Работа с текстами художественной литературы на уроках развития речи
методическая разработка на тему

Карева Ирина Валентиновна

В статье говорится о приёмах работы с текстом , приводится фрагмент урока развития речи в группе 1-го года обучения (8-9 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Карева И.В. педагог дополнительного образования,

руков. объединения «Лира».

Работа с текстами художественной литературы на уроках  развития речи

Дополнительная общеобразовательная программа «Искусство звучащего слова», по которой ведётся обучение в нашем объединении,  направлена на развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся. Система работы, которая включает в себя постоянно проводимые речевые упражнения, речевую практику, поможет учащимся поднять уровень их речевой культуры и одновременно углубят работу по постижению и пониманию изучаемых в школе текстов художественной литературы.

Программой предусмотрен такой вид работы, как работа с текстами художественной литературы. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. Работая с отдельными словами, словосочетаниями,  предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость.

Приведу пример такого занятия в группе 1-го года обучения, на котором мы обращались к произведению Л.Чарской «Две ёлки».

  1. Чтение рассказа «Две ёлки» педагогом.
  2. Обсуждение. Выделяем главное. Выясняем, что было непонятным, почему рассказ назван «Две ёлки».
  3. Характеристика персонажей.

      4. Работа со словарём, составленным педагогом по тексту произведения (в тексте встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного употребления). Говорим о понятии «словарная статья».

       5. Работа на карточках с фрагментом текста.

В нарядной гостиной ёлочку окружили со всех сторон, и в какой-нибудь час она преобразилась. Бесчисленные свечи засияли на её ветвях... Дорогие бонбоньерки*, золотые звёзды, разноцветные шары, изящные безделушки и сласти украшали её сверху донизу.

1. Бонбоньерка — выделено звёздочкой. Обращаемся к словарю и выясняем значение слова -  «коробочка для сластей».

2. Постарайтесь догадаться о значении слова и составьте словарную статью самостоятельно:

Гостиная  - это…

3. Объясните,  что значит  преобразилась?

4. Как вы понимаете     бесчисленные свечи?

5. Допишите словосочетания, опираясь на текст:

Звёзды (какие?) _____________________________________

Шары (какие?) ______________________________________

Безделушки (какие?) _________________________________

6. Напишите, какой вы увидели ёлку в этом рассказе.

В ходе такой  работы развивается внимание к языковой стороне текста, деталям. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, прослеживаются межпредметные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены  для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков  в образ...

Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.

Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.вводная часть

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку. (вступление)...

Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто

В век компьютерных технологий современные родители практически не читают детям стихи и сказки известных советских писателей. Как прививать интерес детей к художественным произведениям, знакомить с тв...