Методическая копилка. Мой опыт работы.
план-конспект по теме

Остапенко Наталья Валерьевна

Разработки уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Открытый  урок    

                литературного  чтения

                  во 2 классе  по  теме:    

    «Истоки  семейного  воспитания  на        

примерах  поведения  литер-ных  героев.

  Л.Н.Толстой «Старый  дед  и  внучек».

           

                    Подготовила и провела  

                    учитель начальных  классов  

                   МОУ  СОШ  № 8 с.Левокумка  

                   Остапенко Наталья Валерьевна.

                               2009 – 2010 уч.год

Тема: «Истоки  семейного  воспитания  на  примерах  поведения  

            литературных  героев.

           Л.Н.Толстой  «Старый  дед  и  внучек».

Проблема  урока:   зависимость  взаимоотношений  в семье  от  

                                выполнения  каждым  из  его  членов  своих  

                                обязанностей.

Цели:  1). познакомить  уч-ся  с  биографией  и  произведениями  

                Л.Н.Толстого;

                на  примерах  поступков  героев  произведения  

               «Старый  дед  и  внучек»  уточнить  представления  

               детей  об  обязанностях  членов  семьи  друг  перед  

               другом;

               научить  детей  анализировать, какие  примеры  

               поведения  являются  отрицательными, а  какие  

              достойны  подражания и  определить, как  должны  

              вести  себя  члены  семьи, чтобы  в  ней  всем  было  

              комфортно;  

           2). учить  детей  находить  главные  мысли  в  тексте,

               подтверждать  свои  суждения  цитатами  из  

               текста, развивать  логику  мышления, аналитико –

               синтетические навыки, умение  самостоятельно  

              делать  выводы, их  высказывать  и  обосновывать;

          3). при  работе  в группах  воспитывать  

               коммуникативность, взаимоуважение,

              доброжелательность;  во  время  рассуждений  на  

              уроке  прийти  к  выводу, что  без  любви, заботы  и  

             уважения  не  может  быть  крепкой семьи.

Оборудование: портреты: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого,

                          И.А.Крылова;

                          картинка  с  изображением  старцев – гусляров,

                          иллюстрации к басням «Стрекоза и Муравей»,    

                         «Лебедь, Щука и Рак»;

                          картинка  на  отвлеченную  тему;

                        картинка-солнышко, а в его  центре  ребус «7 я»

                        и  лучи  со словами:  забота, любовь, уважение,  

                        послушание, чуткость, поддержка, помощь;

                        карточки  для  групповой  работы:

                       «братишки и сестренки»,   «мама и папа»,

                       «бабушки и дедушки»,    «родственники»;

                       словарь  Ожегова;

                       у каждого  уч-ся  по 2 лучика-полоски  желтого  и  

                       синего цвета;

                       карточки  для  групповой  работы:

                       слова  пословиц, которые  нужно  составить;

                       иллюстрация  к  рассказу  Л.Н.Толстого  «Старый  

                       дед  и  внучек».

                 

                                         забота

                                                                                         

                                                                                            любовь

               уважение

                                                                                                        чуткость

     послушание

            поддержка                                                   внимание

                             

                        старательность                                                                

                                   Ход  урока:

I. Организация  внимания.

II. Актуализация  ранее  изученного.

    1. Игра  «Угадай, кто  это?»

 ( соотношение  портретов  поэтов  и  писателей  с  их  фамилиями:

   И.А.Крылов,  А.С.Пушкин,  старцы - гусляры )

    2. Игра  «Угадай  произведение  и  его  автора».

(на  доске  иллюстрации  к  басням  «Стрекоза и Муравей»,  «Лебедь, Щука и Рак»  и  отвлеченная  картинка)

 – Найдите  «лишнюю»  картинку. Почему ?

 – Какому  автору  принадлежат  названные  вами  произведения ?  

 – В  чем  ценность  басен  И.А.Крылова ?

