"Личность - достойная человека"
рабочая программа по теме

Программа воспитания школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnost_-_dostoynaya_cheloveka.doc380 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № 1

от «30» августа 2010 г.

Утверждаю

Директор школы

_______Михалкина М.Н.

«30» августа 2010 г.

Программа воспитания

«Личность – достойная человека»

Срок реализации

2010-2015 г.г.

Павлово

2010 г.

           

1.  Аналитическая часть

В этом учебном году закончила свою работу школьная программа воспитания «Синяя птица», главная идея которой научить детей понимать, помогать и любить, ценить и уважать себя, свое окружение, свою страну.

Цель программы была:

Создание необходимых условий для воспитания и развития свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Задачи программы:

- Создать социально психологические условия для развития личности учащихся и их успешности обучения.

- Создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса.

- Сформировать потребность в здоровом образе жизни.

- Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины.

- Выбрать готовность к самостоятельной жизни и труду, подготовить к трудовой деятельности.

- Координировать  и укреплять взаимодействие всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

- Развивать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования в решении проблем воспитания детей.

- Оказывать помощь семьям в решении проблем воспитания, организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, усилить роль семьи в воспитании детей.

Выполнение данных задач реализовывалось в ходе работы по следующим направлениям:

  1. Дорога к себе
  2. Дорога в мир культуры
  3. Дорога в мир семьи
  4. Дорога к собственному здоровью
  5. Дорога «Я – гражданин»
  6. Дорога «Я – часть природы»

Над реализацией этой программы работали: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, психолог, библиотекарь, медик, специалисты разных сфер деятельности.

Работая по направлению «Дорога к себе», перед педагогическим коллективом школы стояла задача содействия интеллектуальному  и познавательному развитию учащихся школы, повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы, участие в районных мероприятиях и конкурсах, уменьшение числа учащихся состоящих на учете в ПДН, КДН И ЗП, внутришкольном учете.

  1. В связи с падением численности обучающихся, за текущие пять лет школа претерпела сокращение ставок на кружковую деятельность. Не смотря на это, была проведена огромная работа по вовлечению учащихся в кружки и секции, благодаря чему обеспечен рост процента детей занятых в кружках и секциях.

        

  1. Развитая  структура ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе. Члены Совета старшеклассников «НИКОР» продолжают принимать участие в работе районного Совета старшеклассников, в планировании и проведении творческих дел,  в выполнении коллективных, групповых, индивидуальных поручений.

По итогам смотра работы органов ученического самоуправления в 2007-2008, в 2008-2009 и в 2009-2010 учебных годах центр поддержки детских инициатив ДД(Ю)Т  г. Павлово вручал грамоты лауреатов совету старшеклассников школы «НИКОР».

  1. Детское объединение «Совершенство» второй год подряд становится победителем районного смотра барабанщиков. В этом учебном году детское объединение «Совершенство» получило правофланговую ленточку, тем самым признано лучшим детским объединением в районе.

  1. Большая работа проводилась с детьми «группы риска» в соответствии  с планом профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества.

Были обследованы жилищно-бытовые условия неблагополучных семей и составлены акты.

В каждом  учебном году состоялось по 11 – 15 заседаний Совета профилактики, на которых было рассмотрено множество случаев нарушения учащимися школьной дисциплины.

Психологом школы составлены психолого-педагогические характеристики учащихся «группы риска», а также оказывается помощь в разрешение многих конфликтных ситуаций.

Количество учащихся стоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП, внутришкольном учете за последние годы значительно уменьшилось, что наглядно отображено на графиках.

Но  в работе по вовлечению детей «группы риска» в кружки и секции прослеживается спад, что требует повышенного внимания.

Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений рассматривается как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Исходя из вышесказанного в новой воспитательной программе, должно быть продолжение работы с детьми «группы риска», стоящими на учете в ПДН, КДН и ЗП и внутришкольном учете.

В ходе работы по направлению «Дорога в мир культуры», решались задача по формированию у учащихся школы нравственных норм общения, представления об этикете, навыков этического поведения.

