Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
методическая разработка по биологии по теме

Клаус Ирина Михайловна

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технологии проектирования.Даны практические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema__klaus_iriny_mihaylovny.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система учителя биологии Клаус Ирины Михайловны МОУ Русскополянская гимназия №1

Методическая тема, над которой я работаю: «Проектирование как средство развития познавательного интереса на уроках биологии». Цель: создание условий для развития познавательного интереса к предмету посредством включения обучающихся в проектную деятельность. Для успешного решения поставленной цели, я определяю следующие задачи: в рамках методической системы: - анализировать и структурировать педагогическую деятельность в рамках системы; - вести поиск эффективных способов и приемов педагогических действий в образовательном процессе, организовывать и стимулировать различные формы деятельности обучающихся в условиях функционирования педагогической технологии; - применять элементы педагогических технологий (проектная технология, исследовательские технологии, информационные технологии);- оценивать эффективность используемых форм, методов и средств через различные  формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся; - транслировать  собственный   педагогический опыт;

 Задачи в рамках методической темы:

-организовать деятельность учащихся по разработке проектов на уроках биологии и во внеурочное время;

-создавать ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу;

-практиковать презентацию и реализацию социально-значимых проектных работ;

-продолжать работу по разработке  методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

Сущность  методической системы заключается в обучении навыкам проектирования, включения школьников в творческий процесс, реализации социально-значимых проектов. При этом я использую методы обучения: проектные,  игровые, креативные, проблемные, исследовательские, мозговой штурм. Образовательной  средой являются  уроки биологии, внеурочная деятельность кружка, работа в научном обществе учащихся, клуб «Лидер» - орган ученического самоуправления, школьные СМИ (газета, школьный сайт, персональный блог).Использование проектной технологии идет

  1. на уроке,
  2. во внеурочной деятельности,
  3. при использовании учебного методического проекта,
  4. при взаимодействии с инфрмациооными технологиями.

Актуальность

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. Задача школы – обеспечение формирования базовых компетентностей выпускника, а   ключевые образовательные компетенции могут быть сформированы только во взаимодействии, т.е. интеграции различных учебных областей. В связи  с этим изменились требования к труду учителя: от умений транслировать  и формировать  программный объем знаний  - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно – ориентированного, исследовательского, проектного подходов. Труд  учителя виден  в расширении  форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора.  А мастерство учителя проявляется в умении  возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения. Состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным,  а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Как показывает практика и опыт работы, очень эффективной для осуществления межпредметной интеграции и формирования ключевых компетенций обучающихся является проектная технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих и инновационных по самой своей сути. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Я в своей работе считаю наиболее эффективным и приемлемым применение проектной технологии в процессе обучения биологии. Суть этой технологии:  стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически  применять полученные знания. Необходимость внедрения этой технологии, на мой взгляд, заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и     развивался интерес к учению?

  1. Такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызовут скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  5. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника,  тем интереснее ему работать.
  6. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой  воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

Технология  проектирования, используемая мною на уроках биологии, позволяет развить тот самый интерес, который активизирует познавательную деятельность ученика и создает условия для развития познавательности учеников. При проектировании используется деятельностный подход, поэтому и результат урока не сумма знаний, а способность действовать в проблемных ситуациях, т.е. компетентностный подход. Проектный метод - продуктивный метод. Актуальность использования технологии проектирования я вижу  в  следующем:

1.Работа по реализации проектной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся.

2.Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно (поиск, обработка, использование информации).

3.Позволяет вести индивидуальную работу над темой, развивает познавательную активность

4.Школьники овладевают умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта.

Описание системы

1.Использование технологии проектирования на уроке

В технологии проектирования привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностный и общественно значимый результат. В нём изменяются ролевые функции ученика и учителя. Школьник является полноправным субъектом взаимодействия с преподавателем. Основной функцией педагога становится консультирование. Реализация проектной технологии на уроке  начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела, или конкретной деятельности. Дети распределяются в группы по интересам, намечают цели и задачи будущей учебной или исследовательской деятельности. Таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности. Каждому находиться задание по интересам: кто–то становиться лидером–организатором, кто-то составляет план работы, кто-то работает художником-оформителем, кто-то ведет исследовательскую работу, проводит опыты.  На начальном этапе я практикую технику чтения пометками на полях. Знак «+» означает, что материал знаю, «-» -не знаю, придется проработать, «!» - интересный материал, нужно  поискать дополнительную информацию. Это техника вдумчивого чтения и аналитического мышления.   Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата (отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации). Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает им самостоятельно организовать учебный труд. В результате выполнения проекта учащиеся должны ясно представить: Зачем? Что это? Для кого это? Кто в этом заинтересован? Что для этого нужно? Когда это будет сделано? Проектирование позволяет четко поставить задачу, определить цели и проблемы,  наметить способы решения, создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности.