 – Какой  еще  жанр  русского  фольклора  создан  с  подобной  целью ?

 – Как  называются  короткие  и  мудрые  высказывания  народной  мысли ?

                                                      // ПОСЛОВИЦЫ  И  ПОГОВОРКИ

( рядом  с  портретом  И.А.Крылова  крепится  картинка  со  старцами – гуслярами)

Микроитог:  все  эти  произведения  учат  нас  отличать  добро  от  зла,

                             искренность  от  фальши.

III. Изучение  нового  материала.

    1. Подготовка  к  восприятию:

        А). работа  в  группах:

 – Каждой  группе  я  даю  набор  слов, из которых  вам  нужно  сложить  

    пословицу. Будьте  внимательны.

  • Кто  родителей  почитает, век  не  умирает.
  • Вся  семья  вместе  и  душа  на месте.
  • При  солнышке  тепло, а при матери добро.
  • Детки –  радость, детки  же  и  горе.

 – Вспомним  правила  работы  в  группах:

 

  • Уметь  слушать  товарища, не  перебивать;
  • Давать  высказаться  каждому  члену  группы;
  • Докладчик  выражает общее  мнение, но его  можно поправить, дополнить;

                 (дети  составляют  пословицы, затем  зачитывают  их  вслух)

 – Какой  смысл  вложил  народ  в  эти  пословицы ?

 – Какой  темой  они  объединены ?

                                                                                  // О  СЕМЬЕ

 – Человек  не  может  жить  один.

    Сразу  после  рождения  он  окружен  людьми. Как  же  можно  назвать  людей,

    которые  с  самых  первых  дней  окружают  вас  своей  заботой  и  вниманием ?

                                                                               // РЕБУС  В СОЛНЫШКЕ  –  « 7 я»

2. Определение  цели  урока  и  его  проблемы.

 – Верно, это  ваша  семья !

   И  поговорим  мы  сегодня  об  отношениях  в семье, от  чего  они  зависят ?

   Как  нужно  правильно  вести  себя  в  семье, чтобы  в  ней  всем  было  уютно,

   комфортно ?

3. Знакомство  с  писателем  Л.Н.Толстым.

    ( на  доску  вывешивается  иллюстрация  к  пр-нию  «Старый  дед  и  внучек»)

 – Вот  семья. Как  вы  думаете, это  наши  современники ? Почему ?

 – Поможет  нам  побольше  узнать  об  этой  семье  их  современник.

   Кто  он, вы  угадаете.

                            (на  доске  зашифрованное  имя  автора )

                   Л В Е М В Ь Т Д О В Л Ь С Ц Т Ф О П Й

                             (открывается  портрет  писателя)

 – У  нас  есть  творческая  группа, которая  подготовила  рассказ  о  писателе.

 Лев  Николаевич  Толстой  родился  в  1828 году – почти  200 лет  назад.  Он  прожил  82 года  и  всю  свою  жизнь посвятил  литературе. Его  книги  переведены  на  многие  языки  и  читаются  людьми  во  всем  мире. Полное  собрание  сочинений  Л.Н.Толстого – 90 томов. Толстой  изучал  историю, музыку, увлекался  рисованием, медициной.

Но, самое  главное – он  очень  любил  детей. В  то  далекое  время  было  еще  мало  школ, дети  бедных  людей (таких, как  на  картинке)  вообще  не  могли  учиться. Лев  Николаевич  открыл  для  них  школу  в  своем  поместье – Ясной Поляне, написал  учебник  и  сам  принялся  их  учить. Толстой  написал  за  свою  долгую  жизнь  много  произведений  для  детей. И  каждым  из  них  он  хотел  научить  вас  чему – то  очень  важному.

4. Определение  темы  урока.

 – Сегодня  мы  познакомимся  с  произведением  Л.Н.Толстого  «Старый  дед  и  

    внучек».

