"Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи"
презентация по теме

Шишкина Алена Викторовна

Презентация проекта знакомит с ходом внедрения в практическую деятельность проекта "Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.rar275.15 КБ

Подписи к слайдам:

РАБОТА С ТЕКСТОМ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРОВЫМ ФОРМАМ РЕЧИ
Презентация проекта Автор: Шишкина Алена ВикторовнаМКОУ «Сладковская СОШ»Слободо-Туринского районаСвердловской области
Коммуникативная компетенция-
способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общениявладение коммуникативными ролями;владение социальными ролями;владение этическими и этикетными нормами;владение речевыми тактиками и стратегиями (речевая компетенция - умение строить высказывание по определённым правилам, нормам литературного языка)
Проблемы:
недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений,речевые неудачи при создании письменных высказываний разных жанров, отсутствие единой системы критериев развития речевой компетентности,невысокий уровень творческого потенциала речи обучающихся.
Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи
Цель : определить наиболее эффективные способы деятельности, способствующие развитию речевой и коммуникативной компетентности обучающихся
Задачи:
разработать систему уроков развития речи с учётом существующего в современной коммуникативно-ориентированной лингвистике подхода к оценке связного высказывания (текста) с обязательным учётом сферы общения – области речевой практики, в которой будет функционировать данный текст;подобрать дидактический материал для практикумов по созданию текстов разных стилей и жанров с включением в задания элементов речевой ситуации (тексты, упражнения, ситуативные задачи);разработать систему мониторинга достижений обучающихся;организовать работу по использованию критериев оценивания результатов различных видов коммуникативной и речевой деятельности обучающихся для само- и взаимооценки; определить планируемый результат деятельности и сроки реализации проекта.
Ошибки в содержании речевого высказывания (построение текста)
тема не понята или раскрыта недостаточно, неполно;основная мысль не осознана или проведена недостаточно чётко и последовательно;неясно выражена позиция автора;речь недостаточно доказательна(не аргументировано мнение автора);при написании сжатого изложения не использованы приёмы сжатия текста;содержание исходного текста передано с искажениями, фактическими ошибками;нарушена последовательность изложения мыслей(логические ошибки);нарушено абзацное членение текста;высказывание не соответствует заданной речевой ситуации(адресат, место и условия общения), сфере общения;нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного типа речи (например, рассуждения), жанра.
Речевые ошибки
употребление слова не соответствует его лексическому значению;нарушена лексическая сочетаемость;неточно или непонятно выражена мысль;употреблено лишнее слово;неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;употреблены слова, выходящие за рамки современного литературного языка(жаргонизмы, просторечные слова;употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания.
Упражнения для совершенствования конкретных умений текстообразования.
осмысление темы будущего текста (определите тему текста, выберите предложение, которое может быть заголовком текста, какой из предложенных заголовков боле всего подходит по смыслу к данному тексту, придумайте заголовок к данному тексту);собирание материалов к сочинению на заданную тему;систематизация собранных материалов(составление плана, простого и сложного в соответствии с типом речи и темой, исправление ошибок в предложенных планах);составление рабочих материалов(отбор соответствующего содержания к каждому пункту плана;подбор языковых средств в соответствии с темой, замыслом, адресатом и стилем будущего текста;создание текста на заданную тему в виде пересказа(изложения) или сочинения;редактирование написанного текста(нахождение и исправление указанных недочётов и ошибок.
План реализации материала по теме «Обучение высказываниям разговорного стиля»Урок развития речи в 5классе «Невыдуманный рассказ о себе»
Речеведческие понятия
Речевые(коммуникативные)умения учащихся
Задания и упражнения по текстуЕ.Носов «Белый гусь»
1.Повествование как тип речи; композиция рассказа2.Сюжет и внесюжетные элементы (диалог, описание природы)
Определять тип текста-повествования, его основные структурно-смысловые части и характерные языковые приметыВыделять сюжет и внесюжетные элементы в рассказеСоставлять и обоснованно включать в него внесюжетные элементы
Докажите, что данный текст соответствует жанру рассказа, используя схему:Вступление Завязка Развитие действияКульминацияРазвязкаЗаключение Укажите в тексте части, соответствующие завязке, кульминации, развязкеСоставьте свой сюжет по рисунку, включите описание природы, диалог
Речеведческие понятия
Речевые(коммуникативные)умения учащихся
Задания и упражнения по тексту
3.Тема и основная мысль4.Вступление
Определять темуФормулировать основную мысль текстаОзаглавливать текстПодчинять отбор содержательных элементов и языковых средств основной мысли рассказаОсуществлять выбор основного назначения вступления в соответствии с основной мыслью рассказаСоздавать вступление, воздействующее на читателя
Определите, о чём говорится в тексте. Какова его тема?В чём должен убедиться читатель, прочитав рассказ?Над чем должен задуматься читатель? Какова основная мысль рассказа?Из чего исходил автор при отборе элементов содержания?Укажите выразительные средства языка в тексте, их роль.Укажите вступление в тексте, определите его назначениеСоздайте вступление к своему сочинению «Как я однажды…» и проверьте, отвечает ли оно требованиям, соотнесено ли с ОМ, заглавием, основной частью по объёму, соответствует ли стилю, нет ли стандартных фраз
Речеведческие понятия
Речевые(коммуникативные)умения учащихся
Задания и упражнения по тексту
5.Заключение6.Описательный оборот
Создавать концовку повествовательного текстаИспользовать в речи описательные обороты с целью предупреждения лексических повторов и нарушения связности текста
Укажите ту часть рассказа, которая соответствует развязкеПрочитайте часть текста, следующую за развязкойДаёт ли автор прямую оценку описанных событий ?Какая концовка оказывает более сильное впечатление на читателя(прямая оценка события или с внесюжетными элементами)?Составьте два варианта концовки своего рассказаКакая удачнее раскрывает ОМ?Укажите описательные обороты в тексте, определите их рольУстраните повторы в предложенном тексте, не нарушая его связностиПодберите описательные обороты для своего рассказа
Задание
Представьте, что вы рассказываете эту историю своим друзьям (в лагере, в походе, сидя у костра). Напишите рассказ Как я однажды…(ходил на рыбалку, чуть не заблудился, опоздал в школу…).
Примерные ситуативные задания
Используя данные фотографии, постарайтесь воссоздать атмосферу события, отражённого на снимке, оцените поведение участников в данной обстановке. Обратите внимание на то, как поза, выражение лица, жест свидетельствуют о душевном состоянии человека в конкретной ситуации, запечатлённой на фотографии. «Прочитайте» фотографию; дайте портретную характеристику человека, группы людей, изображённых на снимке. Оформите текст как запись в личном дневнике. Опишите какие-либо действия, используя наречия (например, как ремонтируют телевизор, пекут пироги, шьют фартук и т.д.). Напишите репортаж для школьной стенгазеты или возьмите интервью у человека, выполняющего какое-либо действие.Рассмотрите репродукцию картины. Какие мысли и чувства она вызвала у вас? Оформите свои впечатления о картине в форме отзыва в книге для посетителей картинной галереи, выставки.Запишите свои размышления о рассказе (повести) в форме письма автору. Не забудьте об этикетных правилах письма, будьте заинтересованным собеседником.
Модель критериальной оценки устного публичного выступления

