Доклад на тему: «Роль ИКТ в деятельности современного педагога».
статья на тему

Филипцева Айшат Абакаровна

Доклад

на тему:

«Роль  ИКТ в деятельности современного педагога».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

      Современный урок и занятие  не возможны без использования информационных и телекоммуникационных технологий.  Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

       И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) – это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

     В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности.         Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах, кроме того, стало осуществимым широкое использование графиков, рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её понимание.

       Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

      Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие активности, самостоятельного творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

- Получение информации

- Практическое применение

- Проверка полученных знаний и умений

Используя только традиционные методы обучения в школе невозможно обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.   

Модернизация невозможна без внедрения в учебно-познавательный процесс ИКТ. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Модели ИКТ:

- выступление с опорой на мультимедиа презентацию

- компьютерное тестирование;

- использование электронных сборников – тренажеров;

- работа с электронными энциклопедиями.

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счет:

- активизации восприятия учащихся за счет использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакт с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

- большой объем информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведен на экране в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Компьютерное тестирование. 

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом, может самостоятельно создать текст, пользуясь соответствующей оболочкой – системой для создания тестов (такую возможность дает использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Работа с электронными детскими энциклопедиями дает возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе (например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

 

Задачами использования ИКТ на уроках является:

- создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке;

- осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;

- передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;

- сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «Комплекса неполноценности»;

- повышение качества обучения.

 Примеры использования ИКТ на уроках:

        Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

        Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственны тестов, применяя тестовые оболочки.

        Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, многие явления, недоступные для изучения в классе из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

        Обработка результатов эксперимента.

        Разработка методических программных средств.

        Выпущены диски «ИКТ на уроках» с методическими материалами учителям.

        Разработка педагогических программных средств различного назначения.

        Разработка web – сайтов учебного назначения.

        Использование Интернет-ресурсов

        Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:

        использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

        многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

        использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;

        автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.

Если технологические возможности сопровождены соответствующей  методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, что может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения. Для большей убедительности приведу характеристику типов объектов, представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их использования на различных этапах.

Этап «объяснение».

Методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость.

Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать им приближенность к реальной жизни.

слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

видеофрагменты  - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофрагментам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличение отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками, создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближение и удаление объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

анимации короткие (упрощенные) – «ожившие картинки», показывающие короткую динамику   процесса, могут содержать всплывающие подписки, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора

анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», включающихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе микромира, психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимация облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными объектами.

интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий, могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).

интерактивные рисунки  - упрощенный вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный  объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета и всплывает его название.

вспомогательный  материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут использованы  на этапе объяснения для того, чтобы не работать с мелом при проведении урока в компьютерном классе.

Этап «закрепление». задания с выбором ответа – компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки)

задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры  - анализ числа или слова (словосочетания), введенного в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.

тематические подборки заданий – реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счет определенной последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.

задания с использованием фото, видео и анимации – такие задания переводят фото-, видео-  и анимационные объекты  из категории иллюстраций в категорию обучающихся материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов познания, включенных в образовательный стандарт по биологии.

задания с реакцией на ответ – появление на экране «реакций» на правильный и неправильный ответ повышает обучающий эффект выполнения заданий за счет придания ему эмоциональной окраски.

интерактивные задания – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора   следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа.

вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий и ликвидации пробелов в знаниях.

Этап «контроль». Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания – все эти типы обычно используются на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля – если у ученика нет возможности просмотреть верный ответ или верное решение задания.

тематические наборы текстовых заданий с автоматической проверкой – снабжены системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения, оценивание выполнения оставлено за учителем по рекомендациям автора.

контрольно – диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.

 

Важным направлением в использовании ИКТ является Интернет – обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитии науки, нет исторических справок об этапах развития естественных дисциплин, недостаточно материала о современных открытиях. Необходимую информацию можно найти в Интернете.

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.

Применение учащимися Интернета дает следующие преимущества:

1.     Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется быстрее, чем, например, в библиотеке.

2.     Повышается актуальность получаемой информации.

3.     Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Рассмотрим несколько направлений, как можно использовать Интернет в школе.

Использование Интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний, в Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.

Дистанционное обучение.  В настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов по различным предметам. На многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web – сайтов.

Дистанционные олимпиады, объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим опытом педагогов позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью современного учителя.

Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально-личностного отношения к природе.

 

МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»

Доклад

на тему:

«Роль  ИКТ в деятельности современного педагога».

Выполнил: зам.директора по ВР

Филипцева Айшат Абакаровна

Г.Кизляр

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Инновационная деятельность современного педагога

Использование методов синквейна, класстера, метод "Дети пишут историю"...

Смыслы профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования

В статье рассматривается значение профессиональных и личностных компетенций на профессиональную деятельность современного педагога дополнительного образования...

Публикация в электронном сборнике материала Творчество в деятельности современного педагога

7 февраля 2017 года во Дворце детского и юношеского творчества прошла первая Молодежная Ассамблея «Молодые – молодым» я  выступала там с докладом. Сборник № 1, 2017 г....

Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога

Документ содержит ссылки на цифровые образовательные ресурсы, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0, а так же материалы на сай...

Методическая разработка. Презентация "Деятельность современного педагога дополнительного образования на занятии".

Методическая разработка. Презентация "Деятельность современного педагога дополнительного образования на занятии"....

Использование дистанционных технологий образования в деятельности Современного педагога, направленных на достижение метапредметных результатов средствами иностранного языка.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...