                                                             //  учебник –  с.110

5. Первичное  чтение  басни  с  попутным  объяснением  

    незнакомых  слов.

   Словарная  работа:     невестка  (жена  сына)

                                                      бранить  (ругать)

                                                      лоханка  (деревянная  чашка)  словарь Ожегова

                                                      слаживает  (складывает)

6. Проверка  первичного  восприятия  произведения.

    – Интересен  ли  вам  был  рассказ ?

    – Понравилась  ли  вам  эта  семья ? Почему ?

    – Хотели  бы  вы  стать  членом  такой  семьи ? Почему ?

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.   

V. Обсуждение  проблемы  урока.

  1. Работа  с  текстом  произведения  Л.Н.Толстого.

      А). выборочное  чтение:

 – Почему  дедушку  не  сажали  за  стол ?

 – Почему  невестка  хотела  кормить  сына  из  лоханки ?

 – Что  и  зачем  мастерил  Миша  из  палочек ?

 – Почему  его  родители  заплакали ?

     Б). подбор  пословиц  к  произведению:

 – Поняли  ли  свою  ошибку  родители  Миши ?

 – Докажите  текстом.

 – Прочтите  пословицу  к  басне. Как  вы  ее  понимаете ?

   – Я  предлагаю для  обсуждения  другую  пословицу:

                                «Как  аукнется, так  и  откликнется.»

   – Подходит  ли  она  к  произведению ?Почему ?

2. Работа  в  группах  по  теме: «Отношение к близким людям».

 – Все  вы  живете  в  семьях. Подумайте  и  скажите, когда  люди, живущие  

    вместе  в  одном  доме, чувствуют  себя  хорошо ?

 – Люди  не  бывают  счастливы, если, находясь  вместе, они  не  следуют  

    определенным  правилам.

 – Каковы  эти  правила  по  отношению  к  вашим  близким  вы  и  определите,

    работая  в  группах.

                                     

                                      ОТНОШЕНИЕ  К:

                             

                             1гр. – братьям  и  сестрам;

                             2гр. – мамам  и  папам;

                             3гр. – бабушкам  и  дедушкам;

                             4гр. – родственникам.

( ребята  советуются,  затем, после  обсуждения,  докладчик  рассказывает  об  обязанностях  по  отношению к  разным  возрастным  группам  своей  семьи.)

3. Вывод:  – Что  интересного  заметили ?

                  – Обязанности  по  отношению  к  каждому  члену  семьи  одни  и

                          те  же: любовь, уважение, забота, послушание, чуткость.

(на  доске  открываются  лучики  на  солнышке  со  словами, названными  детьми  в  процессе  обсуждения)

                                                Забота        

                                                                            любовь

                    уважение                                              

 

     

послушание                                                                чуткость

         поддержка                                                   внимание

                         

                    старательность

4. Знакомство  со  стихотворением  С.Михалкова «Про    

    мимозу». 

 – Что  бывает, если  кто – то  в  семье  не  знает   правил  общения  или  не  

     хочет  их  выполнять ? 

                                       (дети  осмысливают  и  отвечают)

 – Как  вы  думаете, сможет  ли  человек, который  не  заботится  о  своих  

    близких, стать  человеком, полезным  обществу  людей ?

 – Подумайте, а  не  влияет  ли  ваше  нежелание  помогать  своей  семье  лично  

    вам?

 – Послушайте  стихотворение  С.В.Михалкова  «Про  мимозу».

   Что  это  за  цветок ?

                        (чтение  стихотворения  подготовленным  учащимся )

                    (картинка  к  стихотворению  С.Михалкова «Про  мимозу»)

  Это  кто  накрыт  в  кровати  одеялами  на  вате.

  Кто  лежит  на  трех  подушках  перед  столиком  с  едой

  И, одевшись  еле – еле, не  убрав  своей  постели

  Осторожно  моет  щеки  кипяченою  водой ?

  Это  верно  дряхлый  дед  114  лет ? нет !