Так выглядит модель урока в режиме проектной деятельности.

1 Постановка проблемы через выделение противоречий

   Выделение вопросов, на которые нужно найти ответы

2.Определение творческой  группы

3. Работа над проектом

   - целеполагание  и мотивация

   - выдвижение идей

    -распределение обязанностей между членами группы

-знакомство с источниками информации, отбор материала, составление словаря понятий

4.Выполнение исследовательской части (опрос, наблюдение, тестирование, опыт,  практическая работа, социологические данные)

5.Анализ информации и выбор оптимального решения проблемы

6.Определение формы презентации проекта, выступление группы перед аудиторией, ответы на вопросы

7.Экспертиза проекта. Рефлексия.

В качестве критериев представления проекта можно взять следующие показатели:

  1. Актуальность, реальность, практическая значимость работы
  2. Полнота работы, аргументированность, работа с дополнительной информацией
  3. Уровень исследований по теме, оформление
  4. Креативность, оригинальность
  5. Качество представления: культура речи, ответы на вопросы, убедительность, использование наглядности

Проектная технология включает в себе многие известные методы и способы активного обучения: метод погружения, мозговые штурмы, опытная работа, деловые игры, поисковой эксперимент, анализ источников, групповые работы учащихся, связь  с региональным компонентом. Содержание школьного курса биологии помогает мне формировать у учащихся все уровни познания. При изучении биологии в 6-7 классах  ученики проходят ученический уровень, когда они занимаются под моим руководством. (Например, определить  по рисунку, к какому семейству относится данное растение, по тесту учебника найти ответ на вопрос, сравнить схемы пищевой связи водоема  и леса , сделать выводы).  Учащиеся  начинают по памяти выполнять задания: сформулируйте закон, дайте определение термина, опишите пищевую связь, найдите отличительные особенности  нескольких процессов. В 6-8 классах я начинаю учить детей методике работы с научной информацией: составление картотеки, доклады, рефераты.  При изучении человека и основ общей биологии  в 8-9 классах, с учетом преемственности, они переходят на эвристический и творческий уровни. Сюда относятся решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу.Участие на олимпиадах, конкурсах, составление научно-исследовательских  работ способствуют формированию у учеников творческого уровня. Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов: постановка задачи, для решения которой необходимо использовать информационные технологии; планирование деятельности по реализации проекта; поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала; структурирование информации; изготовление и оформление продукта; выбор формы презентации; подготовка презентации; презентация; самооценка и самоанализ.

 

Алгоритм рефлексии использую Т.И.Шамовой   (Я  …какие изменения для меня, что понял, чему научился), (Мы….как работает группа,. ), (Дело….как решаются общие задачи, какие изменения принесла или принесет данная работа)

Тема проекта может быть общая для всех и каждый выдвигает свои пути решения проблемы. Или одна общая тема делится на несколько подтем, формирующих общую картину.

Например, 6 класс, проект «Фитодизайн школьного помещения» может включать в себя подпроекты: Условия существования растений в помещении. Рейтинг популярности комнатных растений. Центры происхождения комнатных растений, приспособленность к конкретным условиям. Способы размещения комнатных растений в помещении. Составление сметы на проект.

Например: 6 класс, проект «Прорастание семян» предполагает закладку опыта и  исследование лучших условий прорастания семян, многовариантность опытов, интерпретация полученных результатов, формулировка различных предположений, моделирование условий эксперимента.  

Например: 7 класс, проект «Рост и развитие животных и растений» предполагает следующие подпроекты: Определение смысла термина. Доказательства необходимости изучения закономерностей онтогенеза для управления процессом развития. Сравнительный анализ прямого и непрямого способов развития. Дневник наблюдений за семенами в стадии покоя и прорастания.

