Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе
методическая разработка по теме

     Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. Поэтому каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

     Моя методическая система в образовательном процессе опирается на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, опережающее и дифференцированное обучение, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, здоровьесберегающие технологии. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей профессиональной деятельности. За годы своей педагогической деятельности пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе развивающего образования (интеграция обязательного и дополнительного школьного образования), где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Методическая система учителя,

апробированная в профессиональном сообществе.

 Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  Поэтому изучение математики общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

     Современные требования к результатам освоения программы учащимися по математике представляют собой совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

     Для этого необходимо создать методическую систему развития творческой личности учащихся в процессе обучения математике. Современный этап развития образования требует определить пути оптимизации обучения математике, которые основываются:

  1. на психолого-педагогических особенностях учащихся;
  2. на специфике развития творческой личности в процессе обучения математике;
  3. на развитии современных информационных технологий.

     Поэтому каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

     Моя методическая система в образовательном процессе опирается на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, опережающее и дифференцированное обучение, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, здоровьесберегающие технологии. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей  профессиональной деятельности. За годы своей педагогической деятельности пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе развивающего образования (интеграция обязательного и дополнительного школьного образования),  где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета.

     Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:

  1. Мотивационно-целевой.

Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у учащихся универсальных учебных действий. Данный компонент создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету. Повышает позитивное отношение к обучению.

  1. Содержательный компонент.

Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся по математике. Содержание предмета модифицирую исходя из того в рамках, какой технологии выстраиваю конкретный урок или тему. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения (базовый или профильный). Анализирую программу и учебно-методический комплект с целью выявления тем при изучении, которых можно использовать технологию проблемного обучения. При анализе обращаю внимание на возрастные особенности учащихся.

  1. Инструментально-технологический.

Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение учащимися математических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес учащихся к самостоятельному процессу познания. В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.         Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения: коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации); проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия); исследовательский метод; частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учащихся использую задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным для меня является умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.

  1. Организационный компонент.

Включает в себя формы организации учебного процесса:

  1. Урочная работа. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания математики, но и существенно обогащает сам процесс преподавания предмета. Основными формами организации обучения учащихся в моей педагогической деятельности являются: семинары (индивидуальная работа); практические занятия (коллективная работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа); проблемно-поисковые занятия (групповая работа); уроки с применением игровых технологий; урок-лекция; урок-экскурсия; урок-зачёт.
  1. Внеурочная работа. Во внеурочной работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности, тем самым, привлекая к дополнительному математическому образованию максимальное количество учащихся.

     Кружок и факультатив. Большое внимание на протяжении всей своей педагогической деятельности уделяю внеклассной работе по предмету. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, ибо её цель не только в том, чтобы осветить какой либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную работу. Цель любого внеклассного мероприятия  - это вовлечь в поисковую, познавательную деятельность максимальное количество учащихся, повысить их уровень знаний, умений и навыков, сформировать в процессе соревнования или игры творческие и исследовательские навыки. Мною разработаны программы для внеурочной работы с учащимися: «Удивительный мир чисел» для учащихся 5-6 классов, «В математику тропинки одолейте без запинки», «Я исследователь - математик» для учащихся 7-8 классов. На занятиях развиваю логическое, нестандартное мышление и интерес к предмету.

     Элективы. Они позволяют более чётко реализовать этапы процесса проблематизации и перевода проблем в задачи, так как учащиеся посещающие эти курсы обладают высокими учебными возможностями. Эти учащиеся отличаются от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошей сообразительностью, прекрасной смекалкой, большой изобретательностью, быстрее, чем другие, переходят от конкретного к отвлеченному, вернее других делают обобщения. Учащиеся с повышенными математическими способностями нуждаются в особом внимании к ним и в специальных занятиях. Мною разработаны программы: «За страницами учебника математики» элективный курс предпрофильной подготовки для 9 класса, «С математикой в путь» элективный курс для 10-11 классов.

