социальное партнёрство как фактор обеспечения условий обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
проект
Социальное партнёрство как фактор обеспечения условий обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия организации и социальных партнёров в интересах особого ребенка и его семьи.
Задачи:
1. Привлекать родителей, как социальных партнёров, в междисциплинарное взаимодействие с педагогами школы:
- информационно - просветительская работа с родителями: повышать осведомленность родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечивать психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью, ребёнка - инвалида;
- обеспечивать участие семьи в разработке и реализации АООП;
- обеспечивать единство требований к обучающемуся в семье и в организации;
- организовать регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации АООП и результатах её освоения;
- организовать участие родителей во внеурочных мероприятиях;
- поддерживать родительские инициативы.
- Привлечь внешние ресурсы: организовать сетевое
с городскими учреждениями дополнительного образования, образовательными организациями города, с культурно – просветительскими учреждениями, спортивными учреждениями, градообразующим предприятием.
- Организовать преемственность обучения и воспитания
между образовательной организацией и учреждениями дополнительного образования.
- Привлечь социальных партнёров из краевых
организаций с целью поддержки при проведении краевых и всероссийских мероприятий.
воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 240.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Смирнова Людмила Васильевна,
учитель – логопед
КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат»
Аннотация. В статье описывается опыт работы педагогов школы по созданию условий для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Необходимыми условиями являются: взаимодействие педагогов и родителей, участие родителей в учебной и внеурочной деятельности детей, организация внешнего сетевого взаимодействия с городскими и краевыми учреждениями.
Ключевые слова: условия обучения и воспитания детей, социальные партнёры, сетевое взаимодействие, совместная деятельность родителей, детей и педагогов.
«…мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках».
Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, из-за ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта.
Все это осложняется и трудностями в общении. Важно научить детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться [ 1 ].
Концепция развития образования детей провозглашает необходимость создания особой социокультурной и образовательной среды, учитывающей общие и индивидуальные образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающей доступность образования
Для осуществления целей образования необходимо конструктивное взаимодействие организации и социальных партнёров, в том числе и семьи, с целью обеспечения условий обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
В школе создана комфортная образовательная среда, созданы условия для введения ребёнка в сложную предметную и социальную среду, расширения жизненного пространства, формирования жизненного опыта и повседневных социальных контактов, формирования жизненных компетенций для дальнейшей самостоятельной жизни.
Формирование жизненных компетенций обеспечивается предметно – пространственной развивающей образовательной средой организации.
В связи с темой работы необходимо выделить основные направления:
●материально-техническая база образовательного учреждения (оснащение образовательного и воспитательного процессов);
● междисциплинарное взаимодействие педагогов и родителей, с целью согласованности действий в обучении и воспитании детей, активное участие родителей в урочной и внеурочной деятельности детей;
● организация преемственности обучения и воспитания между образовательной организацией и городскими учреждениями дополнительного образования;
● организация сетевого взаимодействия - привлечение социальных партнёров города (участие в грантовых проектах) и краевых организаций с целью поддержки при проведении краевых и всероссийских мероприятий.
Для выполнения этих задач привлекаем родителей, как социальных партнёров, в междисциплинарное взаимодействие с педагогами школы: обеспечиваем участие родителей в психолого - педагогическом сопровождении детей на этапе диагностики познавательных процессов, при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), организован регулярный обмен информацией о ребёнке, о ходе реализации АООП и результатах её освоения, стараемся обеспечивать единство требований к обучающемуся в семье и в организации.
Рис.1 Модель организации сотрудничества социальных партнёров
Регулярно проводим информационно - просветительскую работу с родителями: повышаем осведомленность родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка - посещение классных собраний с выступлениями учителей и специалистов, систематически проводим «Дни открытых дверей», родительский всеобуч, обеспечиваем психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальным нарушением, ребёнка - инвалида.
Организуем обязательное участие родителей во внеурочных мероприятиях: праздниках, театрализованных представлениях, участие в школьном театре «Фантазия».
В школе реализуется социальный проект "Планета Добра", http://zelschool.ru/knopka-1/319-planeta-dobra-2. Для расширения социальных контактов наших обучающихся, формирования жизненных компетенций и познавательной сферы педагоги реализуют проект «Планета Добра». Проект направлен на социальное взаимодействие обучающихся школы – интерната с городскими общеобразовательными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Рис.2 Формы сотрудничества с семьёй
Цель социального проекта «Планета Добра» - воспитание основ толерантности к детям с ОВЗ. Целевой группой являются дети с ОВЗ и их родители, дети без ограничения здоровья и их родители. Мы организуем совместную предметно – практическую деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей.