В соответствии с программой, а так же с целью развития у учащихся умения осмыслить себя, свои поступки и поведения, формирование нравственных качеств личности, ежегодно были проведены циклы тематических классных часов «Я в школе, я дома, я среди друзей». С целью формирования у учащихся чувства толерантности, взаимоуважения, были проведены классные часы: «Чувствовать рядом с собой человека».

Проведены циклы тематических классных часов по культуре общения: «Умную речь хорошо и слушать», «Каковы сами – таковы и сани», «Дружбой дорожить умей» и т.д.

Учащиеся школы активно участвовали в реализации районной программы «Мир кино-детям», в ходе которой просмотрели несколько фильмов военно - патриотической гражданско-патриотической направленности.

Учащиеся школы являлись постоянными участниками и стали победителями  в районных этапах конкурсов детского рисунка «Я рисую мир», и «Дети. Творчество. Родина».

Уровень взаимоотношений учащихся школы нельзя охарактеризовать одним словом. По данным социометрии, проведенной педагогом психологом Балаевой Т.А. в классах можно сделать вывод о том, что в целом ребята доброжелательны друг к другу, но вместе с тем в каждом классе есть отверженные дети. Следовательно, в дальнейшем необходимо предусмотреть мероприятия по коррекции взаимоотношений ребят и продолжить  работу по формированию доброжелательных отношений между учащимися, воспитание толерантности взаимоотношений.

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких  результатов. Поэтому работая по направлению «Дорога в мир семьи» кроме основной задачи воспитание у учащихся чувство чести рода, фамилии, заботы  о сохранении и умножении семейных традиций, была задача, как можно активнее привлечь родителей к организации жизни и деятельности в школе.

По данному направлению проводилось много внутришкольных мероприятий, это и проведение ежегодного школьного концерта, посвященного Всемирному Дню матери, школьный праздник «День семьи», проведение тематических классных часов и бесед «Родительский дом – доброты причал», «Родители. Род. Родина», семейные спортивные праздники, «Рождественский семейный праздник», совместные с родителями походы и поездки – все мероприятия составляли систему работы с семьями учащихся.

Продолжил свою работу всеобуч для родителей. Один раз в четверть перед ними выступали педагоги школы, психолог, социальный  педагог, работники ПДН и здравоохранительных органов с вопросами воспитания. Но главное, что удалось в период существования программы, - это то, что родители стали интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в ремонте школы, стали участвовать в школьных праздниках, экскурсиях, походах. Вся эта работа способствовала улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Несомненно, работу с родителями в этом направлении стоит продолжать и совершенствовать.

Основной задачей  по направлению «Дорога к собственному здоровью» было формирование у учащихся здорового образа жизни на основе бережного отношения ребенка к своему здоровью. На период реализации программы в   школе была разработана и действовала программа «Здоровье», в рамках которой  был создан банк данных  здоровья учащихся, который регулярно пополняется, ведется анализ ежегодного медицинского осмотра, организован лекторий врачей-специалистов, разработаны тематические классные часы. В школе продолжает работу стоматологический кабинет.

 Большое внимание уделяется внеклассным мероприятиям по данному направлению:

  1.  в школе проводятся олимпийские игры по 6  видам спорта;
  2. 4 раза в год проводятся «Дни Здоровья»;
  3. проведение бесед и цикла тематических классных часов;
  4. традиционно проводится месячник «Молодежь за здоровый образ жизни»;
  5. конкурс агитбригад «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни»;
  6. выпуск агитплакатов «Если хочешь быть здоров» ориентированные на пропаганду здорового образа жизни;
  7. традиционны стали встречи с врачами специалистами;
  8.  организация отдыха учащихся в школьном оздоровительном лагере «Земляничка».

Для проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми в школе работало 5  спортивных кружков и секций, в которых занималось около   100    учащихся.

 Учащиеся школы являются постоянными участниками, пробегов на приз газеты «Павловский металлист», турслетов, районных физкультурно-спортивных праздников и соревнований.

