Консультация для родителей " Воспитание экологической культуры дошкольников"
консультация

Оленева Елена Евгеньевна

 Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования, формирование у родителей понимания важности бережного отношения к окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Воспитание экологической культуры дошкольников»

Консультация для родителей

« Воспитание экологической культуры дошкольников»

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!         (Н.Луконина)

   На этапе дошкольного детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  

Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас. Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье.

На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой? Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

Чему же надо учить ребенка?

Жизнь растений и животных изменяется по сезонам. При общении с

живыми существами важно учитывать особенности их сезонного состояния.

Зимой растения очень хрупкие и незащищённые, чем летом, и для них

небезопасно, когда дети играют близко к ветвям, располагают снежные городки

на месте цветника, газона, огорода. В этом случае ветки деревьев легко

ломаются, а почва плотно утрамбовывается, зимующие почки повреждаются.

Животные, особенно черепахи, ежи, хомячки, в зимний период малоподвижны

или находятся в спячке. Не следует их тревожить, заставлять двигаться более

активно. В весенний период животные наиболее подвижны, а нередко и

агрессивны, некоторые даже могут кусаться. Этому должны научить ребёнка

взрослые.

Совместная работа детей и родителей по временам года.

Детям вместе со взрослыми следует помогать живым существам,

удовлетворять их потребности с учётом времени года:

Зимой:

- изготавливать кормушки и подкармливать птиц, в сильные морозы 3 раза в

день, после снегопада обязательно очищать кормушки от снега;

- корни кустов и деревьев засыпать снегом;

- реже поливать комнатные растения;

- животных подкармливать витаминной пищей.

Весной:

- изготавливать для птиц скворечники и развешивать их во дворах, парках для

привлечения птиц;

- убирать перегнившую листву;

- подрезать сухие ветки у кустарников и деревьев;

- к кустам подсыпать землю;

- производить посадку семян вместе с детьми;

- высаживать растения на клумбы.

Летом:

- поливать растения на огороде и клумбах;

- растения пропалывать и прореживать;

- рыхлить землю;

- в жаркие дни для птиц можно приготовить поилки с водой.

Осенью:

- собирать семена растений для посадки на следующий год;

- подкармливать многолетние растения;

- корни растений укрывать на зиму;

- готовить кормушки для птиц.

«Цветик- семицветик»

Хотите организовать с детьми игру или увлекательное занятие с детьми? Попробуем  это сделать вместе.

Нам понадобятся необычные дидактическое  пособие «Цветик- семицветик». Это модель комнатного растения с легко отделяющимися частями в прозрачном горшке, наполненном землёй, песком, дренажом, и набор игрушечных насекомых и дождевых червей.

В процессе деятельности с данным пособием развиваются тактильные ощущения, сенсорное восприятие, активизируется и обогащается словарный запас детей; они знакомятся со строением цветка, с насекомыми и их ролью в жизни растений: корень –питание растения; стебель – проводник питательных веществ; листья- накопитель питательных веществ; лепестки защищают растения от ветра, привлекают насекомых; пчёлы собирают нектар, опыляют растение; червяки рыхлят землю- они полезны, а вот тля, которая высасывает сок из листьев, нет.

« Календарь природы»

Цель данного дидактического пособия- это углублять и расширять знания по экологии.

Задачи. Расширять объём знаний о связи растений и животных со средой обитания; способствовать формированию эмоционально- действенного отношения к окружающему миру; пробуждать желание созидать; формировать эстетический вкус.

«Календарь природы» представляет собой прозрачные ёмкости для моделей чётырёх времён года. Каждое представлено  моделью дерева с характерными для него признаками и окружающей его природной средой( почва, ручей, травянистые и цветущие растения). К каждой модели прилагаются дополнительные детали: осадки( дождь, снег), живые существа( животные, птицы, насекомые), а также овощи и фрукты. В верхней части модели располагаются два круга, символизирующие три месяца одного времени и семь дней недели. Выделить месяц и день недели можно с помощью стрелки.

Это действительно оригинальный календарь природы. Когда дети работают с этим календарём, у них развивается наблюдательность, воображение и логическое мышление, совершенствуется аналитическая деятельность и мелкая моторика рук, формируется эстетический вкус. Дети учатся внимательно всматриваться в окружающее, устанавливать последовательность  и связь явлений, их причины.

Многофункциональность данного пособия в том, что оно может быть использоваться не только как календарь природы, но и как дополнительный материал к дидактическим играм « Что когда бывает?», « Найди дерево по описанию» и др.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Польза чтения детям!

 Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок рос любознательным и умным. Чтение является занятием, которое всесторонне развивает малыша. Для ребенка значение книг очень велико. Книги служат для расширения представлений о мире, для знакомства с природой, с вещами, которые нас окружают. Книги формируют мировоззрение, убеждения, ценности. Книга приучает к усидчивости, заставляет анализировать, думать. Все это оказывает большое влияние на ребенка. Хорошая книга подарит ребенку новые впечатления и восполнит потребность в новой информации. Если ребенок будет видеть в книге источник знаний, то перед ним будут открыты все накопленные человечеством знания. И именно родители читают ребенку его первые книги. Общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой – это весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Начинать читать лучше еще с колыбели: если начинать прививать любовь к книгам с раннего детства, то в будущем не возникнет проблем. У малыша должна появиться привычка к чтению, и тогда в старшем возрасте он так же будет продолжать читать. Почему полезно читать ребенку?

- Развитие речи.

Благодаря чтению развивается речь малыша и увеличивается словарный запас. Книга учит маленького слушателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Важно, чтобы ребенку читали внятно и правильно произносили слова, в этом случае у него будет формироваться правильное произношение.

- Расширение словарного запаса.

Чтение способствует тому, что малыш узнает новые слова. Он хорошо их усваивает, потому что знакомится с ними в предложениях. Нужно объяснять ребенку все незнакомые и непонятные слова во время чтения. Так мы в ненавязчивой форме расширяем его словарный запас.

- Общее развитие.

Во время чтения малыш учится слушать, анализировать, фантазировать, он изучает новые слова, испытывает различные эмоции. Все это формирует гармоничную личность. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит мыслить образами. Чтение

расширяет кругозор и развивает познавательные интересы.

- Улучшение отношений с родителями.

Когда родитель читает своему ребенку, он проводит с ним свое время, малыш чувствует свою значимость и ощущает вашу любовь. Совместные занятия улучшают взаимоотношения между родителями и их ребенком.

- Духовное развитие ребенка.

Обычно малышам читают сказки, которые учат правильным поступкам, ответственности, доброте. Все это положительно сказывается на духовном развитии ребенка. Можно получить большую пользу от чтения ребенку, но для этого важно соблюдать

определенные правила:

1. Самое главное – выбрать книгу. Лучше всего брать поучительные истории.

Отличный вариант – это сказки. Чтение такой книги не только развлекает ребенка, но и развивает духовно. С помощью книг можно научить доброте, сопереживанию, отзывчивости.

2. Книга должна соответствовать возрасту, чтобы заинтересовать ребенка.

3. Нужно читать внятно, с выражением, правильно расставляя ударения.

4. Важно читать ребенку тогда, когда он готов слушать. Малыш может быть уставшим, или заниматься чем-то другим в этот момент. Не стоит обрывать его игру и садиться читать, пользу такое чтение все равно не принесет, а лишь вызовет сопротивление.

5. Обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте – интересно ли ему, как бы малыш поступил на месте героя. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий

путь к пониманию ребенком, что такое доброта, благородство, настоящая дружба. Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о хороших и плохих поступках, о добре и зле. На примере любимых героев ребенок научится тому, как нужно себя вести, а каких поступков следует избегать. При помощи книги ребенку легче понять,

что плохой поступок будет рано или поздно наказан, что любое действие приведет к своим последствиям. Также, слушая книги, ребенок становится более самостоятельным. Во время чтения малыш внимательно прислушивается к каждому слову, концентрируется, и учится слушать, что говорит другой человек. С помощью книг можно развить память: учить стихи, пересказывать сказки.

Еще одно огромное достоинство книг – они пробуждают в ребенке глубокий интерес. Если родители хотят, чтобы их ребенок читал – нужно подавать ему пример. Если он видит, что в доме есть книги, что родители проводят время за чтением – он обязательно последует их примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе малыш будет воспринимать процесс как наказание, от которого хочется поскорее избавиться, а ведь чтение должно

быть в первую очередь удовольствием.

Совместное чтение сближает ребенка и родителей. После прочтения книги можно обсудить ее, пересказать, выделить заинтересовавшие моменты. Книга поможет найти сблизиться с малышом, да и просто побыть вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Консультация для родителей «Развитие мышления старших дошкольников»

Консультация для родителей "Развитие мышления старших дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие памяти старшего дошкольника"

Консультация для родителей "Развитие памяти старшего дошкольника"...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Консультация для родителей. Развитие речи у дошкольников через игру.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей....

Консультация для родителей:"Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников".

Консультация для родителей, в которой раскрыты причины нарушения звукопроизношения у дошкольников и поэтапность  работы по  формированию произносительных навыков....