Тема семейных ценностей в семейном воспитании.
материал

Томилина Галина Николаевна

Материал для использования в работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема семейных ценностей в школьном воспитании.

   Семья  является основой  не только  любого воспитания, она является основой всей нашей жизни. Именно в семье закладываются основные ценности, которые делают человека человеком. Общаясь с человеком, можно практически безошибочно определить: какими нравственными принципами руководствуется его семья, что положено в основу жизни этой семьи.

   Что же можно отнести к семейным ценностям? Я думаю, что со времён Льва Толстого в ответе на этот вопрос ничего не изменилось. Главные ценности заключаются в любви друг к другу, уважении чувств каждого члена семьи, сохранении достоинства  и чести в любых условиях.  Если всё это заложено в ребёнке с детства, то работа по воспитанию человека и гражданина не представляет особой сложности. Опираясь на семью и на то, что ребёнок перенял от своих родителей с самого рождения, учитель строит процесс воспитания, совершенствуя уже заложенное в душе маленького человека.

   Но, наверное, не случайно уже во второй раз за последние десятилетия объявлен год семьи. Видимо, существуют проблемы и в семейных ценностях, и вообще в семейном воспитании, и во взаимодействии школы и семьи.

    В прошлом России вопрос о цельности, единении, сплоченности, взаимопомощи , преемственности поколений не стоял так остро, мне кажется, не стоял вовсе. Семьи были большие, несколько поколений жили под одной крышей, совместно трудились, бабушки и дедушки воспитывали внуков, передавая им всю  житейскую мудрость, знания, опыт. Обязанности каждого в семье были строго определены. Вместе трудились, вместе праздновали, вместе по воскресным дням  шли в церковь. Эта связь делала семьи крепкими, со своими традициями и укладом . уважение к старшим было непререкаемым.  Такие семьи рисует нам в своих произведениях Л. Н Толстой. Есть подобное и в творчестве М. Шолохова. Все,  семьи: и Ростовых, и Болконских и Мелеховых - они очень разные, но их объединяет одно, дети, выросшие в этих семьях – это цельные натуры, вызывающие уважение. На произведениях этих и других писателей мы пытаемся показать детям: какие семейные ценности были и есть в почёте у русского человека. Конечно, литературные примеры важны, но ещё большую значимость в воспитании играет живой пример тех, кто рядом.

   Новое время породило новые отношения. Семьи не только стали маленькими, семьи разорваны. Если молодые родители живут с бабушками и дедушками – это большая редкость, чаще необходимость. Нарушаются  связи поколений, исчезает та сила, которая испокон века питала человека: поддержка большой и крепкой семьи.

   Родители заняты работой, иногда из-за этого вовсе оторваны от дома, дети стали заложниками новой общественной системы. Кто же занимается их воспитанием? Набегами родители, периодически бабушки и дедушки, школа – это в лучшем случае, к сожалению,  порой основными воспитателями становятся улица, товарищи, социальные сети.

   Да, в новой программе воспитания для учителя указано на первичность воспитания, расписаны принципы, цели  процесса воспитания. Но как бы учитель ни старался, без семьи сложно воплотить в жизнь все эти принципы. Работа должна быть системной и совместной, в семье воспитание  в основе своей начинается с любви к ребёнку, а в школе воспитание начинается с целей и задач. С чего бы ни начиналось воспитание ребёнка, главное, чтобы те, кто в этом участвует, сами обладали нравственными  ценностями, чтобы им было,  что  передать и чему научить ребёнка.

    Безусловно, вовлечение родителей в процесс школьного воспитания всегда имело положительные результаты. Ребёнок должен видеть одобрение родителями своих действий, поступков. Очень сильное действие оказывает на ребёнка мероприятие, проведённое его папой или мамой, гораздо большее действие, чем привычное занятие с учителем.  Знакомство с традициями семьи, совместные поездки, походы, соревнования, участие в семейных конкурсах - всё это укрепляет связи детей со своими родителями и одновременно помогает школе решить воспитательные задачи. Ещё одну очень важную роль имеет собственный пример, если родители или учитель говорят одно, а сами поступают по - другому, то грош цена таким словам, не подкреплённым соответствующими действиями. Мудрость учителя, соединённая с мудростью родителей,  даёт прекрасные результаты в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Классный час на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»

Цель классного часа: формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, духовно-нравственных семейных традиций и ценностей....

Тема: «Урок семьи и семейных ценностей»

ТЕМА: «Урок семьи и семейных ценностей»Цель: формировать у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать уважение, любовь и забо...

Классный час на тему: "День семьи и семейных ценностей"

Разработка к классному часу для учащихся 8-9 классов...

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской  семьи». 7 класс...