Показатели
Баллы
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. 2.2. 2.2.1. 2.2.2. 2.2.3. 2.2.4. 2.3. 2.3.1. 2.3.2. 2.3.3. 3. 3.1. 3.2. 3.3.
Предметно-информационная составляющаяЭрудированность в рассматриваемой проблемеПонимание проблемы и глубина её раскрытияУровень необходимых предметных и межпредметных знаний по проблемеУровень знаний общественной, культурной жизниВладение специальной терминологиейДеятельностно-коммуникативная составляющаяВладение навыками создания текстаТекст отличается тематическим единством, ОМ сохраняется на протяжении всего текстаТезисно-аргументативная структура текста убедительна и корректна, примеры и цитаты уместныКомпозиция текста отражает логику раскрытия темы. и направлена на раскрытие ОМВыбранные языковые средства целесообразны (отражают позицию, отношение автора)Умение донести информацию до слушателей, умение воспринимать информациюУмение наладить со слушателями деловой и эмоциональный контактУмение слушать вопросы и понимать их, умение в соответствии с вопросами давать ответыУмение задавать вопросыУмение оценивать выступление другого (участвовать в обсуждении)Владение нормой и правилами общенияУмение владеть собойУмение грамотно организовать пространство и время, правильно использовать невербальные средства общенияСоблюдение норм и правил успешного общенияЦенностно-ориентационная составляющаяАктивная личностная позиция при осмыслении проблемыУмение давать оценку фактам, событиям, явлениямУмение оценивать результаты своей деятельности
122222222222222222226222Всего 40
Модель критериальной оценки письменного высказывания