Например, 9 класс тема проекта «Клетка-структурная единица жизни» предполагает подпроекты: Связь строения и выполняемой функции. Доказательства единства клеточного строения. Словарь биологических понятий. Разнообразие клеток (практическая работа). Клеточная теория, этапы становления  и доказательства. Неклеточные формы жизни.

Например: 10 класс, проект «Ядро клетки» может содержать интерпретацию различных данных по теме, характер и значение общих сведений, данных, гипотез, новых открытий в связи с развитием цитологии и генетики.

Например: 11 класс, проект «Популяции в природе» предполагает составление трофических связей, показ взаимосвязей, анализ критерий популяции на основе конкретно выбранных, построение гипотезы, анализ типа «если…,то…»

Например: 11 класс, проект «Естественный отбор» можно выстроить как упражнения в построении гипотез, отборе доказательств в пользу определенного предположения.

Последовательность шагов в реализации подобной модели:

1.Ученик знакомится с содержанием исследования

2.Ученик выстраивает свое понимание замысла исследования

3.Ученик выделяет проблему исследования проблемы

4.Ученик намечает свой собственный способ решения

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы. Работая в малых группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Использую при этом  технику  критического мышления, которая помогает разделять изучаемый материал на блоки, выявлять самые главные моменты.

Методическая система основана на применении технологии сотрудничества, проблемного обучения, элементов информационно-коммуникационной технологии.

Так,  например, в 11 классе, при изучении темы “Основы селекции. Биотехнология”  использование проектной технологии позволило сделать тему межпредметной, т.к. это возможность приобретения обучающимися  компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Доминирующая деятельность в проекте - поисковая, творческая, ролевая. Характер контактов - среди участников класса. Количество участников проекта - группа 4 - 5 человек. Класс делится на группы. Каждая группа - это специалисты в разных областях селекции и биотехнологии.  

Алгоритм работы группы     

  1. изучить методы, которые используются в определенной области селекции или биотехнологии;
  2. изучить вклад ученых в развитие данной области селекции или биотехнологии;
  3. познакомиться с достижениями в данной области, представить новинки;
  4.  дать понятие  «генно- модифицированные объекты»;
  5. используя научно обоснованные методы, представить новый живой организм (растение, животное, микроорганизм), полученный группой с заданными признаками;
  6. свой проект группа должна обосновать с научной точки зрения, даже если он нереальный.

-Распределяют роли в группе, выбирают форму выполнения работы (реферат, доклад, проект, презентация, публикация, брошюра, бюллетень, веб-страница, буклет, каталог и др.,).

-Планируют деятельность (определяют цели, актуальность выбранной проблемы, определяют последовательность действий, подготавливают условия, проектируют свою деятельность).

-Реализуют свой план.

-Представляют результаты своей работы (защита реферата, представление доклада, презентация проекта или публикации и т.д.).

Пример учебного проекта по теме “Кровь”

Цели и задачи: Продолжить и углубить изучение темы. Анализировать и обобщить исследовательскую работу при изучении данной темы. Повысить заинтересованность учащихся к изучению учебного материала. Привить умения и навыки оформительской работы. 

План урока. По данной теме идет 4 урок, ребята работают по группам. В группах работают: докладчики, оформители, оппоненты, эксперты, слушатели. Идет работа с дополнительными источниками информации.

1. Вступительное слово учителя. Подведение итогов, формулировка  проблемы всего монопроекта: - Роль крови и кровеносной системы для обеспечения целостности и сохранения гомеостаза человеческого организма.

2. Работа по группам.

1 группа: Цель исследования: Кровь. Ее состав, функции.

Проблема: Верно ли высказывание «Кровь-зеркало организма?»

Демонстрация: Таблица “Кровь. Ее состав”. Выступает докладчик. Знакомит всех учащихся содержанием реферата. Дает только дополнительные факты, наблюдения и схемы. Исключено изложение учебного материала. Вывод: О состоянии здоровья человека судят, прежде всего, по состоянию состава его крови. Для этого берут анализ крови и с помощью микроскопа подсчитывают количество красных и белых кровяных клеток в мм. куб. крови, изучают форму. Посредством химических и физических методов определяют количество гемоглобина в крови, количество и состав белков плазмы, количество сахара в крови. Вот поэтому, посещая любую поликлинику, мы сдаем анализ крови.