Можно отметить многочисленные успехи и достижения учащихся школы в этом направлении:

  1. Агитбригада совета старшеклассников принимает активное участие и неоднократно завоевывала призовые места в районном конкурсе «Волонтер» в рамках акции «За здоровый образ жизни»,
  2. Призовые места по младшей группе в районных соревнованиях «Нижегородская школа безопасности – Зарница»
  3. Призовые места по старшей группе в районных соревнованиях «Нижегородская школа безопасности – Зарница»
  4. Призовые места в районных соревнованиях по шашкам
  5. Призовые места в районных соревнованиях по шахматам
  6. Призовые места в зональных соревнованиях по шашкам,
  7. Призовые места в районном турнире по баскетболу среди мальчиков 1996-1997 г.р.,
  8. Призовые места в районных соревнованиях по гражданской защите среди учащихся
  9. Активное участие в районных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья»

Но, несмотря на всю проделанную работу, число болеющих детей не уменьшается,

поэтому необходимо продолжить работу по данному направлению, и одной из приоритетной задачей  в новой программе воспитания должна присутствовать работа по формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Формирование интереса к событиям общественной жизни в стране, районе, городе, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни – главная задача направления «Я- гражданин». Посещение классными коллективами музеев, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, афганцами, проведение уроков мужества, уроки права и истории, лектории ЦДБ ДТЮ, единый классные часы «Я- гражданин», кл. часы, посвященные Дню Единства, проведение школьной военно-спортивной игры «Зарница» - эти мероприятия составляли систему граждано - патриотического воспитания на всем протяжении реализации программы «Синяя птица». Также учащиеся нашей школы постоянно принимают активное участие и занимают призовые места в районном краеведческом конкурсе «Моя семья в истории страны» и «Юный экскурсовод»

Ежегодно в апреле в школе традиционно проводится  месячник правовых знаний, оформлены стенд «Жить по правилам – это просто», «Подросток и закон». Разработана примерная тематика классных часов по ознакомлению с конвенцией ООН о правах ребенка, по изучению Закона «Об образовании», Устава школы, Конституции РФ, символики РФ. Старшеклассники приняли активное участие в презентации творческих работ «Взгляд на право человека глазами детей и молодежи» в рамках районного фестиваля «Защита прав человека – наше общее дело».

Надо отметить, что задача по правовому и гражданскому воспитанию решена еще не полностью. В школе есть учащиеся постоянно опаздывающие на учебные занятия, посещающие школу в одежде не соответствующей требованиям, указанных в Правилах для учащихся, пробующие курить в том числе и на территории школы. Поэтому необходимо продолжить работу по правовому воспитанию учащихся.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся. Работая по направлению «Я – часть природы» учащимися школы были изготовлены и развешены кормушки на территории школьного двора, учащимися школы реализованы проекты «Экологическая тропа», «Дендрарий», был осуществлен проект «Озеленение школьного двора и коридоров», проект «Чистые водоемы». Ежегодно в преддверии праздника Дня Победы учащимися школы проводится экологический десант по уборке территории братского кладбища. Формированию экологической культуры способствует ежегодный конкурс осенних букетов и композиций. Воспитанию любви и бережного отношения к природе способствуют КДТ «Земля – наш общий дом», «День птиц», «День экологии».

Учащиеся школы стали участниками областного  конкурса исследовательских и проектных работ, где получили диплом 2 степени «Юный исследователь» в секция «Лесная экология».  Наблюдая положительные результаты в данном направлении необходимо сохранить традиции и заслуги школьного коллектива, поэтому работа по направлению «Я – часть природы» необходимо развивать дальше и учитывать при написании новой программы.

В целях планирования воспитательной работы с ориентацией на развитие личности ребенка и классного коллектива, корректировки содержания и форм процесса воспитания, отслеживания динамики педагогическим коллективом школы, совместно с психологом, ежегодно проводится диагностики. Которые помогают определить цели и задачи воспитательного процесса весьма конкретно, обоснованно, реально достижимые и решаемые.  

Учащимся 5-11 классов было предложено определить самые интересные дела в прошедшем учебном году и ответить на вопрос. Что они хотят изменить в школьной жизни. Ответы выявили, что в прошедшем учебном году самыми интересными делами для детей оказались следующие: «Фабрика звезд», День самоуправления, школьная игра «Зарница»,  новогодние праздники, месячник по здоровому образу жизни.

Изучая мотивы участия школьников во внеурочное деятельности, можно сделать вывод, что их привлекает возможность приобрести новые знания, помочь товарищам и заслужить их уважение.

