Инновационная деятельность современного учителя в рамках профессиональной аттестации
статья по теме

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность современного учителя в рамках профессиональной аттестации

                                                                                                 

                         Головко Наталья Викторовна,  кандидат психологических наук

                                               ГБОУ школа № 325

Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По-прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.

Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В.Н.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

1) умственные;

2) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);

3) перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

4) организаторские качества;

5) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);

6) коммуникативные;

7) тактичность;

8) педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

9) динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

10) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

11) оптимистическое прогнозирование;

12) креативность.

Представленные выше профессионально значимые характеристики представляют собой – идеальный образ учителя. Возникает вопрос: «Какие качества имеют приоритетное значение для современного учителя?» Чтобы ответить на данный вопрос в 2010 году в ГОУ школе № 325 была проведена диагностика педагогического коллектива школы (в составе 40 человек).

В качестве инструмента исследования  была использована анкета-опросник «Качества современного учителя» с перечнем умений и способностей, присущих современному учителю.

              Цель опроса: выявить профессиональные приоритеты педагога. При проведении опроса  педагогам предлагалось  проранжировать  качества, умения и способности, представленные в анкете-опроснике (от 1 – «наиболее важно» до 10 – «наименее важно»).

В результате были получены следующие данные:

  1. наиболее важными, по мнению, педагогического коллектива школы (70% педагогического коллектива) были выделены следующие качества и умения – «Обладать способностью так спланировать свою педагогическую деятельность, чтобы достичь все поставленные цели задачи (1, 2 место);
  2. «Обладать гибкостью в выборе методов работы с учениками» - «Быть толерантным в отношении с коллегами, учениками и родителями» (2, 3 место) у 67 % педагогического коллектива;
  3. «Регулярно заниматься повышением своей квалификации по предмету и методике», «Обладать способностью, поддерживать свой имидж в соответствии с местом своей работы.(4, 5 место) у 71% педагогического коллектива;
  4. «Обладать гибкостью в работе с семьей» (6 место) у 63% пед. коллектива;
  5. «Использовать пути и возможности для личного карьерного роста» (7 место) у 65% педагогического коллектива;
  6. «Регулярно взаимодействовать с коллегами и родителями учеников» (8 место) у 58% педагогического коллектива;
  7. «Формировать и развивать независимость суждений и организаторские способности у себя у самого (у учителя)» (9 место) у 75% педагогического коллектива;
  8. «Открыто признаваться в совершенных ошибках или в отсутствии информации в чем-либо» (10 место) у 67% педагогического коллектива школы.

Данные опроса свидетельствуют о том, что большинство педагогов  в своей профессиональной деятельности ориентированы преимущественно на предметную область (перечислить конкретные качества и виды деятельности). И лишь 21% считает процесс коммуникации (отношения с коллегами: учениками и родителями) важной частью образовательного процесса.

     С одной стороны, приоритеты  расставлены грамотно, так как же считают ученики, по данным проведенных на базе школы исследований на первое место ставятся умения учителя доходчиво объяснить материал.

     С другой стороны, обращает на себя внимание тот фактор, что «взаимодействия с коллегами и родителями» находиться  на последнем месте.

Возможные риски подобной позиции:

     Нерегулярное и неэффективное  взаимодействие учителя с коллегами может привести к проблемам на уровне «учитель-предметник – классный руководитель» и т. д. Отсутствие регулярного взаимодействия учителя и родителя приводит к тому, что у родителя нет информации о возможных проблемах у ребенка. У учителя также из-за отсутствия информации  о ребенке, могут возникать с ним серьезные проблемы в организации образовательного процесса.

   Часто родители и ученики не имеют возможности, а часто и желания получить ту или иную информацию, касающуюся образовательного процесса. В данном случае именно образовательное учреждение должно выступить организатором общего для всех информационного пространства. От того, как будут организованы информационные потоки, и насколько качественной будет обратная связь, зависит эффективность образовательного процесса.

Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и школа работает с ним постоянно и системно.

С 2007 – 2008 учебного года педагогический коллектив ГОУ школы № 325 проводит эксперимент, целью которого является создание модели развития социального партнерства с помощью информационного сопровождения семьи.

Цель данной модели способствовать развитию социального партнерства в образовании, что в свою очередь скажется на повышении качества обучения.