 Примерные вопросы экспертов и  оппоненты участвуют при обсуждении данной проблемы.

  1.  Почему в таблице “Состав крови” указана скорость оседания эритроцитов?

2.Исходя из данных таблицы — по сравнению количества эритроцитов у разных типов животных, объясните, почему кол-во эритроцитов в 1мм куб. больше у млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися.

2 группа:  Цель исследования: Болезни крови.

Проблема: Какая существует  связь между изменением состава крови и состоянием организма?

Демонстрация: Самодельная таблица “Болезни крови” и “Родословная английской королевой Виктория по передачи наследственного заболевания гемофилии”. Выступает докладчик. По ходу объясняет причины возникновения различных заболеваний: дифтерия, малокровие, болезнь Дауна. Идет  решение типовых задач по генетике.

Эксперт задает вопрос: «Если женщина носительница гена гемофилии, а мужчина- гемофилик, то какое потомство ожидается?», Из истории мы знаем, что царевич Алексей был гемофиликом. От кого он унаследовал эту болезнь?

3 группа: Цель исследования: Иммунитет.

Проблема: «Какими защитными силами владеет человеческий организм?»

Выступает докладчик, знакомит всех с видами иммунитета, дает анализ схемы, которая раскрывает работу Т и Б клеток по захвату чужеродных клеток, раскрывает значение терминов: вакцина, карантин, лечебная сыворотка, СПИД.

Вопросы оппонентов: На какой срок вырабатывается врожденный иммунитет? Чем отличаются лечебная сыворотка и вакцина

Вывод: Каждый человек должен знать, что в земле длительное время сохраняются возбудители некоторых болезней. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний осуществляется специальной системой противоэпидемиологических мероприятий. Прежде всего, выявляются источники и пути распространения инфекции.

Встреча с медработником. Рассказ о значении группы крови и RH- фактора для человеческого организма. Рефлексия. Анализ урока.

В основе  тематики учебных проектов находится тема культуры здоровья, здоровьесберегающие темы, которые определяют умение жить, принося пользу своему организму (таких проектов много в курсе биологии 8 класса, когда дети изучают анатомию). Ещё Сократ писал: « Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». Здоровье человека в большей мере (до 50%) зависит от образа жизни. А образ жизни любого человека определяется материальными условиями существования с одной стороны, и духовным компонентом развития личности, с другой стороны.   Практика показывает, что школьники не всегда понимают, что входит в понятие «ЗОЖ, досуг, и как правильно его организовать». По данным социального опроса среди гимназистов 71% опрашиваемых не отказываются от удовольствий, которые делают их жизнь   разнообразной, но они должны задуматься, не будут ли их привычки с годами иметь последствия для здоровья. И всего лишь 29% опрашиваемых ценят своё здоровье.

Ребятами был предложен  проект «Досуг как элемент здорового образа жизни». (Лауреаты областного НОУ- 2007г, Диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Первые шаги»-2008г). Основополагающие вопросы проекта: -   Умеют ли школьники отдыхать? -   Что можно предложить для организации досуга?

     Практическая направленность проекта состоит в том, что позволит:

  1. Изучить состояние данного вопроса в районе
  2. Выйти на уровень формирования и преобразования окружающего социума (с учетом реальных возможностей)

Велика роль школы в вопросе формирования осознанного отношения к своему здоровью. Именно в школе, где мы проводим 11 лет, создается модель здорового поведения. А этому необходимо учить, т.к. здоровье, когда оно есть, воспринимается как само собой разумеющееся.

Ребята провели соц.опрос, изучили данные вопроса в районе, стране, проанализировали систему дополнительного образования в гимназии и возможности социума. Были изучены возможности международного проекта. Шведская организация «Сибирь АиД» и Русскополянская организация «Здоровье Сибири» работают совместно.  Цели  международного проекта:- Охрана и укрепление здоровья  школьников и населения. - Создание благоприятных условий для занятий спортом и фитнессом. - Помощь в создании и деятельности реабилитационных центров.