     Профильные классы. В 2008-2009 учебном году выпустила класс естественнонаучного профиля, где математика была необходима как инструмент для успешного изучения физики, химии и биологии. Программа была составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Хотя класс и не формировался с учётом математических способностей, учащиеся профильного класса успешно прошли итоговую аттестацию, сдав математику в формате ЕГЭ, получив от 41 до 74 баллов при 20 проходных баллах, что дало им возможность поступить в ВУЗы профильной направленности.

  1. Рефлексивно-оценочный.

Позволяет оценить результаты деятельности учителя и ученика. На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (наблюдение, беседы, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических работ, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ и ГИА). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.

     Неотъемлемой частью моей методической системы является современный урок, где в большей степени реализуются развивающее обучение и компетентностный подход. В конструировании современного урока мне помогают лекции М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока». Все начинается с урока! Урок – это то образовательное пространство, которое позволяет учителю и ученику наилучшим образом строить и совершенствовать себя как личность. Творчески подхожу к построению урока на основе уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений. Определяю цель урока через конечный результат с учетом места урока в системе. Содержание, методы, темп, последовательность обучения на уроке определяю не внешне заданными, а внутренними факторами и мотивами развития и становления ключевых компетенций как личностной установки. Мой современный урок представляет единство трех логически взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевого, процессуально-содержательного, рефлексивно-оценочного. Каждый урок для меня, как учителя, заканчивается личными педагогическими наблюдениями, в этом и состоит ещё одна отличительная черта собственной методической системы. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, уроков и, тем самым способствуют повышению  мотивации учащихся к учению, и качества обучения. Разнообразие типов и форм моих уроков повышает интерес к обучению и его качество.

     Интерес к изучению какой-либо темы возникает у учащихся в основном на уроке.  В центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир, поэтому основная задача для меня – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Работая по системе развивающего обучения, ребята осваивают главный метод работы на уроке – поисково-исследовательский, который реализуется через постоянное создание на уроке проблемной ситуации, инициирующей поиск ответа, психологически интригующей учащихся, задающей ритм всему уроку. Поэтому необходимо использовать на уроке такие методики, которые содействуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у учащихся, включающих в себя самостоятельное добывание новых знаний, сбор необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать, делать выводы. Поисково-исследовательский характер учебной деятельности способствует нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне его. А для этого необходимо повысить к ней интерес, применяя методики развивающего обучения на уроках: опора на те возможности, которыми ученик располагает; вариативность и дифференциация обучения; использование на уроках заданий творческого характера; атмосфера доверия и поддержки на уроке, которые раскрепощают ученика, способствуют раскрытию его творческого потенциала; создание ситуации успеха и одобрения. Когда ученику интересно учиться, познавать, творить, тогда он ежедневно, ежечасно совершает для себя открытия.

     Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Трудностей с самым первым этапом научно-исследовательской работы очень много. Часто выбирая ту или иную тему, учащиеся не осознают, что главная проблема – поиск источников и научно обоснованного материала. Поэтому трудности этапа сбора и обработки материала для научно-исследовательской работы самые серьёзные. Здесь вмешательство учителя, как мне кажется, должно быть своевременным. По своему опыту знаю, что учащиеся могут «утонуть» в большом объёме материала. Роль учителя в организации исследовательской работы учащихся чрезвычайно сложна и ответственна, т.к. нужно направлять, советовать, вникать в материал. Но научно-исследовательская деятельность учащихся, по моему мнению, даёт много для формирования их внутренней культуры, открывает новые горизонты для их мировоззрения. Формирует у учащихся убеждение, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике, ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Такая деятельность позволяет юному исследователю самосовершенствоваться и приводит к тому, что он обучается учиться и исследовать. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у учащегося обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты своего опыта, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить  новый уровень личностного развития.    

     Самореализация учителя – в творческой самореализации учеников. Поэтому одна из моих задач  – помочь представить результат работы через представление работы ученика. Это участие: в ежегодной школьной научно-практической конференции «Поиск и творчество»; краевой научно-практической конференции учебно-исследовательских работ «Рождественские чтения»; в заочных и очных Всероссийских конкурсах Малой Академии Наук «Интеллект будущего» «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», «Познание и творчество»; в заочных и очных этапах Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» Национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция».