  Кто, набив  пирожным  рот, говорит: «А  где  компот?

 Дайте  то, подайте  это ! Сделайте  наоборот !»

 Это  верно  инвалид  говорит ? Нет !

 Хорошенько  посмотрите, это  просто  мальчик  Витя.

 Мамин  Витя, папин  Витя  из  квартиры  номер 6.

 Обувают, одевают  и  всегда  в  любом  часу, что  попросит, то  несут.

 Почему ? А  потому, что  все  прощается  ему.

 – Каким – же  вырастет  это  мальчик ? Почему ?

   Что  с  ним  будет ?

 И  живет  он  в  новом  доме  не  готовый  ни  к  чему !

 Ни  к  тому, чтоб  стать  пилотом, быть  отважным  моряком,

 Чтоб  лежать  за  пулеметом, управлять  грузовиком.

 Он  растет, боясь  мороза, у  мамы  с  папой  на  виду

 Как  растение  мимоза  в  ботаническом  саду.

Вывод:      – Значит  не  только  семья  должна  нас  любить  и  лелеять,

                    но  и  мы ее.  Иначе  превратимся  вот  в  таких  «ВИТЕЙ» !

VI. Итог  урока.

   – Мне  бы  хотелось, чтобы  в  конце  урока  вы  ответили  на  вопрос, поставленный  в  его  начале –

             ОТ  ЧЕГО  ЖЕ  ЗАВИСЯТ  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  В  СЕМЬЕ ?

 

                         ( дети  перечисляют  условия  семейного  счастья )

 – Правильно, чтобы  семья  ваша  была  крепкой  и  дружной, нужно  уметь  

    заботиться  друг  о  друге, а  значит  выполнять  свои  обязательства  друг  

    перед  другом.

VII. Домашнее  задание.

     –  Составить  рассказ  о  своей  семье.

VIII. Рефлексия.

     – У  каждого  из  вас  есть  2 разноцветных  лучика (полоски  бумаги).

        Если  урок  вас  научил  правильно  вести  себя  в  семье  и  вы  будете  

        стараться  не  позабыть  наказ  Л.Н.Толстого – поднимите  вверх  желтый  

        лучик, а  если  кто – то  думает, что  он  еще  маленький  и  у  него  нет  

        никаких  обязанностей  в  семье – синий  лучик.



Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Правописание слов с разделительным Ъ знаком».

Цель урока:    создать условия для открытия детьми нового знания о    

                              правописании слов с разделительным  Ъ знаком.

Задачи урока:

Образовательные:

изучить  правописание  разделительного  Ъ;

продолжить  формирование  умения  писать  слова  с  разделительным  Ь  с  обоснованием  выбора  этого  знака;

закрепить  умение  выделять  корень в  словах, выполнять синтаксический  разбор  предложения.

Развивающие:

развивать  познавательную  сферу  учащихся,

логическое  мышление  (внимание, умение  устанавливать  причинно- следственные  связи,  сравнивать, обобщать  и  делать  выводы);

развивать  орфографическую  зоркость  учащихся;

 умение  отличать  разделительные  ъ, ь  знаки  друг  от  друга, употреблять  слова  с  данными  знаками  в  устной  и  письменной  речи;

развивать  творческие  способности   учащихся,

речь  и  умение  самостоятельно  добывать  знания.

Воспитательные:

 воспитывать  активную  жизненную  позицию  у  школьников:

умение  быть  решительными, отстаивать  свою  точку  зрения;

воспитывать  коммуникативную  культуру  общения:

умение  работать в группе  и  паре.

Создать комфортную, доброжелательную для  детей  обстановку на уроке.

Оборудование :   ребус  из  букв,  

                                      картинки  для словарной работы (воробьи, соловьи, воскресенье)

                                      картинка солнышка,  изображение мифологического бога  Януса,

                                      карточки  со  словами  для  предложения:

                                     «ЧУЕТ     КОШКА    Ч…Е     МЯСО    С…ЕЛА».