Исходя из анализа воспитательной работы  школы, необходимо решать следующие воспитательные задачи:

  1. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни;
  2. Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
  3. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
  4. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка;
  5. Воспитать нравственные чувства и этическое сознание обучающихся;
  6. Развивать представления об эстетических идеалах и ценностях;
  7. Воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека.

Проанализировав данные задачи, можно сказать, что они являются общепринятыми нормами духовно - нравственных качеств человека, так необходимых в современном мире.

Духовно-нравственные качества - это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Таким образом, актуальность новой программы определяется важностью развития духовно-нравственного воспитания школьников в целом.


2.  Паспорт программы

Наименование

Программа воспитания МОУ СОШ №7 г. Павлово

«Личность – достойная человека»

Авторы программы

Михалкина М.Н. – директор МОУ СОШ №7

Рыбакова Т.К. – зам. директора по ВР

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Конвенция ООН О правах ребенка;
  3. Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании»;
  4. Федеральный закон РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон  № 120-ФЗ от 21.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. Районная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений Павловского района на 2010-2012 годы»
  7. Ведомственная целевая программа развития воспитания в системе образования Павловского муниципального района на 2010-2012 г.г. «Вперед в будущее!»
  1. Устав школы

Цель программы

Создание условий для развития и воспитания духовно - нравственной личности обучающихся.

Задачи программы

  1. Воспитать нравственные чувства и этическое сознание обучающихся;
  2. Развивать представления об эстетических идеалах и ценностях;
  3. Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  4. Воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека;
  5. Формировать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни;
  6. Воспитать у школьников чувство чести рода, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций.

Сроки, этапы реализации программы

1 этап  Подготовительный

2010-2011 уч. год

  1. Создание нормативно-правовой базы;
  2. Изучение современных технологий новаторов, обобще ние их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап  Основной

2011-2014 уч. год

  1. Реализация поставленных задач;
  2. Осуществление промежуточного контроля.

3 этап  Заключительный

 2014-2015 уч. год

  1. Анализ результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства

Ожидаемый результат реализуемой программы

Выпускник, как успешная, творчески реализованная, конкурентно способная личность. Личность – достойная человека!

Контроль за исполнением программы

Михалкина М.Н. – директор МОУ СОШ №7


3.  Введение

Мы когда-нибудь поймем,

что помочь людям быть личностями –

это значительно более важно,

чем помочь им стать математиками

или знатоками французского языка

или чего бы то ни было еще.

К. Роджерс

Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества – приоритетной стратегией образовательной системы России.

Сегодня перед педагогическим коллективом  должны вставать вопросы: кем способен стать его воспитанник, каким образом можно полностью реализовать его потенциал, в чем уникальность конкретного ребенка?

Создание условий для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Воспитание – это создание условий для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Способствуя проявлению у ребенка собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.

Программа воспитания «Личность – достойная человека» разработана на основе анализа работы школы по программе воспитания «Синяя птица» и основными положениями национального проекта «Наша новая школа».

Данная программа определяет содержание, основные пути развития личности ребенка, как достойного человека общества. Программа предполагает совместную деятельность педагогов, родителей, учащихся, общественных организаций в решении проблем воспитания личности, достойной человека.

 


4. Концептуальная часть

            В центре всей воспитательной работы школы стоит ребенок– высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Сложность воспитательного процесса заключается в том, что его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.

Цель программы

 Создание условий для развития и воспитания духовно - нравственной личности обучающихся.

Задачи программы

  1. Воспитать нравственные чувства и этическое сознание обучающихся;
  2. Развивать представления об эстетических идеалах и ценностях;
  3. Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
  4. Воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека;
  5. Формировать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни;
  6. Воспитать у школьников чувство чести рода, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций.

Ожидаемый  результат нашей деятельности – это наш выпускник, как успешная, творчески реализованная, конкурентоспособная личность. Личность – достойная человека!