     Конечно, работы моих учеников не могут претендовать на научные в строгом смысле этого слова, но для меня более важными являются личностные изменения учащихся во время занятий научно-исследовательской деятельностью, мотивация повышения интереса к предмету и устойчивые знания. Об этом говорят результаты участия ребят в различных олимпиадах (в этапах Всероссийской олимпиады по математике, Международной дистанционной математической олимпиаде «Третье тысячелетие», Интернет-олимпиаде, Кенгуру и Кенгуру для выпускников), предметных конкурсах ( Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку», «Первые шаги в науке», «Юность. Наука. Культура»),  результаты ЕГЭ.

     Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке и в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Исследовательская деятельность даёт результаты в работе не только с одарёнными детьми. Данный подход повышает активность и мотивацию к самосовершенствованию, личностному росту абсолютно всех учащихся. Пусть не каждый ребёнок может получить диплом победителя или лауреата научных разработок, большинству личностно-ориентированный подход позволяет быть успешными на уроках, при сдаче экзаменов, помогает в реализации планов и осуществлении мечты. Что соответствует запросам современного общества, которое нуждается в неординарных творческих личностях, имеющих не только высокую активность, но и способность нестандартного поведения. Значит моя методическая система помогает приобрести каждому из них следующие качества:

  1. личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей; креативность и любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие; социальная ответственность;
  2. метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;
  3. предметные: основы системы научных знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.  

     Развивающее обучение оказывается таковым не только для учащихся, но и для учителя, т.к. оно формирует способность к педагогическому творчеству. Всё это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Да, несомненно, учитель – творец, он сам всегда должен быть открыт для нового знания, постоянно расти профессионально, получать удовлетворение и удовольствие от своего труда. На протяжении всего периода педагогической деятельности продолжаю совершенствование профессионального мастерства. Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся. Ведущая роль в моём повышении квалификации принадлежит курсам, которые позволяют мне, с одной стороны, углубить знания в области педагогических теорий и систем, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения конкретных методик, современных педагогических технологий.

     Постоянно участвую в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, семинарах, круглых столах от муниципального до федерального уровней, Всероссийских видео-конференциях. Имею публикации. Являюсь членом экспертной комиссии по проверке ЕГЭ и ГИА, членом жюри по проверке муниципального этапа Всероссийской олимпиады.  

     Свой опыт работы по теме «Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно-ориентированного образования» я обобщила на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Публичная презентация собственной методической системы по теме «Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно-ориентированного образования»  на V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием в г. Москве признана лучшей на секции «Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательных учреждениях на второй и третьей ступени», что отмечено в отзыве научного руководителя секции к.п.н. доцента Цыреновой М.Г.  Дирекцией Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» награждена медалью «За вклад в развитие образования России». С февраля 2011 года являюсь руководителем местного отделения Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего».

     Что может быть важнее для учителя? Мне нравится каждый день приходить в школу, видеть своих учеников, открывать с ними знания, решать новую проблему, радоваться и быть счастливой. Мы каждый день учимся друг у друга. Они - у меня, я – у них. Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы. У каждого учителя свой путь. Каждому придется накопить свой опыт. Главное – не навредить детям, пока учишься быть учителем! Не зря говорят, что учителями славится Россия – ученики приносят славу ей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя

      Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут  результаты...

Совершенствование методической культуры учителя как субъект профессиональной деятельности

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать вс...

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

          Задание курсов  для участников конкурса  лучших учителей   в рамках реализации              Приоритетно...

Наличие собственной системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Сельский учитель - это энтузиаст, патриот школы, села, он предан своему делу, заботлив и трудолюбив, скромен и бескорыстен, воспринимает учеников как своих собственных детей. Учитель на селе - одна из...

Методическая система педагога, апробированная в профессиональном сообществе (краткое описание)

Резванова И.А. использует в своей работе систему педагогических приемов и методов направленных на сопровождение процесса становления и развития личности обучающегося в период обучения как человека цел...


 

Комментарии

Современные требования к результатам освоения программы учащимися по математике представляют собой совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования. Для этого необходимо создать методическую систему развития творческой личности учащихся в процессе обучения математике. Система признана профессиональным сообществом.