Направления работы:

  1. культурный обмен в рамках молодежного проекта
  2. обмен опытом работы с детьми группы риска
  3. знакомство с системой воспитания на примере Южного спортивного союза Швеции
  4. знакомство с системой воспитания на примере Южного спортивного союза Швеции
  5. создание благоприятных условий для занятий спортом и фитнессом
  6. помощь в создании и деятельности реабилитационных центров

Деятельность в рамках шведского проекта, прописанная в начале в рамках урока, вылилась в общешкольную реализацию предложенного проекта. Это дает уникальную возможность подросткам,  в том числе  и из группы риска, и ребятам, имеющим проблемы со здоровьем, взглянуть на проблему с другой стороны, увидеть пути решения, пообщаться, заявить о себе, найти точки соприкосновения. Ребята до сих пор переписываются, изучают серьезно язык. Это и занятость, и востребованность, и социализация.

Любой проект должен включать в себя теоретическую часть (изучение вопроса в различных источниках информации, отбор, логическое построение материала, установление причинно-следственных связей, формулировка выводов, рекомендаций), и обязательная практическая часть (тестирование, практикум, закладка, демонстрация опыта, социологический опрос, самоанализ, самооценка).

Например: 8 класс, темы проектов:

  1. Что такое культура физического здоровья? (может включать вопросы, связанные с плоскостопием, соответствие веса норме по формуле Кетле, определение физической работоспособности путем дыхательных возможностей, данные по классу, школе, анализ и рекомендации)
  2. Что включает в себя культура психического здоровья? (оценка логического мышления, продуктивности мыслительных операций, полушарность, быстрота переключения внимания)
  3. Как правильно питаться? (оценка и составление рациона питания, исследование пищевых продуктов на предмет обогащения их биологическими ценными добавками, рацион школьника по возрастам, питание по группе крови, + и – диет, рекомендации)
  4. Я и наркогенные вещества (влияние алкоголя на процесс пищеварения, исследование табачных изделий на содержание смол и никотина, статистика по миру и России, анализ соц. опроса школьников, анализ литературы по данному вопросу, набор памяток и рекомендаций, конкурс реклам антинаркотической направленности).
  5. Что представляет среда жизни здорового человека сегодня? (анализ сложившейся ситуации по данным литературы, исследование воздуха на содержание твердых примесей, тестирование «цените ли вы свое здоровье?», составление дневника здоровья класса и школьника)

2.Использование проектирования во внеурочной деятельности.

 Организация коллективных творческих дел, акций, деловых игр, участие в научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального уровней ориентирует обучающихся на поиск оптимальных путей развития, прививает навыки самостоятельной исследовательской работы, активизирует познавательную деятельность. Большое внимание уделяется практикоориентированности проектов, их реализации, когда ребята могут увидеть результативность и социальную значимость своей работы, использовать на уровне класса, школы или района. На примере социального проекта «Край зовется нежно Русскою Поляной», можно проследить активную позицию обучающихся. Главная задача гимназии-воспитание гражданственности, патриотизма, которые проявляются в постоянной заботе  и любви к родному краю. История нашего села богата интересными событиями, людьми, но в последние годы село изменяется, мало, что остается от того цветущего края, о котором нам рассказывают бабушки и родители, который когда-то они приехали покорять, поднимая целину. Поэтому хочется увидеть его красоту, узнать о его исторических и культурных ценностях. Сегодня Русская Поляна переживает свое второе рождение. Кто, если не мы, живущие на родной земле, в своем селе, наведем порядок, благоустроим  и озеленим улицы, разобьем цветники. Проект является чрезвычайно актуальным для Русской Поляны, так как решает проблему возрождения села через летнюю занятость детей в учебно-производственной бригаде «Заря», через большую историко-краеведческую работу по изучению родного края. Социальная значимость проекта проявляется и в привлечении школьного пресс-центра «Идея» для освещения всех этапов проекта. Цель: создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения и взрослых через систему конкретных мероприятий в период летней занятости

Ожидаемые результаты:

  1. Решение проблемы летнего организованного труда и отдыха детей
  1. Благоустройство поселка через систему конкретных дел
  1. Изучение истории родного края
  1. Открытость проекта через школьные и районные средства массовой информации.
  1. Воспитание Гражданина и Патриота своей малой родины

Этапы реализации проекта

Подготовительный   март-начало мая

  1. Сбор информации
  2. Определение круга проблем и вопросов
  3. Социальное партнерство
  4. Пути решения поставленных задач

Основной этап   май- август

  1. Организация работы УПБ «Заря»
  2. Историко-краеведческое направление
  3. Работа школьного пресс-центра «Идея»

Итоговый     сентябрь

  1. Социологические опросы, сбор и анализ информации
  2. Результативность акций
  3. Публичный отчет по проекту
  4. Награждение

Направления: Трудовая деятельность. Историко-краеведческая деятельность. Агитационно-пропагандистская. Социальное партнерство.