                                       Карточки  для  исследования:

                                      1). объясни, подъем,  съежился,  объедение;

                                     2). ЕЗД,  пере,  за,  вы,  про,  под,  об,  раз,  в;

                                     3). ПОД  нес,  ход,  скок,  езд,  ем

                                       Части  схемы:                     ,            , Ъ    Я   Е   Е   Ю

                                      Карточки  для  индивидуальной  работы:

                                     *** волк  раз…ярен,    ежа  с…есть,   еж  об…егорил  волка;

                                     Карточки  на  цветной  бумаге:

                                    *** собаку  с…ел,        белены  об…елся,  

                                          с  распростертыми  об…ятьями,      тяжел  на  под…ем;

                                     снежинки  с  кроссвордами  и  д/заданием  (25 шт.)

Ход урока

 I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

 – Дети, сегодняшний  урок  русского  языка  мы  проведем  вместе.

    Меня  зовут  Наталья  Валерьевна. К  вам  на  урок  я  пришла  вот  с  таким    

    чудесным  настроением и  думаю, что у  нас  все  получится.

                                                                                                                                                                                                 // вешаю  на  доску  солнышко   84d0d29e6c40cbb5683c3d1cce783572.gif

                                                                                                       На  уроке  будь  старательным,
                                               Спокойным  и  внимательным.
                                               Все  пиши, не  отставая,
                                               Слушай, не  перебивая.
                                               А  помочь  захочешь  другу -
                                              Подними  спокойно  руку.

 –  Сегодня  на  уроке  нам  предстоит  большая  работа.  Для  успеха  нужно собрать    

     всю  силу  ума, внимания, наши  знания.  Вы готовы?  В путь!

   II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

        

         1). Минутка чистописания.                                                                        

                       На доске запись:     им     ать     имать     нимать     брать

-  Древнерусское  слово   ИМАТЬ  значило  "брать".

-  Для  изучения  нового  на  уроке, нам  необходимо  вспомнить  состав  слова  и

    поупражняться  в  словообразовании.

-  С  помощью  каких  морфем  образуются  новые  слова?

                                                                           // запись сочетаний в тетрадь

                                                                                      На доске запись:    -об   -вы   -под  -по  -от  -на    -раз.

 - Что  объединяет  слова?

 - Образуйте  родственные  слова  с  данным  древним  корнем  с помощью приставок.

-  На  какие  группы  можно  разделить  все  приставки?

                                                                                                 // оканчивающиеся  на  согласную  и  гласную

- Запишите  во  вторую строку  приставки, оканчивающиеся  на согласную.

- Что  вы  знаете  об  их  правописании?

                                                                                                                                                                                     Показываю картинку:          

- Какие  буквы  здесь  спрятались?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 //  И,   Я,  Ь       

 - На какие  группы  можно их  разделить?

- Какая  буква  лишняя? Почему?

- Каких  гласных  для  разделительного ь знака  не  хватает?

- Запишите буквосочетания ь знака с гласными, перед которыми он пишется.

                                                                                                     //  запись  в  тетрадь  - ье  -ье  -ьи  -ью  -ья

                 

   2). Словарная  работа.

- Словарные слова «спрятались» на этих картинках. Найдите их.

                            ВОРОБЬИ,   СОЛОВЬИ,    ВОСКРЕСЕНЬЕ,   ЯНВАРЬ

- Какое слово лишнее? Почему?     

- В давние времена на Руси называли этот месяц  «СЕЧЕНЬ», потому что он рассекал зиму на две половины. Январь назван в честь Януса – бога  времени. Считалось, что у Януса два лица. Одно старое -  означает прошлое, а другое молодое – будущее.

- Когда   мы  называем  кого-нибудь  двуликим  Янусом, то  хотим  сказать:  

 неискренний, двуличный  человек.  Это  выражение  стало  ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

   

 Фразеологизм –  устойчивое  сочетание  слов.