Этапы реализации программы

1 этап  2010-2011 уч. год

Подготовительный

  1. Создание нормативно-правовой базы;
  2. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап  2011-2014 уч. год

Основной

  1. Реализация поставленных задач;
  2. Осуществление промежуточного контроля

3 этап  2014-2015 уч. год

Заключительный

  1. Анализ результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Работа по реализации цели и задач основывается на принципах:

  1. Принцип культурно – исторической преемственности

Воспроизводство духовно – нравственного потенциала будет способствовать формированию личность, устойчивой к негативным внешним влияниям.

  1.         Принцип самовыражения

Основным требованием современной школы является создание условий для самовыражения ученика и педагога. Создание ситуации успеха, обстановка общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе. Важно своевременно выявить, побудить и поддержать стремление детей и педагогов к проявлению своих творческих способностей,  положительных качеств.

  1. Принцип гуманности

Воспитание требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Гуманное отношение между педагогами и учащимися. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка и педагогическая защита. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также заботу о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка.

  1. Принцип социума

Формирование у учащихся сознания себя в социуме. Следует помочь ребенку стать полноценным, гражданином России, через такие понятия как: нравственность, интеллигентность, воспитанность, забота о окружающих.


  1. Принцип выбора

Необходимо, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях широкого выбора развития своих способностей. Умел ориентироваться и адаптироваться в современных условиях. Сделав правильный выбор реализации своих возможностей быть конкурентно-способной личностью.

Программа направлена на выполнение следующих функций:

  1. Развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения учащихся, обеспечение коллективов;

  1. Диагностическую, позволяющую получить и использовать достоверную и педагогически значимую информацию о становлении и развитии личности учащихся, эффективности учебно – воспитательного процесса, изменениях во внутренней и внешней сфере образовательного учреждения;

  1. Интегрирующую, способствующую соединению в одно единое целое педагогов, психологов, медицинских и других работников на личность ребенка и процесс его развития;

  1. Регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллектива;

  1. Защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

  1. Корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения, общения и других сторон жизнедеятельности ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.


Механизмы реализации программы

Директор

- Осуществляет контроль за реализацией программы.

Заместитель директора по ВР

- Контролирует участников воспитательного процесса по принципиальным методическим вопросам.

- Координирует разработку необходимой документации по организации воспитательной работы.

- Обеспечивает взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений школы, обеспечивающих воспитательный процесс, представителей общественности и правоохранительных органов, работу классных руководителей и других работников школы по выполнению программы воспитательной работы.

- Анализирует проблемы воспитательного процесса, результаты воспитательной работы, перспективные возможности школы в области воспитательной работы.

- Корректирует воспитательную программу школы.

Классный  руководители

-  Обеспечивают реализацию программы.

  - Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, фиксирует отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания.

- Содействует получению дополнительного образования каждым учеником через систему кружков, клубов, объединений по интересам.

ШМО классных руководителей

- Содействует включению классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.

- Организует информационно-методическую помощь классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.

- Мотивирует к созданию информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.

 - Способствует развитию информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.

 

Старшая вожатая

- Помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

- Организует в соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, их коллективно- творческую деятельность.

- Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

- Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

Психолог

- Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

- Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

- Проводит психологическую диагностику,  используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

- Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

Социальный педагог

- Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни.

- Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

- Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).

- Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

- Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Библиотекарь

- Осуществляет библиотечное и информационно – библиографическое обслуживание учащихся и работников школы.

Учителя – предметники

- Осуществляют обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствуют формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

Педагоги дополнительного образования

- Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает из разнообразную творческую деятельность.

- Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

- Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимися, воспитанникам, а также обучающимися, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.


5.  Основные направления реализации программы

Наша концепция «Личность – достойная человека» предполагает определенное понимание содержания параметров   достойной личности, которые развиваются через направления:

Нравственность

- Испытывает потребность в новых знаниях;

- Участвует в общественно – значимых делах;

- Ориентируется в общественной политической и экономической жизни страны;

- Законопослушен.

Культура

- Владеет основами коммуникативной культуры личности;

- Умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- Понимает сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей.

Семья

- Умеет проявлять заботу о членах семьи;

- Чтит семейные традиции;

- Знает историю своей семьи.

Здоровье

- Стремится к здоровому образу жизни;

- Осознает здоровье как одну из основных жизненных ценностей.