В ходе работы над проектом были предложены общешкольные акции:

-Акция «Попробуй-получится!

-Акция «Мы-вместе!»

-Акция «В родном селе хозяевами стать»

-Коллективное творческое дело «Край зовется нежно Русскою Поляной»

-Акция «Мы-молодцы»,

Результатом которых стали такие дела, как: разбивка клумб, цветников, рабаток, дорожек, создание альпийской горки, посадка молодняка и подроста на территории,  работа на школьном стадионе (привести в порядок спортинвентарь, футбольное поле, баскетбольные кольца, прыжковую яму, турники), организация работы на учебно-опытном участке (посев и посадка, закладка опытов, уход за ягодником), представление и защита мультимедийных презентаций, стендовых докладов по разным темам, связанным с историей малой родины.  На заключительном этапе подведены итоги по реализации проекта, награждение, отмечена   и эффективность социального партнерства гимназии, Службы занятости и поселковой администрации.

Еще пример значимого для обучающихся  проекта: «Деловая игра «Выборы». Велика роль школы в вопросе формирования  гражданского образования подрастающего поколения. Именно в школе, где мы проводим 11 лет, создается модель Гражданина, имеющего опыт демократических отношений, которые приобретаются в ходе школьной жизни, через участие в органах ученического самоуправления. В школе подросток не учится жить, а  живет, осваивая принципы демократического поведения. И от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, которая станет неотъемлемой частью   жизни ребенка, зависит и поведение в будущем. Одной их форм приобретения опыта демократического проживания учащихся Русскополянской гимназии №1 служит  Гражданский форум молодежи,  в рамках которого проводится  деловая игра  «Выборы лидера». Цель: проведение выборов в лидеры Совета старшеклассников, следуя правовым нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской  Федерации».

 Задачи:

  1. изучить основное положение по выборам
  2. провести выборы общешкольной и классной избирательных комиссий
  3. организовать учебу избирательных комиссий
  4.  организовать выдвижение кандидатов в лидеры совета старшеклассников и учебу по написанию ими выборной программы
  5. создать условия для предвыборной кампании (агитация, листовки, школьные СМИ)
  6. использовать при работе демократические принципы: свобода слова, печати, свобода выбора, самостоятельность, гласность.

7.  освоить механизм организации предвыборной кампании, механизм голосования и    послевыборную деятельность

8.    развитие органов ученического самоуправления в классных коллективах  на общешкольном уровне через клуб «Лидер»

Участники-организаторы проекта

  1. Избирательная территориальная комиссия Русско-Полянского района Омской обл. (председатель Крупко И.И.)
  2. Комитет по делам молодежи Русско-Полянского района (председатель Прудников В.Б.)
  3. Администрация Русскополянской гимназии №1
  4. Совет старшеклассников Русскополянской  гимназии - органа ученического самоуправления (председатель Уразмухамбетова А. 11 кл.)
  5. Классные коллективы 8-11 классов
  6. Школьный пресс-центр «Идея» (руководитель: Клаус И.М. –учитель биологии)

Согласно Положению о выборах, был определены принципы  деловой игры:

  1. свобода выбора
  2. свобода выдвижения
  3. свобода слова
  4. свобода участия
  5. коллегиальность
  6. демократичность

Совет старшеклассников «Лидер»  на очередном совещании пришли  к выводу о необходимости  проведения деловой игры «Выборы». Заручились поддержкой районной избирательной комиссии, получили помощь  в проведении учебы через Комитет по делам молодежи, переговорили с администрацией гимназии. После  этого выработали Положение, в котором прописаны действия всех участников деловой игры, определена дата проведения выборов, возрастной ценз с 14 по 18 лет.  Каждый классный коллектив создал классную избирательную комиссию, выдвинул своего представителя (не менее 2 человек) в общешкольную избирательную комиссию, а также определились с кандидатами в лидеры Совета старшеклассников. Школьный Пресс - центр «Идея» провёл опрос среди гимназистов, чтобы понять, насколько для ребят это значимо и востребовано.