  Микроитог:   место  и  роль  разделительного  ь знака в словах.

III.  СОЗДАНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ  СИТУАЦИИ.

      1).  Работа  с  предложением.  (р/р)

- Предлагаю  составить из  данных  слов  фразеологизм  и  обсудить  его  смысл:

                                КОШКА,     Ч..Е,     С..ЕЛА,    ЧУЕТ,    МЯСО,  

- Запишите. Вставьте  пропущенные  буквы.

- Какое  слово вызвало у вас затруднение, почему? Оставьте пока пропуск.

       2). Целеполагание.

- Итак, давайте  определимся  с  целью  нашего  урока.

  Что  нам  необходимо  выяснить, чтобы  научиться  грамотно  писать  слова  и  не  

  оставлять  в  них  пробелов?

      Микроитог:  необходимо знать, в каком случае следует  употреблять в словах

                                     разделительный  Ъ знак .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.   (Упражнения  для  пальцев  рук  и  глаз)

IV.  ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

    1). Составление  алгоритма  решения  орфографической  задачи.

           Деление  на  исследовательские  группы.

-  Определимся  в  плане  действий.

   Что  нам  необходимо  знать  для  правильного  употребления  в  словах  

   разделительного  Ъ  знака?

 А).  местоположение  орфограммы  в  слове  (разбор  слов  по  составу);

Б).   после  каких  букв  пишется  (наблюдение  над  приставками);

В).  перед  какими  буквами  пишется  (наблюдение  над  корнями).

       

-  Для  решения  нашей  орфографической  проблемы   разделимся  на  группы.

   Каждая  группа будет  решать  свою  задачу, а  затем  ее  представитель  

   расскажет  нам  о  результатах  исследования.

                                                                       // повторить правила работы в группе

    2). Наблюдение  над  грамматическим  материалом.

          Работа  в  группах.

                                                        // по  мере  продвижения  работы  в  группах, на доске                          

                                                             заполняется схема  правописания разд. Ъ знака в словах

***  ЦЕЛЬ:   определить  в  какой  части  слова  пишется  разд. Ъ знак

                          (разбор  слов  по  составу – выделить корень и приставку)

                            ОБЪЯСНИ,   ПОДЪЕМ,   ОБЪЕДЕНИЕ

Вывод:  разд. Ъ знак  пишется  после  приставок.

        

***  ЦЕЛЬ:   наблюдение  после  каких  букв  в  приставках  пишется разд. Ъ знак

                         (словообразование)

         А).   – ЕЗД-        за-,  вы-

Вывод:  разд. Ъ знак не пишется  после  приставок, оканчивающихся на гласную.

         

                Б).  – ЕЗД-         об-,   раз-

     

                           

 Вывод:  разд. Ъ знак  пишется  после  приставок, оканчивающихся на согласную.

 

***  ЦЕЛЬ:   наблюдение  перед  какими  буквами  в  корне   пишется разд. Ъ знак

                         (словообразование)

           

          А).  ПОД-      – нес – ,   – ход –  

Вывод:  разд. Ъ знак  не пишется перед  корнем, который  начинается  на  согласную.

         Б).  ПОД-       – езд – ,    – ем –

Вывод:  разд. Ъ знак  пишется  перед  корнем, который  начинается  на гласную.

3). Составление  алгоритма  правописания  разделительного  Ъ знака.

     - Запишите схему  алгоритма  в  тетрадь.

     а). По  результатам  исследований:

                                     

     б). Чтение  правила  по  учебнику:    с.149

- Прочтите  правило  и  определите, что  нового  вы  можете  добавить  к  схеме?

                                                                             

                                                                           

                                                                                   

                                                                                             

                                          Ъ                        

3).  ВЫВОД  правила о правописании разделительного  Ъ знака.

