Инновационная деятельность современного педагога
статья по истории по теме

Набиуллина Зимфира Равиловна

Использование методов синквейна, класстера, метод "Дети пишут историю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovatsionnaya_deyatelnost_sovremennogo_pedagoga.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

               Инновационная деятельность современного педагога

В начале 21 века мир вступил в период масштабных цивилизационных изменений: глобализация охватила по существу все страны; формирование поликультурного пространства, требующего активного взаимодействия в условиях толерантности; постоянная модернизация условий жизни и деятельности. Одними из первых, кому пришлось среагировать на эти новшества, оказались мы – педагоги. Поэтому наша работа на данном этапе требует чтобы мы не стояли на месте, постоянно придумывали что-то новое или использовали то что только что придумано. А для этого нам нужно постоянно самосовершенствоваться, такова наша участь – учиться всю жизнь.

В своей работе я использую следующие инновационные технологии:

  1. Технология развивающего обучения. Его научное обоснование дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие оно получило в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др.  Обучение оптимально развивает мышление при условии, если ученик не только приобретает исторические знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Если учитель сообщает ученикам готовый вывод, оценку, – это продукт чужой мыслительной деятельности, механизм которой неизвестен. Необходимо научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления. Умение учиться формирует организация познавательного процесса, стиль работы учителя. Изложение учителя должно демонстрировать эталон мышления, рассуждения (анализа, сравнения). Умение всегда формируется на конкретном историческом материале. Сложность мыслительной работы зависит в первую очередь от сложности содержания изучаемого исторического материала и задания. Без учета этих сложностей работа по развитию мышления не может быть достаточно эффективной. Чем лучше усвоен способ учения, способ деятельности, чем целенаправленнее он применяется, тем полноценнее (при прочих равных условиях) усвоение образов, понятий и воспитательный результат обучения. Обучение призвано вести за собой развитие, предъявляя новые возрастающие требования в области овладения историческим содержанием и адекватными способами действия. Мыслительная деятельность учащихся должна быть достаточно трудной, но доступной. Доказано, что без достаточного уровня сложности мышление не получает важных условий для достижения более высоких ступеней самостоятельности. Например при изучении  европейской культуры 19 века как обычно появляется проблема большого объема материала, который пугает учеников, чтобы они дома его прочитали я стараюсь заинтересовать, заинтриговать их, говоря посмотрите дома  параграф и узнаете про рекламу «Джилет – лучше для мужчины нет, а девочки узнают какой цвет помады был тогда моден и из чего делали пудру»
  2. Групповые технологии. В.К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную и индивидуальную. Групповой способ обучения прекрасно вписывается в классно-урочную систему. В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по истории, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.

Например на уроках обществознания класс делится на 3 группы они выбирают своего президента, премьер министра, парламент и разрабатывают законопроект «Как уменьшить количество бедных  в государстве». Для начала я им даю два примерных закона, а еще два они должны придумать сами.

  1. Технология «Дети пишут историю». Ее концепция в том, что школьники работают с документально-методическими комплексам (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю. Например, в 5-м классе детям предлагается написать свой учебник отечественной истории, в котором все тексты, вопросы и задания, иллюстрации, карты, схемы – плод коллективной работы школьников. ДМК составляется по определенным правилам и функционирует как квазипроизведение, т.е. целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Это позволяет организовать в классе, по мнению Ю.Л. Троицкого, реальный учебный диалог, основным признаком которого является непредсказуемость каждого следующего шага в познавательной деятельности. Если ДМК составлен правильно, то могут возникнуть даже взаимоисключающие версии тех или иных событий. Вместо объяснения или рассказа возникает беседа; особое значение приобретает реплика, иногда свернутая до междометия, иногда развернутая в пространный диалог, который является ответом на чужую реплику и в самом себе содержит предвосхищение речевой реакции собеседников. В основу данной технологии положено развитие исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих  школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий, побороть мифопорождающую историографию благодаря выявлению механизмов мифопорождения и столкновению мифологий.
  2. Информационные технологии. Очень модное сейчас направление. Мы уже подсадили наших детей на новый наркотик под названием компьютер. Применение его на уроке дает много ярких впечатлений для детей. Иногда облегчает нам работу, но нужно не забывать о том что техника может подвести в самых неподходящий момент, поэтому у меня всегда под рукой моя старая потертая до дыр родная карта, которая уж точно на подведет.
  3. Метод синквейна. Применяенся на этапе обобщения урока. Сначало называется тема урока, затем идет описание из двух прилагательных, потом действие (описание тремя словами), следующая фраза отношение выражение собственных чувств, и последним идет обобщающее слово.
  4. Метод класстер. Кластеры (от англ, cluster, буквально - пучок, рой, скопление), группы близко расположенных, тесно связанных друг с другом атомов, молекул, ионов, иногда ультрадисперсные частицы. Тоесть берем большую тему и строим из нее цепь.

Изучая стандарты второго поколения, я пришла к выводу, что инновационные технологии  это и есть основа новых стандартов. Главное научить детей учиться, а не давать им готовые знания. А самое важное научить их применять эти знания, чтобы знания не являлись мертвым багажом в голове ребенка.

МБОУ-Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1

Доклад на тему:

«Инновационная деятельность современного педагога»

Подготовила: Набиуллина З.Р.

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность современного учителя в рамках профессиональной аттестации

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениям...

Смыслы профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования

В статье рассматривается значение профессиональных и личностных компетенций на профессиональную деятельность современного педагога дополнительного образования...

Публикация в электронном сборнике материала Творчество в деятельности современного педагога

7 февраля 2017 года во Дворце детского и юношеского творчества прошла первая Молодежная Ассамблея «Молодые – молодым» я  выступала там с докладом. Сборник № 1, 2017 г....

Доклад на тему: «Роль ИКТ в деятельности современного педагога».

Докладна тему:«Роль  ИКТ в деятельности современного педагога»....

Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога

Документ содержит ссылки на цифровые образовательные ресурсы, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0, а так же материалы на сай...

Методическая разработка. Презентация "Деятельность современного педагога дополнительного образования на занятии".

Методическая разработка. Презентация "Деятельность современного педагога дополнительного образования на занятии"....

Педагогический опыт + инновационная деятельность = образ педагога в современном образовании

Выступление на ШМО "Педагогический опыт + инновационная деятельность = образ педагога в современном образовании "...