Социальные партнёры:
- Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175.
- МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок».
- МБУ «Зеленогорский Музейно – выставочный центр».
- «Центр экологии, краеведения и туризма» (МБОУ ДОО ЦДОД).
Под руководством координаторов проекта, команда проекта с реальной помощью и поддержкой родителей обучающихся смогла реализовать намеченные мероприятия: совместные викторины, арт – площадки, квесты, театральные постановки.
Команда проекта (обучающиеся школы № 175 и КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» участвовали в Краевом конкурсе «Мой край – моё дело», в номинация «Социальные проекты», направление «Событийные проекты», получили диплом 3 место. Были опубликованы фотоотчеты, статьи о результатах реализации проекта. Видео – отчёт о реализации социального проекта «Планета Добра» представлен на XI Всероссийской научно - методической конференции «Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения» 24–25 января 2019 г. КК ИПК г. Красноярск руководителем социального проекта «Планета Добра» учителем-логопедом Смирновой Л.В.
Привлекаем внешние ресурсы: организовано сетевое взаимодействие
с городскими учреждениями дополнительного образования, образовательными организациями города, с культурно – просветительскими учреждениями, спортивными учреждениями, градообразующим предприятием.
Несколько лет активно участвуем в Конкурсе благотворительных инициатив АО «ПО «Электрохимический завод» - градообразующее предприятие. За счёт грантовых средств приобрели различное спортивное оборудование для организации физической активности во время прогулок обучающихся. Приобретено оборудование для Лего- конструирования.
Для повышения эффективности коррекционно - развивающих занятий, повышение интереса детей приобретено интерактивное образовательное оборудование: «Играй и развивайся», «Умное зеркало», интерактивный пол «Магиум». Упражнения способствуют «Социально – коммуникативному развитию», «Познавательному развитию», «Речевому развитию». Используются компьютерные программы «Дельфа – 142», программа для работы с неговорящими детьми, с РДА – «А – спектр», психологическая игра «Остров детства» по принципу интерактивного пола.
Организованная система работы обеспечивает успешность обучающихся в краевых мероприятиях, организуемых Красноярской местной общественной организацией «Туристический клуб для инвалидов «Крайсвета», в Краевом фестивале «Театр на траве» диплом за 1 место в номинации «Театральная постановка".
Участвуем во всероссийской Акции "Неделя добра", помогаем детскому дому "Зеленогорский", детскому дому в городе Заозёрный. Участвуем в организации акции "Зажги синим", посвящённой Всемирному дню аутизма, в краевой акции 3 П "Принимаем. Понимаем" Помогаем". Ежегодно проводим акции "Всем детям - равные возможности", «День инвалидов", с участием волонтёров общеобразовательных организаций города.
Дети участвуют и побеждают в ежегодных краевых конкурсах «Лучший по профессии» в компетенциях «Столярное дело», «Швейное дело», «Озеленение», ежегодной краевой олимпиаде по социально- бытовой ориентировке «Мир вокруг нас», Региональных чемпионатах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в возрастной категории «школьники», в компетенциях «Столярное дело», «Резьба по дереву», «Вязание спицами», «Бисероплетение», «Клининг».
Организована преемственность обучения и воспитания между образовательной организацией и учреждениями дополнительного образования.
Рис. 3 Организация преемственности обучения и дополнительного образования
Привлекаем социальных партнёров из краевых организаций с целью поддержки при проведении краевых и всероссийских мероприятий. Это представители Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева - участие в организации всероссийских мероприятиях «Люди как люди», посвящённых всемирному дню людей с аутизмом, Краевое общество инвалидов «Край света» - организация участия обучающихся в краевом конкурсе театров.
Результативность командной работы по организации социального партнёрства отражается в результатах мониторинга: овладение обучающимися АООП на достаточном уровне, анкетирование, опросы, выставки, тестирование, победы обучающихся в спортивных соревнованиях, в краевых конкурсах).
Все формы сотрудничества с социальными партнёрами, средства реабилитации ребёнка способствуют максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы, города, общества.
Ресурсы социальных партнёров: семьи, городских учреждений дополнительного образования, образовательных организаций города, культурно - просветительских учреждений, спортивных учреждений, краевых социальных партнёров, градообразующего предприятия, вносят свой существенный вклад в создание условий для обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Список литературы
.Ткачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"
Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и р...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Статья. Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Дифференцированное обучение прочно вошло в современную педагогическую практику.Наиважнейшей задачей образовательных учреждений является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибо...

Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью
В коррекционном образовательном учреждении значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного проце...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Выступление на методическом объединении «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Презентация к выступлению «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...

Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
Особенности развития, обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....



