Памятка "Речевое развитие детей 3-4 лет"
консультация
Игры для развития речи детей 3-4 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.63 КБ |
Предварительный просмотр:
На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Четвертый год — это возраст «почемучек». Взрослым надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?» и «как?».
Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.
Практические советы родителям по развитию речи детей 3 – 4 лет.
- Артикуляционная гимнастика. Вы можете выполнять комплексы упражнений либо на все звуки, либо только на те группы звуков, которые у вашего ребенка произносятся сейчас с трудом или отсутствуют.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Несколько раз в день по 3 – 5 минут и не более 2 – 3 упражнений за раз.
- Пальчиковые игры. Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, сопровождая их стишками и потешками. Для развития мелкой моторики можно использовать такие упражнения: закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы и другие действия в которых максимально задействованы детские пальчики.
- Развитие фонематического слуха. Формирование произношения зависит от того, насколько хорошо слышит ребенок. Развитие фонематического слуха позволит малышу различать звуки, сравнивать свою речь с речью окружающих. Чтобы их слух развивался, предлагаем выполнять задания на различие громкости звука, узнавания предмета, который издает этот звук. Включаем звуки животных, разных предметов, приборов, просим угадать, кто говорил или что звучало. Предлагаем ребенку найти какой-либо звук в словах, придумать свое слово с заданным звуком.
- Расширение пассивного и активного словаря. Рассматриваем книжки с картинками, при этом как сами называем все слова (предметы, признаки, действия), так и ребенку задаем вопросы по содержанию. Если он затрудняется с каким-либо словом, называем ему его, а затем периодические напоминаем, чтобы это слово или понятие вошло в активную речь ребенка.
- Связная речь. Необходимо помнить, что с каждым годом нужно все больше внимания уделять развитию связной речи. Поэтому, отвечая на вопросы ребенка, постарайтесь не ограничиваться односложными ответами. Вы должны давать пример правильного построения предложения.
- Большую пользу принесут разнообразные речевые и словесные игры.
«Что я могу сделать с ?»
Ребёнок должен сказать, что можно делать с тем или иным предметом. Вы начинаете, например, со слов:
«Мяч можно кидать, катать, отбивать его рукой, ракеткой, а ещё…» - ребёнок продолжает.
Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а ещё…
Можно также формулировать предложение так.
Залезать можно на кровать, на лестницу, на …
Пить можно воду, молоко, сок, а ещё…
«Что делает?»
Вариант 1. Вы называете предмет и его действия, а ребёнок продолжает ряд. Например:
Машина – едет, светит фарами, а ещё…
Мальчик – бегает, прыгает, а ещё…
Собака – лает, прыгает, а ещё…
Вариант 2, более сложный. Вы называете два предмета, а ребёнок должен назвать общее для них действие.
Например:
И лягушка, и заяц – прыгают. И птица, и комар – летают.
И червяк, и змея – ползают. И снежинка, и лёд тают.
Вариант 3: назвать предметы, которые выполняют одно и тоже действие. Например:
Летит – самолёт, птица, а ещё…
Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а ещё…
«Что или кто есть в ?..»
Вы называете предмет или место, а ребёнок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например:
Дом: что может быть в доме? – Стол, кровать и т.д.
Шкаф: что может быть в шкафу? – Свитер и т.д.
Холодильник: что может быть в холодильнике? – Кефир и т.д. Кастрюля: что может быть в кастрюле? – Суп и т.д
«Кто это?»
Вы называете несколько слов (в основном прилагательных), описывающих животное или предмет. Ребёнок как можно быстрее должен угадать, о ком или о чём идёт речь.
Сначала вы задаёте общее описание, потом называете более точные признаки, характерные только для загаданного животного (предмета).
Например:
Серый, злой, голодный…(волк)
Пушистая, рыжая, хитрая…(лиса)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий…(заяц)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый…(медведь)
Маленький, трудолюбивый, колючий…(ёжик)
«Один - много»
В этом задании нужно подобрать множественное число для существительных.
Например:
Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья, дом - … ,рот - …, нос - …, стул - …,рука -…
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
«Кто как разговаривает?»
Вариант 1. Взрослый называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит Тигр рычит Змея шипит
Комар пищит Собака лает Волк воет и т.д.
Вариант 2. Взрослый спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?»
и т.д. Можно играть с мячом.
«Чем отличаются предметы?»
Взрослый предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
- Назови, кто это и чем они отличаются.
«Это съедобное или нет?»
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20 п.РОЩИНО
456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, улица Ленина, дом 13 «А», т. 8(351)4490155
Речевое развитие детей 3 - 4 лет
Подготовила:
Муллавалеева Екатерина Михайловна
(педагог дополнительного образования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей» «Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»
доклад из опыта работы...

Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....

Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье описываются игры для различных ворастных групп, сгруппированные по четырём разделам: подвижные игры, игры на местности, эстафеты и упражнения....
Самодельные игрушки для развития детей от рождения до трех лет. 1. Самодельные игрушки для развития зрительно-ориентировочного восприятия детей от рождения до трех лет
Самодельные игрушки для развития детейот рождения до трех лет Сегодня все чаще и чаще приходится слышать разговоры о раннем развитии детей. Возникают новые методики, вспоминаются старые. Книжные ...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...