Работа в режиме деловой игры ведётся по направлениям:

- учеба и деятельность общешкольной и классных избирательных    комиссий,

- работа с избирателями; работа кандидатов в лидеры и их доверенных лиц;

-работа школьных СМИ.

 Обучающиеся получили ценный  опыт гражданского взаимодействия.

Предмет диагностики воспитания гражданственности факт включённости школьников в воспитывающие ситуации и отношение подростков к реалиям школьной жизни (к школе, учителю, классу, совместным делам и праздникам). Выбирая объектом диагностики, уровень гражданственности, можно начать с диагностики того, в каких мероприятиях, содержа щих в себе гражданскую направленность, участвовал школьник и в какой степени он был включён в это мероприятие: «Н» (не участ вовал); «У» (участвовал); «УА» (участвовал активно); «УО» (уча ствовал в качестве организатора). К этому процессу можно доба вить смысловой вопрос: «почему... (не участвовал активно, не взял на себя роль организатора, не участвовал вообще...)?». Каждый поступок, продиктованный заботой об окружающих, об успехе общего дела, становится школой гражданского поведе ния. В этом смысле школьная жизнь создаёт школьникам доста точно ситуаций, где они смогут проявить заботу друг о друге, о классе, о школе, об учителях, о родителях и стране в целом. Доста точно посмотреть, как личность: -строит отношения с другими людьми; -берет на себя инициативу и ответственность в большом и малом деле; -обладает сознательной дисциплиной; -стремится принести пользу Отечеству. Анализируя данные по деловой игре «Выборы» за последние года, можем сделать следующий вывод: по сравнению с 2001годом число (УА)  выросло с  17% в 2001 году, 22% в 2005году и до 40% в 2008 году, а число (УО), соответственно, с 30% до 44%.

3.Учебный проект в рамках методической темы

В ходе работы над данной темой успешно использую проект «Работа с понятиями при подготовке к тестированию», целью которого является формирование системы биологических понятий для успешной сдачи экзамена  в формате ЕГЭ. Способы решения:

1.Установить индивидуальный уровень знаний, умений и навыков;

2.Учить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий;

3.Развивать мыслительные операции: сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать.

Измерить: количество тестов, увеличение числа правильных ответов.

Этапы реализации проекта:

1.Установочный, задачи на этапе: проверить уровень сформированности приемов учебной деятельности и установить индивидуальный уровень развития.

Задания:

  1. из учебника выпишите определение одного понятия.
  2. Обобщите: насекомые, рыбы, птицы…
  3. Продолжите: химия, физика, биология…
  4. Сравните собаку и акулу как организм (черты сходства и отличия, выделить признаки для сравнения)
  5. Проклассифицируйте и укажите обоснование для классификации: слон, бежать, стол, видеть…

Для установления индивидуального уровня развития использую диагностики Айзенка «Определение уровня обученности и обучаемости», «Тип мышления», «Уровень творческого мышления по шкале Рензулли», «Тип памяти»

Уровни сформированности учебной деятельности

Стартовый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

2 этап. Развивающий, задачи: научить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий. Шаги: -определение понятия,-признаки понятия;-выделение существенных признаков понятия. Например: составление синквейна, или схемой отразить уровни организации живой материи.

3 этап. Взаимосвязь, задачи: научить анализу содержания  понятий через установление взаимосвязи между биологическими понятиями. Шаги:-определение системы понятий, -определение конкретного места в системе понятий, -дополнение понятия примерами, -взаимосвязь понятия с другими. Например: даются слова и стрелками показать взаимосвязь, приведя при этом аргументы. Или: определить, какое слово лишнее и почему? Или: задачи на установление аналогий, задание на последовательность событий, задание на логику.

4 этап. Развитие, задачи: научить анализу и выводу через обобщение понятий для формирования единой системы биологических знаний. Шаги:-перечисление свойств понятия, -найти основу для объединения понятий, -сгруппировать на основе общности, -подобрать категорию для каждой группы. Например, через умение выделять части объекта, развитие абстрактного мышления, умение классифицировать и обобщать.