                                     С  приставкой на  согласную

                                 Он  дружит с  давних пор

                                 И перед ним лишь гласные стоят, как на подбор

                                 Вот эти гласные, друзья: Е, Е, Ю, Я.

                                                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

      (Девочки  встают,  если  слышат  слово  с  Ь знаком, а  мальчики –  с  Ъ знаком).

Платье,  съезд,  обезьянка,  вьюга,  съемка,  муравьи,  подъем,  поездка,  

                             объявление,  варенье,  подъемный

V.  ПЕРВИЧНОЕ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

        

-  Давайте  вернемся  к нашему  предложению, где  в  слове  был  оставлен  пробел.

   Вставьте  нужную  букву, пользуясь  схемой  правила.

    1). Работа  по учебнику:  

           

           с.149   № 351    - списать 2 предложения,

                                          выделить  в  словах с Ъ приставку и корень ;  

     

                                                                                          // ВЗАИМОПРОВЕРКА  В  ПАРАХ

                                             

                     

                                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.     

                                                          (для пальцев рук  и глаз)

VI.  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ  РАБОТА  УЧАЩИХСЯ  ПО  ПРИМЕНЕНИЮ  

        НОВОГО  ЗНАНИЯ.

      - В  словах  по  теме  урока  выделяем  приставку, ставим  точку  под  первой  буквой  

     корня.    

       1). Индивидуальная  работа  по  карточкам    (слабая группа)

             ( в  слова  вставить  пропущенные  буквы  на  изучаемое  правило).

       2). Выборочный  диктант  (остальные  дети)

           (выписать из  стихотворения  слова  с Ъ знаком, выделить   приставку,  

             поставить  точку  под  первой  буквой  корня).

                                                     Волк  ужасно  раз...ярён:

                                                     С...есть  ежа  не может  он.

                                                     Ёжик  выставил  иголки,

                                                    Об...егорил  злого  волка.

 

- Замените  слово  разъярён  синонимом.

- Что  означает  фразеологизм   «объегорил  злого волка» ?

                                                                                                   // ВЗАИМОПРОВЕРКА  В  ПАРАХ

                                                                               

         3). Творческая   работа  с  фразеологизмами  (р/р). (сильная группа)

                Дети  работают  на  цветных  карточках

             (подобрать  подходящие  по  смыслу  слова  во  фразеологизмах, выделить          

             приставки; к  каждому  фразеологизму  подобрать  синоним)

Собаку в  этом  деле   с…  . (опытный)                                         Тяжел  на  под….   (ленивый)    

 Встретил  с  распростертыми  об.. .   (радушно)                  Белены  об….  .    (одурел)                          

- Послушаем  фразы, с которыми  ребята  работали  самостоятельно.

- Как  вы  понимаете  их  смысл?

- Подберите  к  фразеологизму  синоним.

VII.  РЕФЛЕКСИЯ.

-  Какой  теме  сегодня  был  посвящен  урок?

-  Сейчас  мы  определим  для  кого  из  вас  урок  не  прошел  напрасно.

-  У вас на  столе  есть  снежинки, в  них  волшебный  квадратик, расчерченный на  

    клетки.  Я буду  диктовать  слова, если  в  слове  есть  Ъ знак, пишите  его  в  

    клетку, а  если  нет – ставьте  прочерк.

объезд,  съедобный,  соль,   печенье,  объём,  въезд,  семья,  объявление, съезд,

                                                           

             

- Теперь  раскрасьте  только  клетки  с  Ъ знаком.

- У  кого  получился  такой  рисунок, поднимите  снежинку  вверх.

VIII.  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

     

        I  группа (которая работала на цветных листочках) – с.150    №354

        II группа (остальные  дети) –  с.149    №350

       

           Д\П             Все  вокруг  дрожат  от  страха

                                Разъяренный   людоед

                                Объявил, что  съест  сегодня

                                Замечательный  обед.

                                В  ужасающей  тревоге

                                Все  зверье  уносит  ноги.

