Родительское собрание с элементами тренинга (оптимизация детско-родительских отношений)
материал (8 класс) на тему

Дьяконова Оксана Семёновна

Оптимизация и коррекция детско-родительских отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_s_elementami_treninga.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами тренинга

Тема: "Как мы чувствуем друг друга"

Наказывать – по-русски значит поучать.
Поучать можно только примером.
Воздаяние же злом не поучает, а развращает”

Л.Н.Толстой

Знакомство

Родителям предлагается по кругу назвать свое имя, род занятий, сказать, что они любят делать в свободное время. А затем знакомит родителей с традиционными правилами общения в тренинге:

 -конфиденциальность,

-искренность (лучше промолчать, чем солгать),

-открытость

- Здесь и сейчас

–не оценивать,

-слушать не перебивая.

  1. « Скажите, пожалуйста, что значит любить своего ребенка?»

Родители высказываются в свободной форме  (понимать его, заботиться, оберегать,

помогать, доверять)

Активное слушание.

Упражнение « Принятие чувств»

Участники делятся на микрогруппы по 4 -5 человек, каждая из которых получает задание

переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты

чувства ребёнка. Образцы заданий и ответов:

  • Не смей его бить. Это же твой брат (ты можешь злиться на брата, но он твой брат)
  • Не хотят с тобой общаться, да наплюй!  (симпатичный пес... Но если ты боишься - давай перейдем на другую сторону)
  • Хватит ныть. Всё не так плохо. (Я тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдём выход?)
  • Подумаешь – телефон у него «деревянный»! Никто от этого еще не умирал..

  • Вывод: слушать активно- значит улавливать, что ваш ребёнок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами. Окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Психологи рекомендуют обнимать своего ребёнка не менее 12раз в день. И обнимать его до тех пор, пока он сам не разомкнет объятий. Родителям предоставляется возможность сделать это.
  • Ведущий (лучше психолог) приглашает детей. Они садятся около своих родителей. Родители выполняют задание - обнимают детей.

Упражнение « Хорошо - плохо»

Выполнение упражнения происходит по кругу. Первому участнику необходимо закончить

фразу « Семья - это хорошо, потому что...». Далее развитие темы происходит по цепочке

чередованием начала фраз: конца предыдущей фразы, затем « Семья - это плохо ...» и

т.д., пока круг не завершится. Ведущий делает выводы.

Упражнение «Моя и мамина (папина)  рука»

Цель:  Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В  детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего:

  • «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
  • Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
  • Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  • «Попрощаться» с партнерами безымянным пальцем.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).

Упражнение «Рисуем вместе».

Цель:  Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.

Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.

Упражнение “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Ролевая игра “Ситуации”

 Ваш ребенок учится в 8 классе. Вас вызвали в школу. Классный руководитель вашего сына (дочери) сообщила вам, что ваш сын (дочь) уже неоднократно прогуливает уроки. Выслушав учителя, вы идете домой.

     Задача – получить ответ у сына (дочери): Правда ли, что ваш сын (дочь) прогуливает уроки, в чем причина?

     Внутренняя позиция родителя:

  1. у вас очень плохое настроение. Вы поругались с коллегой на работе. Ваши отношения с сыном (дочерью) накалились до предела. А тут еще эта проблема… Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома, вы говорите…
  2. У вас доверительные отношения с вашим подростком. Вы очень хотите понять, что происходит с сыном (дочерью). Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома, вы говорите…
  3. С недавнего времени вы тоже подозревали неладное. Вас настораживало подавленное настроение сына, дочери, и не нравились его (ее) новые друзья. Он (она) вдруг начал (а) грубить, заставить сделать домашние дела, просто невозможно.  Вы приходите домой. Встречаете вашего подростка дома, вы говорите…

 Внутренняя позиция подростка:

  1. У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты, действительно, прогулял(а), но на то были уважительные причины. Ты уверен(а) в себе и знаешь, что прогулы не отразятся на твоей успеваемости.

  1. Уроки ты прогулял(а). Но ты сейчас спешишь на встречу с твоими друзьями, уже опаздываешь. Тебе дорога каждая минута. Разговаривать ты не хочешь.

  1. Уроки ты прогулял(а). Но сейчас у тебя подавленное настроение, и ничего не хочется делать. Ты не говоришь ни «да», ни «нет». Тебе, в принципе, не хочется разговаривать, но ты делаешь это, чтобы не обидеть маму (папу).

  1. У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты прогулял(а). Но из-за страха тебе очень сложно признаться родителям.

Ведущий просит родителей-наблюдателей записать вопросы для последующего обсуждения ролевой игры.

Понимание умение видеть сына (дочь) «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и подростка, видеть побудительные мотивы, движущие им. 

Принятие означает безусловное положительное отношение к подростку. Оно означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с этим заданием или нет».

Признание уникальности подростка -  признание его права голоса и выбора в тех или иных ситуациях.

способы, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своим сыном (дочерью):

  • обращаться по имени;
  • не начинать с критики;
  • отсрочить разговор на неприятную, сложную тему до того времени, когда вы в состоянии будете справляться со своими чувствами;
  • подчеркивать значимость собеседника (подростка);
  • просить помощи, совета у специалистов;
  • вспоминать прежние успехи, хорошие качества подростка;
  • использовать только проверенную вами информацию;
  • предоставлять подростку право выбора;
  • использовать «Я»-высказывания.

Упражнение « Бабочки »

Уважаемые родители. Для каждого из вас приготовлен сюрприз. Как вы думаете -приятный? Конечно же, приятный! На этом столе вас ждут письма ваших детей, которые они написали с особой теплотой и любовью. Подойдите, пожалуйста, к столу и найдите свой « сюрприз».

Родители подходят к столу , на котором лежат бабочки. Задача каждого найти свою «бабочку» - письмо своего ребёнка.

Рассказать какие чувства и желания возникают.  (по желанию)

Родители и дети сидят в круге. Родитель с начало говорит своему ребёнку, затем ребёнок - родителю фразу, которая начинается словами: « Дорогой сын (дочь), я давно хотела тебе сказать ...»,« мама (папа), я давно хотел(а) тебе сказать...»

Ведущий благодарит всех: Спасибо за вашу искренность, открытость, за то, что вы были сегодня здесь - на этой встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами!

В ходе обсуждения ведущий напоминает участникам правила обратной связи:

  1. Говори то, что чувствуешь;
  2. Не оценивай;
  3. Говори факты;
  4. Слушай внимательно;
  5. Не оправдывайся;
  6. Запрашивай дополнительную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»

Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями.  Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу  взаимоподдержки и  общности  интерес...

Родительское собрание с элементами тренинга "Осторожно мультфильм"

цель наша показать влияние мультипликационных фильмов на формирование поведения и познавательной сферы ребенка....

Родительское собрание "Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях"

Жестокое обращение с детьми (или насилие) – это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития...

Разработка родительского собрания с элементами тренинга "О стилях поведения и методах воспитания"

Рекомендовано для родительских собраний по теме "О стилях поведения и методах воспитания"...

Родительское собрание с элементами тренинга «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду;           развитие педагогической культуры родителей;    ...

Родительский клуб "Оптимизация детско-родительских отношений"

Тема посвещена межличностным отношениям между детьми и родителями...

Родительское собрание с элементами тренинга «Подросток и родители. Как не потерять контакт?»

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.Задачи:- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суиц...