Аналитическая справка
методическая разработка по теме

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта. Успешная социализация  одно из условий подготовки учащихся, способных возродить общество и духовность нации. Учебная и внеклассная деятельность, моя как учителя, направлена на развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

«Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

  1. Система деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта с обоснованием используемых технологий.

     Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта. Успешная социализация  одно из условий подготовки учащихся, способных возродить общество и духовность нации.  Учебная и внеклассная деятельность, моя как учителя, направлена на развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию. Основные принципы этой работы: самоактуализация, индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора. Социализация в каждом из направлений происходит в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание. Все сферы формируют социально полезные навыки, определяют развитие самосознания не только в контексте развития образа собственного «Я» как уникальной личности, но и как элемента, части общечеловеческого или группового «Мы». В образовательном процессе я опираюсь на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, опережающее и дифференцированное обучение, а также практико-ориентированный и деятельностный подходы.

Одним из условий успешной социализации учащихся является организация исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность способствует развитию творческих данных учащихся, дает возможность проявить себя в различных конкурсах, требующих логического мышления, социального опыта, креативности. Такая деятельность позволяет юному исследователю самосовершенствоваться и приводит к тому, что он обучается учиться и исследовать.  Система организации исследовательской деятельности мною построена так, что у учащегося обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты своего опыта, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить  новый уровень личностного развития. Для меня очень важными являются личностные изменения учащихся во время занятий исследовательской деятельностью, мотивация повышения интереса к предмету и устойчивые знания. Об этом говорят результаты участия ребят в различных олимпиадах (Международной дистанционной математической олимпиаде «Третье тысячелетие», Интернет-олимпиаде, Кенгуру и Кенгуру для выпускников, в этапах Всероссийской олимпиады по математике, «Познание и творчество»), предметных конкурсах,  результаты ЕГЭ. А так же участие: в ежегодной школьной научно-практической конференции «Поиск и творчество»; краевой научно-практической конференции учебно-исследовательских работ «Рождественские чтения»; в заочных и очных Всероссийских конференциях исследовательских работ учащихся Малой Академии Наук «Интеллект будущего» «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» Национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция». Учащиеся становятся победителями не только в городе, регионе, но и на Всероссийском уровне.

     Для достижения таких результатов на своих уроках и во внеурочной деятельности я часто использую технологию коллективного способа обучения (групповую работу). Учащиеся учатся договариваться друг с другом, отстаивать своё мнение, развивают коммуникативные навыки. У каждого ученика есть возможность проявить себя, активный ученик учит «слабого», слабый ученик преодолевает скромность, чувство страха, тревожность, замкнутость. Главное его не осудят, что он не доскажет – группа дополнит, следовательно, в классе нет детей «изгоев».

     Всё чаще в последнее время я применяю такую технологию обучения, как дискуссия. Во время дискуссии формируются коммуникативные компетенции учащихся: умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника, способность брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умение отстаивать свою точку зрения, т.е. формируются навыки социального общения.

     Очень интересен новый для меня метод  case–технологий. По сравнению с широко распространёнными методами активного обучения школьников метод case - технологий не столь известен. Еще менее опробован он в применении к математике в школе. Его особенностью является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников? Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в какой мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы затраты времени и здоровья на изучение столь сложного предмета.

     Моя система деятельности по созданию условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта помогает приобрести каждому из них следующие качества:

  1. личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей; креативность и любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие; социальная ответственность;
  2. метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;
  3. предметные: основы системы научных знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.  

2. Система ученического самоуправления, участие обучающихся в жизни образовательного учреждения и решении проблем местного сообщества.  

     В 2010 году я выпустила свой любимый 11б класс, с которым проработала 7 лет. Свою деятельность классного руководителя я строила на основе устава школы, на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся. Свою главную задачу видела в воспитании поколения людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Цель для моих учащихся была: формирование Я - концепции и Мы - граждане. Работа с классом строилась по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!». За 7 лет выработался определенный стиль отношений с ребятами и их родителями: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

     Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Развитие детского самоуправления – задача воспитательной работы с классом. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе была создана обстановка при которой каждый учащийся ощущал сопричастность к решению задач, поставленных перед классом, школой. Ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе. Высший орган самоуправления класса, содружества «ученик + кл. руководитель + родитель = друзья» – классное собрание. Органом ученического самоуправления можно назвать только такую структуру, деятельность которой направлена на учеников, а для этого нужно было собрать команду. Такая команда в нашем классе была создана по направлениям (отделам): Образование и наука,   Спорт и здоровье, Труд и штаб порядка, Пресс-центр, Досуг, Забота. Поэтому формой правления в классе стал ученический совет.  Орган самоуправления не мог ребятам ничего приказывать, потому что смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания.     Самоуправление в классе не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических и демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.  Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности это формирование здорового общественного мышления, создание и развитие  положительных традиций в классной жизни.  

     Социальное проектирование – одна из форм, которая применена мною при разработке системы воспитательной работы совместно с классным органом самоуправления, т.к. занимает ключевое место в работе по воспитанию гражданина. Сформированность исследовательских умений у моих ребят позволило существенно повысить их инициативу и активность в жизни  класса и школы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Тематика проектов очень часто предлагалась самими ребятами, которые ориентировались при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В результате чего ребята активно принимали участие в классных, школьных, муниципальных, краевых и Всероссийских проектах: творческих, спортивных, проект–идеях, акциях и т.д. Самым длительным по времени был проект создания классной газеты. Пять лет ребята выпускали классную газету «От звонка до звонка» один раз в месяц. Ребята очень отзывчивы и всегда принимали участие в  благотворительных акциях «Подарок другу», «Подарок воину», «Милосердие», каждый год собирали подарки детям из малообеспеченных семей к Новому году, обогащались духовно от общения с ветеранами ВОВ. Участвовали во Всероссийских акциях «Спорт против наркотиков», «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», реализовывали социально-значимые для них проекты «Покаяние. Памяти павших посвящается», «Красоту и уют школьному двору», «Лидер 21 века», «Портфолио успешного человека», «Мы ЗА здоровый образ жизни», «Права некурящего человека», «Что такое толерантность?» и др. Такие проекты несут потенциал нравственного воспитания, учат современную молодёжь соучастию и сопереживанию, что сегодня особенно необходимо нашему обществу. Работая под девизом «Мы можем столько, сколько знаем», ребята участвовали в школьных, муниципальных и краевых олимпиадах. Есть победители и призёры всех уровней олимпиад.

  Считаю, что система ученического самоуправления, участие ребят в жизни класса и школы,  решении проблем местного сообщества,  играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе. Является катализатором самостоятельного формирования системы ценностного отношения к миру потому, что каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения. Это один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в обществе. Но, если существует отсутствие сотрудничества и взаимодействия с родителями, то это одна из реальных причин трудностей внедрения новых технологий: они недостаточно восприняты и поэтому не реализуются, а порой имеет место и противодействие, если они не согласуются с ценностями родителей. Поэтому классное самоуправление дало возможность моим ребятам: приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний; раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса, школы, местного сообщества. Потому что в центре внимания был каждый ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...


 

Комментарии

Система деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта с обоснованием используемых технологий.