                                Даже  несъедобный  ежик

                                Съежился  от  страха  тоже.

                                А  голодный  людоед  мигом  съел  мешок  конфет.

                                Он  отъявленный  злодей,

                                Но  совсем  не  ест  людей.

  •    Как мы называем кран, который поднимает тяжелые грузы? (Подъемный кран) 
  • Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные грибы) 
  • Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съежился) 
  • Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъем) 
  • Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение) 
  • Сообщить о чем-то. (Объявить) 
  • Соединить вместе. (Объединить) 
  • Приблизиться к чему-то на машине. (Подъехать) 
  • Разозлившийся человек. (Разъяренный) 
  • День перед праздником, круглой датой. (Предъюбилейный)

                 

                     

                    Урок  русского  языка  

            для  учащихся  3 класса  по  теме:

  «Правописание  слов с разделительным Ъ знаком».

                                                    Урок  подготовила  и  провела  

                                                    учитель  начальных  классов  

                                                    I квалификационной  категории  

                                                    МОУ  СОШ  №8  с. Левокумка  

                                                    Остапенко  Наталья  Валерьевна.

             

                                                                        2011 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чистописание :

Слайд 3

Словарная работа : ВОРОБ ЬИ , СОЛОВ ЬИ , ВОСКРЕСЕН ЬЕ

Слайд 4

ЯНВАРЬ СЕЧЕНЬ Янус – бог времени. двуликий Янус

Слайд 5

КОШКА, Ч..Е, С..ЕЛА, ЧУЕТ, МЯСО Чует кошка, чье мясо с ? ела.

Слайд 6

План исследования: местоположение орфограммы в слове; (разбор слов по составу) после каких букв пишется; (наблюдение над приставками) перед какими буквами пишется (наблюдение над корнями слов).

Слайд 7

Итог исследования: ОБЪЯСНИ, ПОДЪЕМ, ОБЪЕДЕНИЕ, Вывод: Ъ знак пишется после приставок. ЗА- - РАЗ ВЫ- - ОБ Вывод: Ъ знак пишется после приставок, заканчивающихся на согласную. НЕС- - ЕЗД ХОД- - ЕМ Вывод: Ъ знак пишется перед корнем, который начинается на гласную. - ЕЗД- -ПОД-

Слайд 8

Схема правописания Ъ знака: С приставкой на согласную Он дружит с давних пор И перед ним все гласные Стоят, как на подбор Вот эти гласные, друзья: Е, Е, Ю, Я. ъ е ё ю я

Слайд 9

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Объегорил злого волка опытный На этом деле собаку съел одурел Белены объелся радушно С распростертыми перехитрил объятьями

Слайд 11

Ъ Ъ Ъ Ъ Ъ Ъ

Слайд 12

Домашнее задание: с. 149 - правило, группа – с. 150 № 354 (составить текст о зимних забавах, используя слова с разделительным Ъ знаком); группа – с.149 №350 (составить слова с разделительным Ъ знаком по образцу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...

Методическая копилка "Формы воспитательной работы"

Теоритические аспекты возможных форм воспитательной работы...

Методическая копилка: инструкционные карты "Правила безопасной работы и терминология ручных работ и ВТО"

В даннной работе представлены инструкционные карты по правилам безопасной работы при выполнении ВТО, при выполнении ручных работ....

Методическая копилка: инструкционные карты "Правила безопасной работы"

В даннной работе представлены инструкционные карты по правилам безопасной работы при выполнении ВТО, при выполнении ручных работ, при работе на швейной машинке....

Об использовании сетевых образовательных приложений в обучении русскому языку. Методические рекомендации и опыт работы с сайтом ЯКласс

Уважаемые коллеги, как вы решаете проблему повышения уровня мотивации к изучению русского языка? Ни для кого для нас, словесников, не секрет, что современные дети намного меньше проводят времени за чт...

Методическая копилка. Принятие правил работы на уроке.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 10pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...