Личность -

достойная

человека

Экология

- Понимает экологические проблемы;

- Активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем.

Гражданственность

- Знаком с национальной культурой, традициями города и страны;

- Обладает такими качествами как гражданственность и патриотизм, чувством ответственности за свою Родину;

  1.  Нравственность

Направлено на формирование у учащихся потребности в новых знаниях, участия в общественно – значимых делах, ориентацию в общественной жизни страны, законопослушание.

Задачи:  Формировать и развивать свободную, ответственную, творческую личность. Содействовать  интеллектуальному развитию школьника. Подготовить  школьника к жизни через развитие его духовных качеств. Развить духовные потребности на основе добровольного выбора.

Ожидаемый результат:  Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы. Повышение числа участия в мероприятиях и конкурсах. Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета. Повышение уровня воспитанности школьников.

Название мероприятия

Ответственный

Период исполнения

1.

Предметные недели.

Олимпиады по предметам.

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР.

Ежегодно

Ноябрь

2.

Изучение способностей интересов учащихся.

Организация и проведение работы по развитию познавательных интересов.

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, психолог школы.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

3.

Работа кружков и секций.

Зам. директора по ВР.

По графику работы

4.

Проведение тематических классных часов, тематических мероприятий.

Классные руководители.

Еженедельно. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

5.

Профилактическая работа с  учащимися стоящими на всех видах учета.

Администрация школы, социальный педагог, психолог, медик, сотрудники ОДН, КДН и ЗП.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

6.

Работа ученического самоуправления

Зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

7.

Работа школьного общественного объединения «Телецентр «Совершенство»

Старшая вожатая – Ефанова О.В.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

  1.  Культура

Направлено на формирование у учащихся интеллигентности, представлении о нормах нравственности, владения основами коммуникативной культуры личности. Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Развитие понимания сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей.

Задачи:  Развивать представления об эстетических идеалах и ценностях.

Ожидаемый результат: Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы. Повышение культурного уровня учащихся. Повышение процента охвата учащихся кружковой деятельностью. Повышение уровня воспитанности школьников.

Название мероприятия

Ответственный

Период исполнения

1.

Творческие конкурсы

Зам. директора по ВР.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

2.

Смотр художественной самодеятельности

Старшая вожатая, зам. директора по ВР.

Ежегодно

Октябрь

Март

3.

Организация и проведение концертов, выставок, встреч.

Старшая вожатая, зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

4.

Организация экскурсий  и поездок по культурно – историческим местам

Классные руководители.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

5.

Проведение месячника «Азбука вежливости»

Классные руководители, старшая вожатая, зам. директора по ВР, психолог, библиотекарь.

Ежегодно

Ноябрь

6.

Тематические классные часы

Классные руководители.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

7.

Проведение «Дня труда», ежедневного дежурства по классу

Классные руководители.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

8.

Акция «Заболела наша книжка, подлечи ее братишка»

Библиотекарь

Январь

9.

Работа общественного объединения «ЮИД»

Руководитель объединения

По плану. На протяжении всего времени реализации программы объединения «ЮИД»

  1.  Здоровье

Направлено на формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Осознание учащимися здоровья, как одной из основных ценностей жизни.

Задачи:  Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат: Улучшение качественных показателей здоровья учащихся, увеличение процента занятости учащихся в спортивных секциях, повышение уровня воспитанности школьников.

Название мероприятия

Ответственный

Период исполнения

1.

Организация спортивных праздников, дней здоровья.

Учитель физкультуры,

старшая вожатая, зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

2.

Организация комфортной атмосферы в школе.

Зам. директора по ВР, психолог.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

3.

Организация туристических походов.

Учитель физкультуры, классные руководители.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

4.

Работа по профилактики наркомании, курения, алкоголя, негативных привычек.

Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

5.

День борьбы со СПИДом.

Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители.

Ежегодно

1 Декабря

6.

Тематические классные часы.

Классные руководители.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

7.

Работа волонтерского движения.

Зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

8.

Работа с родителями и учащимися по питанию в ОУ

Директор, зам. директора по ВР.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

  1.  Экология

Направлено на формирование осмысления у учащихся экологической проблемы, желания сохранить и не навредить окружающей среде.