Работа по созданию модели социального партнерства была разделена на следующие этапы:

  1. «подготовительный» этап,
  2. этап «внедрения»,
  3. этап «обобщения и определение дальнейших перспектив».

В рамках экспериментальной «модели информационного сопровождения» субъектами взаимодействия являются с одной стороны, педагогический коллектив школы (администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и социальный педагог), с другой стороны - учащиеся и родители. Информационная работа между этими субъектами образовательного процесса осуществляется при помощи следующих форм: школьный сайт, электронная рассылка, форум для учащихся и родителей.

Для реализации данной модели группой педагогов-экспериментаторов школы были разработаны образцы для электронной рассылки  и собрана база электронных адресов родителей, по которым регулярно рассылается (при непосредственном участии классных руководителей) различного рода информация. В начале экспериментальной работы в школьной базе было 97 адресов, после проведения повторного сбора в апреле 2009 года количество электронных адресов увеличилось до 140. Так же был расширен круг информации, рассылаемой родителям. В 2007 - 2008 учебном году родителям рассылались только четвертные оценки учащихся и календарь мероприятий, проходящих в школе. В 2008 - 2009 учебном году родителям рассылались сведения о работе школы (администрации, медицинского кабинета, библиотеки), правила для учащихся, четвертные оценки учащихся, календарь мероприятий, проходящих в школе, календарь районных и городских мероприятий, в которых задействованы учащиеся школы, итоги этих мероприятий, рекомендации психолого-педагогического содержания (рекомендации по выполнению домашних заданий, памятки для подготовки к экзаменам, кроме того, сейчас в разработке находится рубрика «Советы врача»).

В ходе инновационной деятельности выявлялись информационные запросы родителей, на основе которых строилось содержание рассылок. Так, например, по запросу родителей на сайте школы были вывешены списки рекомендованной литературы для внеклассного чтения учеников

В 2009 – 2010  учебном году группа педагогов (в рамках третьего этапа «Обобщения и определения перспектив) приняли участие в школьном Интернет-проекте «Дневник.ру». По средствам возможностей электронного дневника повседневная школьная жизнь стала более насыщенной и увлекательной, у учителей появилась возможность использовать новейший технологии в процессе обучения, постоянно поддерживать интерес к своему предмету, при этом находиться в непрерывном контакте с коллегами, учениками и родителями. В апробации системы электронного дневника на базе образовательного учреждения приняли участие учителя, учащиеся и родители параллели 5 - х классов, были получены уже положительные отклики со стороны родителей. Данная деятельность имела положительный эффект (по отзывам родителей и учителей), с января 2010 года все классы и все педагоги школы были подключены к электронному дневнику и модель информационного сопровождения семьи была преобразована.

По окончанию экспериментальной деятельности, связанной с разработкой «модели информационного сопровождения» педагогический коллектив был продиагностирован вторично по анкете-опроснику «Качества современного учителя». Показатель, который учителя ставили на последнее место (устанавливать оптимальные отношения с коллегами и родителями) в результате диагностики педагоги перенесли на 3 место. Что лишний раз указывает на положительное влияние инновационной деятельности на личность учителя.

 

Список использованной литературы:

  1. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. – 1975. - № 1.
  2. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970. – С. 36-37.
  3. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М., «Владос», 1998. – С.9, 16.
  4. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М., 1997. – С. 11
  5. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. – С. 22
  6. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987. – С. 76.
  7. Хоменко И. А. Система работы образовательного учреждения с семье. – М., «Сентябрь», 2009. – С. 19, 35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность современного педагога

Использование методов синквейна, класстера, метод "Дети пишут историю"...

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

Статья "Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего профессионального образования".

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.Асхадуллина Гульнар Мансуровна,преподаватель русского языка и литературы,ГАПОУ «Набережночелнинский стро...

Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению...

Основные компетенции современного учителя в рамках реализации ФГОС

Статья излагает точку зрения педагога,основанную на практическом опыте, при обсуждении вопроса основных компетенций современного учителя в рамках реализации ФГОС....

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Особенности профессиональной деятельности современного учителя в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта

Профессиональная деятльность учителя в условиях реализации ФГОС. Использование информационных технологий  в учебном процессе....