не начинать с критики;
- отсрочить разговор на неприятную, сложную тему до того времени, когда вы в состоянии будете справляться со своими чувствами;
- подчеркивать значимость собеседника (подростка);
- просить помощи, совета у специалистов;
- вспоминать прежние успехи, хорошие качества подростка;
- использовать только проверенную вами информацию;
- предоставлять подростку право выбора;
- использовать «Я»-высказывания.
Упражнение « Бабочки »
Уважаемые родители. Для каждого из вас приготовлен сюрприз. Как вы думаете -приятный? Конечно же, приятный! На этом столе вас ждут письма ваших детей, которые они написали с особой теплотой и любовью. Подойдите, пожалуйста, к столу и найдите свой « сюрприз».
Родители подходят к столу , на котором лежат бабочки. Задача каждого найти свою «бабочку» - письмо своего ребёнка.
Рассказать какие чувства и желания возникают. (по желанию)
Родители и дети сидят в круге. Родитель с начало говорит своему ребёнку, затем ребёнок - родителю фразу, которая начинается словами: « Дорогой сын (дочь), я давно хотела тебе сказать ...»,« мама (папа), я давно хотел(а) тебе сказать...»
Ведущий благодарит всех: Спасибо за вашу искренность, открытость, за то, что вы были сегодня здесь - на этой встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами!
В ходе обсуждения ведущий напоминает участникам правила обратной связи:
- Говори то, что чувствуешь;
- Не оценивай;
- Говори факты;
- Слушай внимательно;
- Не оправдывайся;
- Запрашивай дополнительную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»
Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями. Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу взаимоподдержки и общности интерес...
Родительское собрание с элементами тренинга "Осторожно мультфильм"
цель наша показать влияние мультипликационных фильмов на формирование поведения и познавательной сферы ребенка....
Родительское собрание "Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях"
Жестокое обращение с детьми (или насилие) – это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития...
Разработка родительского собрания с элементами тренинга "О стилях поведения и методах воспитания"
Рекомендовано для родительских собраний по теме "О стилях поведения и методах воспитания"...
Родительское собрание с элементами тренинга «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; ...
Родительский клуб "Оптимизация детско-родительских отношений"
Тема посвещена межличностным отношениям между детьми и родителями...
Родительское собрание с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»
Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.Задачи:- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суиц...