Беседа для родителей "Чем опасен Интернет?"
статья (8 класс)
В работе кратко дается описание особенностей подросткового возраста и правила безопасности в сети Интернет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для родителей «Безопасность в сети интернет».
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ? ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ПОДВЕРЖЕНЫ РИСКАМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ? Подростковый возраст полон изменений и в организме, и в психике. Изменения в организме Важная особенность детского организма – неравномерность и волнообразность его развития: периоды усиленного роста («скачки») сменяются периодами замедления. В подростковом возрасте случается последний из таких «скачков». В это время происходит бурный рост всего организма, и зачастую системы органов «не поспевают» друг за другом: например, развитие скелета и мышц опережает развитие нервной системы. Изменения непривычны, тело может ощущаться «каким-то не таким», несуразным. Этот «скачок» происходит, в том числе, из-за изменений в гормональной системе: работа желез внутренней секреции перестраивается, половые гормоны активно вырабатываются и выбрасываются в кровь, гормональный баланс изменяется. Половые гормоны возбуждающим образом влияют на структуры нервной системы, вызывая изменения в реагировании на внешний мир.
Изменения в психике Для подростка начинается непростой период принятия своей новой внешности. Представления о том, «каким должно быть мое тело», при несовпадении с реальным положением дел ставят самооценку под удар. Брошенная в сторону подростка оценка его внешности может прочно засесть в памяти и вызвать серьезные последствия (например, стать поводом для расстройства пищевого поведения). Вопреки распространенному мнению, эта проблема может касаться и девушек, и юношей. В этот период подростки особенно ранимы и чувствительны: для них становится крайне важным быть принятыми в группе сверстников. Мнение других подростков теперь является ведущим. Большой проблемой становится ситуация отвержения группой, поэтому подросток может стремиться стать «своим» там, где его точно примут: в антисоциальных сообществах. Кроме того, подросток пытается определить свою идентичность, включаясь в разные группы, «пробуя» себя в них. Мышление в подростковом возрасте усложняется: взгляды на социальные институты, культурные ценности и общество становится более сложным и осмысленным. По-новому выстраиваются отношения со взрослыми и сверстниками. Формируется внутренняя картина мира, собственные нормы, ценности, идеалы, на основе которых подросток совершает поступки и, в целом, относится к окружающей его действительности. Подросток теперь умеет мыслить, используя абстракции и неправдоподобные ситуации. Отсюда – большая увлеченность жанром фэнтези, эскапизм (бегство от действительности в чтение, творчество и пр.). Подросток «тестирует» границы реальности и свои границы, пытается определить свое место в этом мире, в том числе, относительно того, что ему позволительно, а что – нет. При неблагоприятном исходе это может привести к рисковому поведению, бурным протестам, пробе наркотических веществ. Способность мыслить абстрактно влияет и на отношения с родителями. Подросток сопоставляет свои представления об идеальном родителе с тем, что имеет в реальности. Часто по отношению к матери и отцу подросток настроен критически: количество семейных ссор может расти. Многие исследователи полагают, что подобные конфликты на, казалось бы, повседневные темы (домашние обязанности, одежда, цвет волос, пирсинг и пр.) даже полезны, поскольку позволяют подросткам опробовать свою независимость в решении относительно безобидных вопросов в безопасной домашней обстановке. Тем не менее, фигура родителя отходит на второй план, авторитет снижается, старые воспитательные приемы перестают работать. Возникает необходимость перестраивать взаимоотношения с учетом растущих возможностей подростка и изменений в его личности. Нестабильное, промежуточное положение (включенность и в мир взрослых, и в мир детства) обусловливает тревожность, эмоциональную подвижность, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка и неустойчивость его самооценки. Мир предстает «черно-белым», а проблемы и трудности могут казаться неразрешимыми. Сопротивляемость стрессу снижается. Все эти особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы для жизни и психологического благополучия. К сожалению, тенденция вовлечения подростков в различные опасные направления посредством Интернета за последние годы сохраняется, лишь изменяя свои формы. Вдобавок к тем сложностям, с которыми сталкиваются подростки только из-за особенностей своего возраста, необходимо отметить довольно сильное давление информационного потока. И в этом отношении нашим детям сейчас сложнее, чем было нам когда-то. Нагрузка на нервную систему подростка высока: стимулов из внешней (в нашем примере – информационной) среды много, нагрузка на слух и зрение возросла. Перспектива остаться вне информационного потока сейчас вызывает у многих тревогу. А создатели контента используют это в своих целях, из раза в раз увеличивая его «производство». Огромное количество фильмов, нескончаемая новостная «лента» в социальных сетях, видео, картинки, тексты, игры… Противостоять этому непросто. Интернет «пускает свои длинные щупальца» и в нашу личную жизнь. Мы знакомимся, заводим отношения, переживаем яркие и драматические моменты посредством Интернет-пространства ничуть не реже (возможно, даже чаще!), чем в реальном мире. Одним словом, Интернет прочно укоренился в нашей жизни. Противостоять технологическому прогрессу невозможно, а вот обуздать, выработав определенный «стиль жизни» в нем и освоив правила, по которым он работает – вполне реально
Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их
контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
∙
Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
∙
Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять,
насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
∙
Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данномурезультату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
∙
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то
необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю
взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное),жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей,проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
∙
Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, таки с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту(телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, и другие)
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
∙
Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
∙
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в
Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
∙
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
∙
Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
∙
Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
∙
Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них,ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с
ребенком о том, что он делает в Сети.
Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:
∙
Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а
встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
∙
Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
∙
Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
∙
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного
характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а
также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
∙
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
∙
Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего
разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
∙
Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию,запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
∙
Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
∙
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других
пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
∙
Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации –практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика,написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
∙
Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
∙
Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Как защититься от кибербуллинга:
∙
Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
∙
Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку
угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести
новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
∙
Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают,как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
∙
Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
∙
Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и
внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
∙
Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации
пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое) Предупреждение кибермошенничества:
∙
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
∙
Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный
брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
∙
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его
надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
∙
Ознакомьтесь с отзывами покупателей
∙
Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
∙
Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
∙
Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
∙
Сравните цены в разных интернет-магазинах.
∙
Позвоните в справочную магазина
∙
Обратите внимание на правила интернет-магазина
∙
Выясните, сколько точно вам придется заплатить
∙
Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Как распознать интернет- и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости»(синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:
∙
Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
∙
Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните,поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
∙
Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине,расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка,
необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
∙
Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
∙
Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля,ограничивающие время в Сети.
∙
Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
∙
Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
∙
Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то
увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например,для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
∙
Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет,если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
∙
В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
∙
Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и
антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
∙
Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ,особенно игр.
∙
Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
∙
Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
∙
Делайте резервную копию важных данных.
∙
Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Вопрос интернет-безопасности становится в наше время одним из самых важных и острых. Уже немалое количество лет мы живем в условиях цифровизации, но четких законов и правил функционирования в ней не создано, и каждый из нас фактически предоставлен самому себе в вопросах обеспечения собственной безопасности и безопасности своих детей. Свобода и открытость интернет-среды помимо позитивного контекста несет в себе еще и сложность, связанную с защитой от разного рода посягательств. Интернет сейчас можно фигурально сравнить с железной дорогой: с ее помощью одни быстро и с удобством добираются до нужного места, а другие погибают, попадая под поезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем опасен Интернет? Информационная безопасность учащихся
Внеклассное занятие для учащихся 8-го класса.Цель занятия: развить информационную компетентность учащихся, дать представление о безопасном информационно-образовательном пространстве.Задачи занят...
Опасен ли для школьников мобильный телефон?
Нужен ли ребёнку-школьнику мобильный телефон?Какой телефон ему нужен? И если дарить телефон ребёнку, как сделать так, чтобы пользование мобильной связью не мешало ему полноценно учить...
Информационно-агитационная театрализованная картинка "Сигарета-это яд! Он опасен для ребят!"
Цель: - формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

План урока по теме "Глобальная сеть Интернетl"
Материалы к уроку по теме "Глобальная сеть Интернет"...

Конспект беседы «Чем опасен весенний пал травы»
Цель: формирование у воспитанников правильного представления об опасности весеннего пала травы ...