Показатели
Баллы
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3.
Предметная составляющая: эрудированность автора (уровень литературной образованности)Знание текста художественного произведенияЗнание социокультурного контекста произведенияВладение литературоведческой терминологиейВладение специальными навыками анализа художественного произведенияДеятельностно-коммуникативная составляющая (уровень сформированности речевых и коммуникативных уменийТекст отличается тематическим единством, ОМ сохраняется на протяжении всего текстаКомпозиция текста отражает логику раскрытия темы. и направлена на раскрытиеОМТекст отличается целеположенностью, то есть обобщения различного уровня связаны между собой и нацелены на раскрытие основной мыслиВыбранные языковые средства целесообразны (отражают позицию, отношение автора) и полностью отвечают нормам правильной и хорошей речи (точной, ясной, богатой, выразительной)Ценностно-ориентационная составляющая (уровень сформированности личностной позиции)Активное личностное отношение к осмыслению проблемыМотивированность собственного отношения к событиям и героям произведенияУмение корректно выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами
82222822226222Всего22
Планируемый результат
наличие определенных теоретических сведений о языке;наличие определенных умений (орфоэпических, грамматических, пунктуационных);наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами, условиями общения;наличие знаний и умений организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения.
Мониторинг качества образованности учащихся
Класс
2006-2007Русский Литература язык
2007-2008Русский Литература язык
2008-2009Русский Литература язык
5
60 80
38 46
6

63 80
40 46
7
67 85
9
35 47
10
35 48
11
35 48
Результаты ЕГЭ по русскому языку2008-2009 учебный год

Результаты деятельности по реализации проекта
высокий уровень познавательной мотивации обучающихся к изучению преподаваемых дисциплин (100% выбор факультативных курсов);положительная динамика формирования коммуникативной компетенции обучающихся (призёры районных туров олимпиад по русскому языку и литературе; победители и призеры интеллектуальных игр, познавательных конкурсов («Серебряное пёрышко», «Знакомые незнакомцы» и других);самодостаточность и социальная компетентность выпускников: 5 человек (33 %) из выпуска поступили в ВУЗы, 10 (67%) – в средние специальные заведения (техникумы, колледжи).
Рост профессионального мастерства

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

В процессе работы с учащимися на уроках  мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грам...

Доклад:«Зачетная система обучения как форма контроля на уроках математики»

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ как форма контроля на уроках математикиШкола закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны умет...

Работа с текстами художественной литературы на уроках развития речи

В статье говорится о приёмах работы с текстом , приводится фрагмент урока развития речи в группе 1-го года обучения (8-9 лет)....

Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка

Методические  приёмы  работы  с  текстом.Этапы  работы  с  текстом.  Виды  упражнений....