Задачи:  Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека. Формировать умения и потребности сохранять и  преумножать богатства природы.

Ожидаемый результат: Повышение уровня ответственности учащихся в отношении охраны природы. Улучшение благоустройства школьного участка. Повышение уровня воспитанности школьников.

Название мероприятия

Ответственный

Период исполнения

1.

Выставка букетов и поделок из природного материала.

Старшая вожатая, классные руководители.

Ежегодно

Октябрь, ноябрь

2.

Организация экологических выставок и праздников

Учитель биологии, старшая вожатая, зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

3.

Озеленение пришкольного участка.

Учитель биологии, ответственный за озеленение пришкольного участка.

Ежегодно

Май-октябрь

4.

Работа по благоустройству города.

Директор, зам. директора по ВР, ответственный за работу трудовых бригад.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

5.

Подготовка и проведение праздника «День Земли».

Учитель биологии, зам. директора по ВР.

Ежегодно

22 апреля

6.

Подготовка и проведение праздника «День птиц».

Учитель биологии.

Ежегодно

октябрь

7.

Реализация программы школьного экологического лагеря «ЧиП».

Руководители лагеря:

учитель биологии, учитель информатики.

На протяжении всего времени реализации программы школьного лагеря «ЧиП».

8.

Участие в экологических акциях и конкурсах.

Учитель биологии, зам. директора по ВР.

На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

9.

Работа детского общественного объединения «Родники».

Руководитель объединения.

По плану. На протяжении всего времени реализации программы объединения «Родники».

5.5 Гражданственность

Направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, чувства ответственности, патриотизма. Знакомство с национальной культурой и традициями страны.

Задачи:  Воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни. Формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, городе.

Ожидаемый результат:  Сформированное чувство сострадания и милосердия. Учащиеся знают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни. Учащиеся знакомы с народной русской культурой. Выпускник - патриот своей страны. Повышение уровня воспитанности школьников.

Название мероприятия

Ответственный

Период исполнения

1.

Проведение месячника правовых знаний.

Зам. директора по ВР.

Ежегодно

Февраль

2.

Участие в военно – спортивной игре «Зарница».

Педагог организатор ОБЖ, зам. директора по ВР, классные руководители.

Ежегодно

Февраль

3.

Организация и проведение народных праздников.

Зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

4.

Участие в работе по сбору информации истории школы.

Библиотекарь.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

5.

Подготовка и проведение праздника «День Народного единства».

Зам. директора по ВР.

Ежегодно

Ноябрь

6.

Месячник пожилого человека.

Зам. директора по ВР.

Ежегодно

Октябрь

7.

Подготовка и проведение праздника «День Победы».

Зам. директора по ВР, педагог организатор ОБЖ, старшая вожатая.

Ежегодно

Май

8.

Тематические классные часы.

Классные руководители.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

  1.    Семья

Направлено на взаимодействие работы школы с родителями учащихся, изучение воспитательных возможностей каждой семьи.

Задачи:  Воспитать у школьников чувство чести рода, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций. Формирование педагогической культуры семьи.

Ожидаемый результат: Сформированное чувство чести рода, семьи. Осознание учащимися ответственности перед своей семьей. Повышение уровня воспитанности школьников.

Название мероприятия

Ответственный

Период исполнения

1.

Организация совместного досуга семьи и школы.

Зам. директора по ВР.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.

2.

Подготовка и проведение праздника «День святого Валентина».

Старшая вожатая, зам. директора по ВР.

Ежегодно

Февраль

3.

Подготовка и проведение месячника «Пожилого человека».

Классные руководители, старшая вожатая, зам. директора по ВР.

Ежегодно

Октябрь

4.

Подготовка и проведение праздника «День матери».

Классные руководители, старшая вожатая, зам. директора по ВР.

Ежегодно

Ноябрь

5.

Подготовка и проведение праздника «День семьи».

Классные руководители, старшая вожатая, зам. директора по ВР.

Ежегодно

Декабрь

6.

Тематические классные часы.

Классные руководители.

По плану. На протяжении всего времени реализации модели воспитательной системы.