Формирование учебных понятий идет через:

  1. Введение приема
  2. Закрепление способа действия (упражнение)
  3. Перенос усвоенных знаний в новые ситуации

Проверка усвоения приема:

  1. Ученик сам определяет, из каких действий состоит прием
  2. Ученик правильно выполняет все действия приема
  3. Может осуществлять перенос знаний

Работа по реализации данного проекта помогает мне оптимизировать учебный процесс, используя личностно-ориентированный подход.

4.Формирование информационной компетенции в режиме проектирования

Одной из главных задач современного образования школьников является формирование информационной компетенции, которая подразумевает не только компьютерную грамотность, но и умение вести поиск информации, использовать и оценивать ее, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.  Применение ИКТ на уроках биологии позволяет реализовать дифференцированный подход к обучающимся, содержание системы гиперссылок позволяет обучающимся выбрать самостоятельно свой путь процесса познания. Возможность электронных учебных пособий и сети Интернет позволяют повысить информационную насыщенность уроков, дополнить и углубить содержание учебника. В результате работы создается, например, «Банк информации, раздел «растения». Информация может быть использована на уроках в качестве иллюстративного и дополнительного материала. Для создания информационных проектов требуется интеграция с разными предметными областями. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Урокам биологии отводится одна из ведущих ролей в ее формировании. Это и правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Так как реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, то межпредметная интеграция помогает ему овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Развитие проектных технологий в изучении биологии позволяет создавать информационные продукты разного рода (презентации, тесты, буклеты, видеоролики), обладающие огромным творческим потенциалом. Я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого, практикую создание презентаций самими учащимися. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, контрольными вопросами, которые используют учащиеся для самостоятельной работы на уроке. Обучающиеся могут сами создать собственный интеллектуальный продукт (реферат, доклад, сообщение). В работе над методической темой использую программы-репетиторы «Репетитор по биологии», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», видеоуроки в кабинете информатики, методические сайты: сайт издательства «1 сентября» и его раздел «Биология» и сайт «Я иду на урок биологии». Информационные образовательные ресурсы помогают реализовать педагогические технологии.

Результативность. Методическая система прошла период становления и в данное время апробируется в рамках опытно-экспериментальной работы «Управление развитием познавательного процесса школьников 5-9 классов в муниципальной системе образования» и регионального ИнКо «Школа-центр творчества и развития одаренности детей». Имеется ряд публикаций, отражающих отдельные элементы данной системы. (БОУ ДПО «ИРООО», научно-практическая конференция «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Омской области», 2009 г., межмуниципальная заочная Интернет-конференция «Проектирование как средство развития познавательного интереса на уроках биологии», 2009 г.) Ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через Интернет:, через работу в профессиональных педагогических сообществах, на школьном сайте, на персональном блоге. В рамках своей системы провожу занятия с коллегами школы, с презентацией своего опыта неоднократно делилась на заседаниях методического объединения учителей биологии района, на педагогических советах, заседаниях кафедр. Объектом исследования  на уроках выступают социальные явления - курение, наркомания, алкоголизм. Результат-конкурс акций, видеороликов, презентаций, созданных детьми ( имеется диск с детскими презентациями, листовками). Такие уроки имеют прямой выход в социум: акции против курения и др. вредных привычек, проводимые школой и  Комитетом по делам молодежи на уровне муниципалитета, на уровне Министерства образования Омской области. С наработками по данной теме выступала на муниципальном уровне: открытые уроки и семинары РМО учителей биологии, на  региональном уровне:  призер  областного конкурса учебно-методических материалов по экологическому воспитанию и образованию школьников «Внеклассная работа по здоровому образу жизни через школьные СМИ», (2008 г.)  и участие в научно-практической конференции «Профилактика наркомании и ВИЧ-инфекций в молодежной среде» (материал вошел в число лучших разработок банка учебно-методического обеспечения модулей программ повышения квалификации педагогов БОУ ДПО «ИРООО»,  декабрь, 2010 г.). Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей учащихся и продолжается через систему внеурочной, индивидуальной деятельности в рамках научного общества учащихся и кружка. Опыт работы представлен результативностью участия детей в НПК, конкурсах  регионального, федерального и международного уровней.

Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат в области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Вот именно результативность-главное  в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения.

.