  1. Взаимодействие с родителями и жителями микрорайона

Родители наших учащихся являются полноправными субъектами воспитательного процесса. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел. 

В работе с родителями мы поставили перед собой ряд задач:

- формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса;

- проведение консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания младшего школьника;

- создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.

Мероприятия

Время проведения

Ответственный

Конференция.

Два раза в год.

Зам. директора по ВР.

Родительские собрания.

Раз в четверть.

Классные руководители.

Совместные творческие дела и праздники.

По мере необходимости.

Классные руководители.

Индивидуальные консультации и беседы.

По мере необходимости.

Классные руководители, психолог, соц. педагог.

Анкетирование.

Два раза в год.

Зам. директора по ВР, психолог.

Посещение семьи.

По мере необходимости.

Классные руководители, соц. педагог.

  1. Повышение профессионального мастерства педагогов

Мероприятия

Время проведения

Ответственный

Обобщение опыта.

По мере необходимости.

Зам. директора по ВР.

Мастер – классы.

По мере необходимости.

Зам. директора по ВР, классные руководители.

Школьные методические объединения.

По мере необходимости.

Руководитель ШМО классных руководителей.

Районные методические объединения.

Раз в четверть.

Зам. директора по ВР.

Курсы повышения квалификации

По мере необходимости.

Зам. директора по УВР.

Конференции

По мере необходимости.

Зам. директора по ВР.

Творческие встречи, круглые столы.

По мере необходимости.

Зам. директора по ВР.


  1. Изучение результатов деятельности в рамках реализации

программы «Личность – достойная человека»

Цель и задачи воспитательной деятельности

Предмет мониторинга

Диагностические средства (автор, название методики)

Сроки исполнения

Отметки о выполнении

Цель:

Создание условий для формирования и развития духовно - нравственной личности.

Задачи:

Воспитать нравственные чувства и этическое сознание обучающихся;

Развивать представления об эстетических идеалах и ценностях;

Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

Воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека;

Формировать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни;

Воспитать у школьников чувство чести рода, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций.

Сформированность уровня воспитанности  учащихся.

- Капустин Н.П. «Методика по определению уровня воспитанности». Настольная книга классного руководителя./М.: Центр «Педагогический поиск».

ноябрь,

апрель

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

- Андреев А.А. «Методика изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

 - Степанов Е.Н. «Методика изучения удовлетворенности родителей работой  образовательного учреждения»;

- Забуслаева И.А. «Анкета ваше мнение». Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:ТЦ «Сфера».

февраль

Сформированность классного коллектива

- Дж. Морено «Социометрический тест».

 Как измерить отношение в классе: Социометрический метод в школьной практике/М.Битянова.- ООО «Чистые пруды».

октябрь

Сформированность физического и психического здоровья учащихся

- Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся;

- Мониторинг наркоситуации  в образовательном учреждении. Анкета УО в г. Павлово;

ноябрь

октябрь


  1. Список литературы

  1. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
  2. Лихачев Д.С. «Письма о добром» С.-П. 2007 г.
  3. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001 г.
  4. Щуркова Н.Е. “Классное руководство”. Настольная книга учителя. М., 2000
  5. Сергеева В.П., Маркина О.С. «Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе», Москва, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Статья "Влияние компьютера на формирование личности современного человека"

Проблемы формирования личности в XXI в. можно выразить следующим образом:1. Каким образом влияет на формирование личности "общение" с компьютером?2. Положительное или отрицательное влияние оказывает т...

Урок литературы: «Софья Васильевна Ковалевская – личность, достойная подражания»

На уроке учащиеся знакомятся  с творчеством С.В.Ковалевской,  анализируют ее  литературные труды, которые  формируют  нравственные ориентиры, развивают духовные ценности на пр...

Классный час на тему "Кодекс достойного Человека" в 8 классе

В наше нелегкое время цифровых технологий очень трудно порой бывает чувствовать себя частью природы, частью самого себя. Теряются такие ценности как взаимопонимание, честность, уважение друг друга, по...

Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -образованность  и  воспитанность  его  учеников,  богатство  их  внутреннего  духовного  мира ...

" Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека"

В этой статье представлены основные тезисы концепции образования и воспитания, которую я использую как модель в работе классного руководителя...